logo
белобрыкина

Философия образования

Ежеквартальное научное издание.

Учредители: Научно-исследовательский институт философии образования НМЦ Новосибирского государственного педагогического университета; Институт философии и права ОИИФФ СО РАН.

Выходит в свет с 2002 года. Адресован профессионалам широкого гуманитарного профиля: педагогам, психологам, социологам, философам, аспирантам и студентам вузов.

Главный редактор: Н.В.Наливайко.

Человек

Иллюстрированный научно-популярный журнал Института человека РАН. Выходит в свет с 1990 года. Периодичность – 1 раз в 2 месяца.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие ……..……………………………………………………………4

Рабочая программа учебной дисциплины «Психологическая

служба в образовании» ……………………………………………………...9

Раздел 1. Краткий экскурс в историю становления службы практической

психологии образования..……………………………………………………24

Раздел 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности

практического психолога образования …………………………………….52

Раздел 3. Организация деятельности психолога в образовательном

учреждении……………………………………………………………………61

3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы

учреждения образования….…………………………………………………61

3.2. Рабочая документация психолога образования………………….65

Раздел 4. Основные виды и направления профессиональной

деятельности практического психолога в образовательном

учреждении.………………………………………………………………….103

4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога

образования…………………………………………………………………..105

4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их

использования в учреждении образования………………………………...141

4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса …….166

Раздел 5. Оценка профессиональной деятельности психолога

образования…………………………………………………………………..181

Глоссарий…………………………………………………………………….192

Литература……………………………………………………………………213

Приложение к Разделу 1 ……………………………………..……………..217

Приложение к Разделу 2...…………………………………………………..283

Приложение к Разделу 3…………………………………………………….356

Приложение к Разделу 4…………………………………………………….371

Приложение к Разделу 5…………………………………………………….448

Автор-составитель

Белобрыкина Ольга Альфонсасовна

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности 031000 (050706.65) «Педагогика и психология».

Издание 2-е, доп.

Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка Е.О.Шамшикова

Лицензия ЛР № 020059 от 24.03.97

Гигиенический сертификат № 54. НК. 05. 953. 11. 000149. 12.02 от 27 декабря 2002 г.

Подписано к печати 2005. Формат 60х84/16.

Печать RISO. Усл. печ. л. 31,69

Уч.-изд. л. 30,10 Тираж 100 экз. Заказ №

Педуниверситет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.

Отпечатано с оригинал-макета в типографии издательства «Арт-Авеню»

1«О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»Доклад заместителя министра общего и профессионального образования РФ Е.ЧЕПУРНЫХ на совещании «Служба практической психологии образования России», состоявшемся 3–4 марта 1999 года в Министерстве общего и профессионального образования РФ.

2Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. – 2001, № 4. – С. 91.

3Например, на страницах газеты «Школьный психолог» (в частности, №№ 11, 12, 36 за 1999; № 10 за 2001; № 17, 21 за 2002 и др.) неоднократно поднимались вопросы о содержании деятельности и компетентности практического психолога в системе образования.

4Текст Этического кодекса психологов образования представлен в приложении ко второму разделу.

5Новосибирское отделениеОбщероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России» расположено по адресу: 630126, г.Новосибирск, ул.Вилюйская, 28. НГПУ, факультет психологии (т/факс: (8-383-2) 68-13-37, 68-00-95). Председатель Новосибирского отделения ООО «ФПОР» кандидат психологических наук, доцент Вотчин Илья Степанович.

6Этический Кодекс Российского Психологического Общества. – СПб, 2003. ttp://www.spbpo.ru/rpo/code1.htm

7Основные распорядительные и законодательно-правовые акты, регламентирующие деятельность психолога, представлены в предыдущем разделе. В конце настоящего раздела приводится примерный перечень основной документации специалиста службы практической психологии в образовании.

8Направления и виды работы (диагностика, коррекция и пр.) указываются в соответствии с целями и задачами конкретного учреждения, подразделения, службы.

9Данный показатель фиксируется в том случае, когда скрытый уровень выражен.

10Код тестируемого фиксируется в специальном дешифраторе, который хранится в недоступном для посторонних лиц месте, так как является документом закрытого типа. Ориентировочная схема кодирование информации представлена ниже.

11В качестве вариантов в таблицах 9 и 10 приведены перечень услуг и нормы времени, используемые в ЦППП муниципального образовательного объединения «Пеликан» г.Бердска; в таблице 11 – данные из Приложения № 14 к письму Главного управления образования «О содержании и организации деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении».

12Планирование работы на учебный год осуществляется психологом по согласованию с администрацией учреждения образования и не должно превышать общего объема рабочей нагрузки.

13Семинар с педагогами и родителями не считается подобной работой. Он имеет собственные технологии и закономерности построения. Например, семинар или родительское собрание не имеют пролонгирования и четкой программы каждого занятия.

14Требования, предъявляемые к авторским (инновационным) программам и их структурно-содержательному наполнению, представлены в 4 разделе.

15Рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ и представлена в приложении к инструктивному письму от 01.03.99 №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» //Вестник образования. – 1999, № 5.

16Перспективный план разработан Е.А.Козыревой, зав. психологической лабораторией ГШЛ г.Москва

17Все коды и шифры хранятся в недоступном для посторонних лиц месте.

18Письмо Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27 марта 2000 г

19Документы 4 раздела рекомендуется хранить в сейфе (или в шкафу подзамком). К ним, кроме самого психолога, имеют доступ только специалисты-психологи из вышестоящих органов.

20Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001.

21Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. – С. 575.

22Более подробно вопрос о психологическом обеспечении педагогического процесса и структурно-содержательных компонентах психологического сопровождения инновационной деятельности в учреждении образования рассматривается в разделе 4.3.

23Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004.

24Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 9.

25Мкртчан Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. – Н.Новгород: НГЦ, 2002. – С.9.

26Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, 1999; Иванов Д.Д., Иванова Е.Л., Шестакова И.Г., Тубельский А.Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. – М.: Школа-пресс, 1998; Юдина Е. Заметки об этапе экспертизы //Вестник образования. – 1996, № 11.

27Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004.

28Мкртчан Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. – Н.Новгород: НГЦ, 2002.

29Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза //Вопросы философии. – 1991, № 10.

30Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С.27.

31Иванов Д.Д., Иванова Е.Л., Шестакова И.Г., Тубельский А.Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. – М.: Школа-пресс, 1998. – С. 13.

32Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. – М.: Флинта, 2003.

33Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. – М.: Академия,2002.

34В ситуации, когда ребенок не достиг возраста 6,5 лет на 1 сентября текущего года (п.2.9.5. Санитарных правил и норм – СанПиН 2.4.2. 576-96), оценка его как «неготового» или «условно готового» к началу школьного обучения позволяет отказать родителям (законным представителям) в приеме ребенка в школу.

35Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.

36Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. – 1969, № 1; Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1995.

37Отметим, что автор относит себя к числу противников использования практики психокоррекции в системе образования. Нам импонирует мысль В.П.Зинченко о том, что «мы, желая добра своим детям, загоняем их в свое буднично-серое понимание нормы» [48, с. 22]. И далее: «…Бог создал человека по своему образу и подобию. Когда образование берет на себя божественную Функцию, а оно ее берет, то возникает вопрос — по чьему образу и подобию? Как это ни печально признавать, но есть, с позволения сказать, системы образования которые, не спросясь у человека, берут на себя функцию «всестороннего и гармонического» развития его личности» [48, с.24]. Именно с этих позиций автор рассматривает психокоррекцию в работе с детьми. На наш взгляд, необходимо осуществлять работу, направленную на амплификацию детского развития (А.В.Запорожец), а не изменять те или иные стороны психики ребенка, которые по разным причинам не удовлетворяют окружающих, с помощью рецептурных методов. В рамках психологической службы образования наиболее уместна, с нашей точки зрения, психотерапевтическая гуманитарно-ориентированная работа психолога. Однако на это способен не каждый психолог и тем более психолог образования, в связи с тем, что, во-первых, границы его компетентности значительно сужены и, во-вторых, далеко не многие педагоги-психологи имеют профессиональную подготовку и сертифицикацию в области немедицинской психотерапии.

38Право на использование психологом подобных средств в работе с детьми старшего возраста должно быть подкреплено соответствующим документом – сертификатом или свидетельством о стажировке в данной области.

39Слово «фасилитатор» происходит от английского «facilitate» – «стимулировать», «активизировать».

40С.А.Смир­нов. Философия. Образование. Культура. – Новосибирск. 1990. – С.39-49.

41Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации специалиста.

42В свою очередь, одна из важнейших задач психологической службы образования и в том числе психологической профдиагностики, профессиональной аттестации состоит в том, чтобы своевременно оказать помощь каждому педагогу в определении зоны своего ближайшего профессионального развития, ибо при этом сама аттестация приобретает развивающий, стимулирующий характер.

43Закрытость специалиста для развития («Нас этому не учили») – признак низкого профессионализма.

44Следует отметить, что роль количественных показателей, несмотря на их наглядность и информационную значимость, не следует преувеличивать. Это связано с тем, что в реальной практике диалектический закон «перехода количества в качество» не всегда проявляет себя в должной мере и зачастую погоня за количеством, снижает результативность деятельности по качественному признаку.

45Этот раздел взят авторами из Примерного Положения о службе практической психологии образования России (Коллегия Минобразования России от 29 марта 1995 года).

46Вопросы психологии. – 2001, № 1. – С.97–106

47Опубликована на страницах газеты «Школьный психолог» в № 17 за 2002 г. Здесь статья представлена в сокращении.

48Вопросы психологии. – 2004, № 4. – С.91-101.

49В.П.Зинченко основателем прикладной психологии считает Г.Мюнстерберга, а А.В.Юревич — З.Фрейда.

50Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – С.60.

51Барановская Н. Психическая атака //Известия. – 15.января 2003, № 5.(26322). – С.10.

52Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Принцип развития в психологии /Отв. ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978. – С. 265.

53Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – С.114-115.

54Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2003.

55Ф.Е.Василюк различает практическую психологию и психологическую практику; А.В.Шувалов реализовал идеи Ф.Е.Василюка применительно к психологической службе образования, выделив ее прикладной и практический аспекты.

56Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса //Вопросы психологии. – 1996, № 6. – С.26.

57Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. – М.: Педагогика, 1981. – С.387.

58Техники консультирования и психотерапии: Тексты /Ред-сост. У.С.Сахакиан. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.

59Осипова А.А., Малашинская Л.И.Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

60Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. – М.: Педагогика, 1981. – С.389.

61Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситцаций). – М.: МГУ, 1984. – С.185.

62Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.:Гардарики, 2002. – С.408.

63Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. – М.-Воронеж: МОДЭЕК, 1999. – С.350.

64Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса //Вопросы психологии. – 1996, № 6. – С.31.

65Психология ХХ1века: пророчества и прогнозы //Вопросы психологии. – 2000, № 1. – С.20.

66Психология ХХ1века: пророчества и прогнозы //Вопросы психологии. – 2000, № 1. – С.21.

67Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.104.

68Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы». – М.: Мин.образования РФ, 2002. – С.3.

69Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.:Гардарики, 2002. – С. 403.

70Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

71Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей.//Вопросы психологии. – 2001, №. 6. – С.66-79.

72Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании //Вопросы психологии. – 2002, № 1. – С.41.

73Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001, № 1. – С.98.

74Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.

75Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие. //Вопросы психологии. – 2003, № 4. – С.76-83.

76Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.105.

77Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.106.

78Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.107.

79Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании //Вопросы психологии. – 2002, № 1. – С.41.

80Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – С. 389.

81Школьный психолог. – 2002, № 08.