Философия образования
Ежеквартальное научное издание.
Учредители: Научно-исследовательский институт философии образования НМЦ Новосибирского государственного педагогического университета; Институт философии и права ОИИФФ СО РАН.
Выходит в свет с 2002 года. Адресован профессионалам широкого гуманитарного профиля: педагогам, психологам, социологам, философам, аспирантам и студентам вузов.
Главный редактор: Н.В.Наливайко.
Человек
Иллюстрированный научно-популярный журнал Института человека РАН. Выходит в свет с 1990 года. Периодичность – 1 раз в 2 месяца.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……..……………………………………………………………4
Рабочая программа учебной дисциплины «Психологическая
служба в образовании» ……………………………………………………...9
Раздел 1. Краткий экскурс в историю становления службы практической
психологии образования..……………………………………………………24
Раздел 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности
практического психолога образования …………………………………….52
Раздел 3. Организация деятельности психолога в образовательном
учреждении……………………………………………………………………61
3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы
учреждения образования….…………………………………………………61
3.2. Рабочая документация психолога образования………………….65
Раздел 4. Основные виды и направления профессиональной
деятельности практического психолога в образовательном
учреждении.………………………………………………………………….103
4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога
образования…………………………………………………………………..105
4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их
использования в учреждении образования………………………………...141
4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса …….166
Раздел 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
образования…………………………………………………………………..181
Глоссарий…………………………………………………………………….192
Литература……………………………………………………………………213
Приложение к Разделу 1 ……………………………………..……………..217
Приложение к Разделу 2...…………………………………………………..283
Приложение к Разделу 3…………………………………………………….356
Приложение к Разделу 4…………………………………………………….371
Приложение к Разделу 5…………………………………………………….448
Автор-составитель
Белобрыкина Ольга Альфонсасовна
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений по специальности 031000 (050706.65) «Педагогика и психология».
Издание 2-е, доп.
Печатается в авторской редакции
Компьютерная верстка Е.О.Шамшикова
Лицензия ЛР № 020059 от 24.03.97
Гигиенический сертификат № 54. НК. 05. 953. 11. 000149. 12.02 от 27 декабря 2002 г.
Подписано к печати 2005. Формат 60х84/16.
Печать RISO. Усл. печ. л. 31,69
Уч.-изд. л. 30,10 Тираж 100 экз. Заказ №
Педуниверситет, 630126, Новосибирск, ул. Вилюйская, 28.
Отпечатано с оригинал-макета в типографии издательства «Арт-Авеню»
1«О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»Доклад заместителя министра общего и профессионального образования РФ Е.ЧЕПУРНЫХ на совещании «Служба практической психологии образования России», состоявшемся 3–4 марта 1999 года в Министерстве общего и профессионального образования РФ.
2Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей //Вопросы психологии. – 2001, № 4. – С. 91.
3Например, на страницах газеты «Школьный психолог» (в частности, №№ 11, 12, 36 за 1999; № 10 за 2001; № 17, 21 за 2002 и др.) неоднократно поднимались вопросы о содержании деятельности и компетентности практического психолога в системе образования.
4Текст Этического кодекса психологов образования представлен в приложении ко второму разделу.
5Новосибирское отделениеОбщероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России» расположено по адресу: 630126, г.Новосибирск, ул.Вилюйская, 28. НГПУ, факультет психологии (т/факс: (8-383-2) 68-13-37, 68-00-95). Председатель Новосибирского отделения ООО «ФПОР» кандидат психологических наук, доцент Вотчин Илья Степанович.
6Этический Кодекс Российского Психологического Общества. – СПб, 2003. ttp://www.spbpo.ru/rpo/code1.htm
7Основные распорядительные и законодательно-правовые акты, регламентирующие деятельность психолога, представлены в предыдущем разделе. В конце настоящего раздела приводится примерный перечень основной документации специалиста службы практической психологии в образовании.
8Направления и виды работы (диагностика, коррекция и пр.) указываются в соответствии с целями и задачами конкретного учреждения, подразделения, службы.
9Данный показатель фиксируется в том случае, когда скрытый уровень выражен.
10Код тестируемого фиксируется в специальном дешифраторе, который хранится в недоступном для посторонних лиц месте, так как является документом закрытого типа. Ориентировочная схема кодирование информации представлена ниже.
11В качестве вариантов в таблицах 9 и 10 приведены перечень услуг и нормы времени, используемые в ЦППП муниципального образовательного объединения «Пеликан» г.Бердска; в таблице 11 – данные из Приложения № 14 к письму Главного управления образования «О содержании и организации деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении».
12Планирование работы на учебный год осуществляется психологом по согласованию с администрацией учреждения образования и не должно превышать общего объема рабочей нагрузки.
13Семинар с педагогами и родителями не считается подобной работой. Он имеет собственные технологии и закономерности построения. Например, семинар или родительское собрание не имеют пролонгирования и четкой программы каждого занятия.
14Требования, предъявляемые к авторским (инновационным) программам и их структурно-содержательному наполнению, представлены в 4 разделе.
15Рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ и представлена в приложении к инструктивному письму от 01.03.99 №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» //Вестник образования. – 1999, № 5.
16Перспективный план разработан Е.А.Козыревой, зав. психологической лабораторией ГШЛ г.Москва
17Все коды и шифры хранятся в недоступном для посторонних лиц месте.
18Письмо Министерства образования РФ № 27/901-6 от 27 марта 2000 г
19Документы 4 раздела рекомендуется хранить в сейфе (или в шкафу подзамком). К ним, кроме самого психолога, имеют доступ только специалисты-психологи из вышестоящих органов.
20Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001.
21Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. – С. 575.
22Более подробно вопрос о психологическом обеспечении педагогического процесса и структурно-содержательных компонентах психологического сопровождения инновационной деятельности в учреждении образования рассматривается в разделе 4.3.
23Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004.
24Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С. 9.
25Мкртчан Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. – Н.Новгород: НГЦ, 2002. – С.9.
26Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, 1999; Иванов Д.Д., Иванова Е.Л., Шестакова И.Г., Тубельский А.Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. – М.: Школа-пресс, 1998; Юдина Е. Заметки об этапе экспертизы //Вестник образования. – 1996, № 11.
27Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004.
28Мкртчан Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. – Н.Новгород: НГЦ, 2002.
29Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза //Вопросы философии. – 1991, № 10.
30Семаго М.М., Семаго Н.Я., Ратинова Н.А., Ситковская О.Д. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения. – М.: Айрис-пресс, 2004. – С.27.
31Иванов Д.Д., Иванова Е.Л., Шестакова И.Г., Тубельский А.Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. – М.: Школа-пресс, 1998. – С. 13.
32Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. – М.: Флинта, 2003.
33Крулехт М.В., Тельнюк И.В. Экспертные оценки в образовании. – М.: Академия,2002.
34В ситуации, когда ребенок не достиг возраста 6,5 лет на 1 сентября текущего года (п.2.9.5. Санитарных правил и норм – СанПиН 2.4.2. 576-96), оценка его как «неготового» или «условно готового» к началу школьного обучения позволяет отказать родителям (законным представителям) в приеме ребенка в школу.
35Выготский Л.С. Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.
36Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка //Вопросы психологии. – 1969, № 1; Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1995.
37Отметим, что автор относит себя к числу противников использования практики психокоррекции в системе образования. Нам импонирует мысль В.П.Зинченко о том, что «мы, желая добра своим детям, загоняем их в свое буднично-серое понимание нормы» [48, с. 22]. И далее: «…Бог создал человека по своему образу и подобию. Когда образование берет на себя божественную Функцию, а оно ее берет, то возникает вопрос — по чьему образу и подобию? Как это ни печально признавать, но есть, с позволения сказать, системы образования которые, не спросясь у человека, берут на себя функцию «всестороннего и гармонического» развития его личности» [48, с.24]. Именно с этих позиций автор рассматривает психокоррекцию в работе с детьми. На наш взгляд, необходимо осуществлять работу, направленную на амплификацию детского развития (А.В.Запорожец), а не изменять те или иные стороны психики ребенка, которые по разным причинам не удовлетворяют окружающих, с помощью рецептурных методов. В рамках психологической службы образования наиболее уместна, с нашей точки зрения, психотерапевтическая гуманитарно-ориентированная работа психолога. Однако на это способен не каждый психолог и тем более психолог образования, в связи с тем, что, во-первых, границы его компетентности значительно сужены и, во-вторых, далеко не многие педагоги-психологи имеют профессиональную подготовку и сертифицикацию в области немедицинской психотерапии.
38Право на использование психологом подобных средств в работе с детьми старшего возраста должно быть подкреплено соответствующим документом – сертификатом или свидетельством о стажировке в данной области.
39Слово «фасилитатор» происходит от английского «facilitate» – «стимулировать», «активизировать».
40С.А.Смирнов. Философия. Образование. Культура. – Новосибирск. 1990. – С.39-49.
41Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации специалиста.
42В свою очередь, одна из важнейших задач психологической службы образования и в том числе психологической профдиагностики, профессиональной аттестации состоит в том, чтобы своевременно оказать помощь каждому педагогу в определении зоны своего ближайшего профессионального развития, ибо при этом сама аттестация приобретает развивающий, стимулирующий характер.
43Закрытость специалиста для развития («Нас этому не учили») – признак низкого профессионализма.
44Следует отметить, что роль количественных показателей, несмотря на их наглядность и информационную значимость, не следует преувеличивать. Это связано с тем, что в реальной практике диалектический закон «перехода количества в качество» не всегда проявляет себя в должной мере и зачастую погоня за количеством, снижает результативность деятельности по качественному признаку.
45Этот раздел взят авторами из Примерного Положения о службе практической психологии образования России (Коллегия Минобразования России от 29 марта 1995 года).
46Вопросы психологии. – 2001, № 1. – С.97–106
47Опубликована на страницах газеты «Школьный психолог» в № 17 за 2002 г. Здесь статья представлена в сокращении.
48Вопросы психологии. – 2004, № 4. – С.91-101.
49В.П.Зинченко основателем прикладной психологии считает Г.Мюнстерберга, а А.В.Юревич — З.Фрейда.
50Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – С.60.
51Барановская Н. Психическая атака //Известия. – 15.января 2003, № 5.(26322). – С.10.
52Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности //Принцип развития в психологии /Отв. ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978. – С. 265.
53Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе. – М.: Академический проект, 2000. – С.114-115.
54Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2003.
55Ф.Е.Василюк различает практическую психологию и психологическую практику; А.В.Шувалов реализовал идеи Ф.Е.Василюка применительно к психологической службе образования, выделив ее прикладной и практический аспекты.
56Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса //Вопросы психологии. – 1996, № 6. – С.26.
57Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. – М.: Педагогика, 1981. – С.387.
58Техники консультирования и психотерапии: Тексты /Ред-сост. У.С.Сахакиан. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.
59Осипова А.А., Малашинская Л.И.Диагностика и коррекция внимания. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
60Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса //Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.1. – М.: Педагогика, 1981. – С.389.
61Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситцаций). – М.: МГУ, 1984. – С.185.
62Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.:Гардарики, 2002. – С.408.
63Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. – М.-Воронеж: МОДЭЕК, 1999. – С.350.
64Василюк Ф. Е. Методологический смысл психологического схизиса //Вопросы психологии. – 1996, № 6. – С.31.
65Психология ХХ1века: пророчества и прогнозы //Вопросы психологии. – 2000, № 1. – С.20.
66Психология ХХ1века: пророчества и прогнозы //Вопросы психологии. – 2000, № 1. – С.21.
67Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.104.
68Рабочие материалы Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы». – М.: Мин.образования РФ, 2002. – С.3.
69Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.:Гардарики, 2002. – С. 403.
70Практическая психология образования /Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
71Шувалов А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей.//Вопросы психологии. – 2001, №. 6. – С.66-79.
72Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании //Вопросы психологии. – 2002, № 1. – С.41.
73Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы //Вопросы психологии. – 2001, № 1. – С.98.
74Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998.
75Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие. //Вопросы психологии. – 2003, № 4. – С.76-83.
76Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.105.
77Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.106.
78Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? //Вопросы психологии. – 2002, № 6. – С.107.
79Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании //Вопросы психологии. – 2002, № 1. – С.41.
80Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002. – С. 389.
81Школьный психолог. – 2002, № 08.
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.