logo
белобрыкина

Столичный опыт

Некоторые определенные положения по поводу отбора детей при приеме в эти типы школ содержатся в законодательных актах Московского комитета образования. В «Положении о средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов в г. Москве» (Приложение 3 к распоряжению Премьера Правительства Москвы от 17 января 2000 г. № 25-РП) обозначено:

3.4. С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, в школе допускается проведение тестирования, собеседования с детьми. Прием детей в первый класс на конкурсной основе не допускается.

В приказе № 99 от 15.02.2001 года за подписью Л.П.Кезиной «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» отношение к любым формам отбора сформулировано достаточно жестко:

1.8. Запретить директорам средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов проведение вступительных экзаменов, конкурсных испытаний. Организовать проведение собеседования или психолого-педагогического тестирования с детьми с целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностей и здоровья ребенка.

1.9. Обязать директоров средних общеобразовательных школ с углубленным изучением отдельных предметов издавать приказ о зачислении детей в первые классы после рассмотрения заявлений родителей (законных представителей) на окружной приемной комиссии.

1.10. Осуществлять строгий контроль за исполнением приказа Московского комитета образования от 30.12.96 г. № 521 «О мерах по предупреждению незаконного сбора денежных средств с родителей обучающихся».

Вполне конкретно и не менее твердо говорится и об условиях приема детей в первые классы обычных школ городского подчинения:

1.4. Обеспечить первоочередной прием в первые классы детей, проживающих в домах, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения, детей, имеющих старших сестер и братьев, обучающихся в данном учреждении, и выпускников дошкольных образовательных учреждений, реализующих с ним единую образовательную программу.

1.5. Провести разъяснительную работу с педагогическими коллективами образовательных учреждений, а также с родителями (законными представителями) о порядке приема в первый класс.

Более того, на конкретный вопрос родителей «Должен ли ребенок уметь читать, когда идет в первый класс?» представители Управления дошкольного и общего среднего образования Московского комитета образования отвечают: «Ни читать, ни писать ребенок уметь не должен. Во время записи в школу с ребенком просто разговаривают. У него спрашивают имя, фамилию и возраст. Могут спросить, как зовут маму и папу, или поинтересоваться, где они работают».

Правда, к великому сожалению, реальная жизнь не всегда соответствует правильным и четким приказам и распоряжениям. Несмотря на твердость позиции Московского комитета образования, даже в обычных московских школах проводятся конкурсные тестирования и отборы. И перепуганные родители безропотно отдают своих детей на платные «подготовительные» курсы в школе или детском саду, где их натаскивают по программе первого класса, обучая читать, писать и решать арифметические задачи. Их можно понять. Закон есть закон, но лучше подстраховаться.

ПРИЛОЖЕНИЕ 51