logo
белобрыкина

Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»

Вначале необходимо четко развести две противоположные по цели процедуры: психологическую диагностику развития ребенка перед началом учебы и отбор при поступлении в школу. При нормальной постановке вопроса эти два процесса никак не связаны между собой. Предварительное определение особенностей развития основных познавательных процессов будущего первоклассника, его эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей является необходимым звеном при подготовке ребенка к обучению в школе. Но совсем другое дело, когда эти данные становятся причиной того, что ему будет отказано в учебе в конкретной школе.

Если говорить о диагностике, то эта процедура получила официальное одобрение. В информационном письме Министерства образования «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» №70/23-16 от 7.01.99 г. сказано:

Возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения.

Что касается «вступительного» экзамена в первый класс, то никаких запретов на него в российском законодательстве найти нельзя. В том же письме мы находим лишь обоснованную критику подобной практики:

Проводя такого рода отбор... образовательное учреждение выбирает удобных ему детей, «прикрываясь» интересами ребенка, фактически нарушая его право на образование, вместо того чтобы обеспечивать в соответствии с законодательством право родителей на выбор образовательного учреждения для своих детей.

Но прямого запрета нет. А что не запрещено, то, естественно же, разрешено. А что говорят на этот счет другие официальные документы? Возьмем самый главный из них — Закон Российской Федерации «Об образовании». Открываем главу V «Социальные гарантии реализации прав граждан на образование» и читаем в статье 50, пункт 7:

Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Очень хорошо и правильно. Посмотрим, что же написано о приеме в школу. Этому посвящена статья 16 «Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения»:

1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной настоящим Законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Это подтверждено и в «Типовом положении об общеобразовательном учреждении», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации за № 196 от 19 марта 2001 года (см. пункты 45 и 46). Здесь, правда, появляется одно уточнение:

Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

Количество учебных мест определяется количеством первых классов в школе. Но особой ясности в этом вопросе тоже нет. Согласно «Типовому положению»:

25. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

26. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.