logo
белобрыкина

Виды профессиональной компетентности

(по А.К.Марковой [34, с. 36-38])

Стороны труда

Виды профессиональной компетентности

Профессионализм

Непрофессионализм

Виды некомпетентности

Профессио­нальная деятельность

Специальная

деятельностная

компетентность

  • понимание предназначения, миссии данной профессии;

  • избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию;

  • овладение нормами профессиональной деятельности, высокая эффективность;

  • достижение высоких результатов, стабильность результатов;

  • профессиональное мастерство;

  • владение несколькими видами профессиональной деятельности в рамках профессии;

  • профессиональное сознание (осознание максимального числа признаков профессиональной деятельности — предмета, средств, результата труда);

  • профессиональное мышление, профессиональная интуиция, самостоятельность в решении профессио­нальных проблем;

  • оптимальная психологическая цена результата, отсутствие усталости и перегрузки (пресыщения деятельностью).

  • непонимание предназначения профессии;

  • частая смена профессиональных занятий;

  • невыполнение профессиональных функций;

  • низкая эффективность, неумение работать хорошо;

  • брак в работе и его маскировка («профессиональная халтура», формализация процесса и результатов деятельности);

  • владение одним видом профессиональной деятельности;

  • нарушение правовых нормативов профессии;

  • низкий уровень профессионально­ го сознания (недостаточное осознание предмета, задач, средств, результатов труда);

  • высокая психологическая цена результата, постоянное переутомление, усталость.

Специальная некомпетентность

Профессио­нальное общение

Социальная, общенческая, коммуникатив­ная компетент­ность

  • отнесение себя к профессиональной общности;

  • овладение нормами профессионального общения, этическими нор­мами профессии;

  • направленность профессиональных результатов на благо других лю­дей, духовное обогащение других лю­дей средствами своей профессии;

  • социальная ответственность за последствия своих поступков;

  • умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость;

  • гибкая смена социальных ролей в профессии;

  • готовность к изменениям, умение оказывать влияние на процессы измене­ния в межличностных отношениях;

  • конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной дея­тельности;

  • соответствие профессионального должностного статуса (места среди других) индивидуально-личностным качествам.

  • нарушение этических норм профессии, превышение прав и полномочий, злоупотребление служебным положением;

  • следование узко эгоистическим интересам в ущерб интересам общности людей:

  • социальная безответственность;

  • неумение работать в кооперации с другими людьми, плохая совместимость;

  • низкая конкурентноспособность, неумение соотнести результаты своего профессионального труда с потребностями социума;

  • асоциальное поведение, конфликтность, деструктивность;

  • перенос профессиональных навыков на личное, внепрофессиональное общение, не способность к выходу из профессиональной роли в повседневном взаимодействии;

Социальная некомпе­тентность

Профессио­нальная личность

Личностная компетентность

  • устойчивая профессиональная мотивация, направленность на сохране­ние верности своей профессии;

  • наличие позитивной Я-концепции, самоценность;

  • переключаемость, динамичность, гибкость, универсальность;

  • творческая установка, сознательное профессиональное творчество, оптимальное соотношение профессиональных традиций и новаций;

  • осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии;

  • обогащение профессии средствами своего творчества;

  • приспособление себя к профессии и профессии к себе;

  • гибкая компенсаторная адаптация к изменяющимся условиям;

  • преобладание положительного эмоционального настроя;

  • индивидуальность в профессиональном труде;

  • удовлетворенность профессиональным трудом.

  • неустойчивая профессиональная мотивация;

  • немотивированное, спонтанное профессиональное поведение:

  • консервативные установки, противодействие инновациям;

  • ригидность, слабая изменяемость;

  • преобладание репродуктивных, адаптивно-приспособительных приемов труда над творческими;

  • профессиональные акцентуации и профессиональные деформации личности;

  • выход за рамки собственной компетентности, стагнация в профессиональном росте, имитация компетентности и активности;

  • преобладание отрицательного эмоционального настроя;

  • комплексы неудовлетворенности и неполноценности.

Личностная некомпе­тентность

Целостное професси­ональное саморазвитие

Индивидуальная компетентность

  • целостное профессиональное самосознание, знание профессиограммы своей профессии;

  • принятие себя как профессионала;

  • постоянно углубляющийся процесс профессионального самоопределения;

  • саморазвитие профессиональных способностей;

  • интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха:

  • сильное целеполагание, помехоустойчивость;

  • самопроектирование, построение собстве­нной стратегии профессионального роста, построение и реализация сценария своей профессиональной жизни;

  • согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности;

  • профессиональная обучаемость;

  • способность к интеграции предшествующего профессионального опыта, преемственность;

  • возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере профессионального роста;

  • обращенность результатов своего индивидуального профессионального развития на благо общности людей, других людей.

  • отсутствие целостного интегрального устойчивого профессионально­го «Я»;

  • незнакомство с профессиограммой своей профессии;

  • эпизодически возобновляющееся профессиональное сомоопределение;

  • экстернальность как видение причин своего успеха-неуспеха преимущественно во внеш­них обстоятельствах;

  • слабое целеполагание, низкая помехоустойчивость;

  • подчинение профессионального роста случайным внешним факторам;

  • низкая профессиональная обучаемость, профессиональная закрытость;

  • рассогласование между мотивационной и операциональной стороной профессиональной деятельности.

Индивидуальная некомпе­тентность

ПРИЛОЖЕНИЕ 54