Оценка профессиональной деятельности психолога образования
Одной из наиболее насущных и одновременно довольно дискуссионных проблем, с которыми сталкивается современное образование – это проблема оценки деятельности специалиста с точки зрения продуктивности и успешности его деятельности. Не обошла стороной эта проблема и психологов.
Традиционно сами психологи с помощью разнообразных методов стремятся выявить наиболее выраженные по разным параметрам личностные и профессиональные качества успешно работающих специалистов и, таким образом приблизиться к оценке личностного профиля специалиста. Однако, вопрос о том, насколько правомерно использование профессионального инструментария (в том числе и тестов достижений) по отношению к тем, кто обязан им владеть и владеет на достаточно высоком уровне, остается неразрешенным вплоть до настоящего времени. Кроме того, не менее актуальны и дискуссионны вопросы о том, как измерить в количественных величинах способность к творчеству, которое само по себе нивелирует все нормы и стандартизированные оценки? Каким образом измерить любовь к детям, к людям, порядочность, профессиональную и человеческую совесть? Несомненно, что именно это зачастую выступает более важными составляющими профессиональной успешности психолога, чем его знания и владения методиками. С точки зрения Н.С. и Е.Ю.Пряжниковых, «самый страшный грех для образованного человека, да еще с высшим гуманитарным образованием – это социальное, моральное равнодушие, а для психолога – это первый признак профессиональной несостоятельности, ведь он по роду своей профессии как раз и должен помогать человеку самоопределяться в обществе, в социальном мире и в сложном ценностно-смысловом «пространстве» культуры» [44, с.423].
Необходимо отметить, что профессионализм – это не только достижение человеком высоких профессиональных результатов, но непременно и наличие психологических компонентов, таких как внутреннее и внешнее отношение к труду, состояние психических качеств специалиста и пр. Говоря о психологической готовности к профессиональной деятельности Д.Н.Узнадзе (2001) выделял в ее структуре два основополагающих компонента: мотивационный и операциональный. В свою очередь, эти компоненты ряд специалистов (Е.А.Климов, Н.С.Пряжников, А.К.Маркова и др.) рассматривают в качестве составляющих профессионализма (таблица 30).
Таблица 31
СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОТИВАЦИОННОЙ И ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕР ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Мотивационная сфера профессионализма | Операциональная сфера профессионализма |
Профессиональные ценности, идеалы, менталитеты. Понимание значимости профессии. Профессиональное мировоззрение. Владение этическими нормами профессии. Профессиональные притязания. Профессиональное призвание и профессиональные намерения. Профессиональные мотивы. Профессиональное целеполагание. Профессиональная интернальность (как поиск в самом себе причин успеха/неуспеха). Профессиональные смыслы, определяющие профессиональную устойчивость. Позитивная динамика мотивационной сферы. Построение собственного сценария профессиональной жизни. Индивидуальность как самобытность профессионального мировоззрения, системы оценок, отношений. Позиция профессионала (признание/непризнание себя как профессионала; стремление к профессиональному росту). Готовность к гибкой переориентации в рамках профессии и вне ее. Профессиональные межличностные отношения и позиции, профессиональные ожидания. Удовлетворенность трудом как осознание соответствия своего уровня притязаний и достигаемых результатов требованиям профессии. | Профессиональные и психологические знания о труде. Профессиональное самосознание, образ профессионала. Профессиональные и психологические действия, способы, приемы, умения, навыки, техники, технологии. Профессиональная обученность, обучаемость, умелость. Профессиональные способности (общие и специальные), профпригодность. Профессиональное мышление. Результативность, эффективность труда. Психологическая цена результатов труда. Трудоспособность, работоспособность. Достижение статуса в профессии. Приемы профессионального роста, наличие позитивной динамики. Профессиональное общение. Владение несколькими видами деятельности, общения в рамках профессии, свободный переход от одних форм и видов к другим. Самокомпенсация субъектом труда одних недостатков развития или деформированных свойств, качеств другими. Способы профессиональной деятельности в меняющихся и в особых, экстремальных ситуациях. Новые способы профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде (там, где они допустимы и в разумных границах допустимости). |
Очевидно, что понятие «профессиональная успешность психолога» – это комплексное явление, включающее, на наш взгляд, такие характеристики, как:
владение знаниями, в том числе и о психологических типах культур (ведь современная Россия – это многонациональная страна, а значит, в ее культуре есть представители других культур, этносов с которыми психологу приходится взаимодействовать по долгу службы) семантикой, законами, закономерностями психического и личностного развития человека, методологией науки;
понимание цели, смысла и содержания существующих в мировой науке направлений и психологических школ;
самоопределение во всем этом многообразии;
и, самое главное – это умение использовать свои знания, умения и навыки в конструктивно диалогической форме для реальной помощи человеку в подлинном личностном и профессиональном самоопределении.
В профессиональной деятельности психолог не может быть одинаково успешен во всем. Не все методы и приемы работы получаются у него одинаково продуктивно. Равно, как и не ко всем видам деятельности психолог проявляет интерес и склонность. Поэтому ему важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом собственных индивидуально-личностных особенностей. Соответственно, оценка труда психолога связана с выработкой системы показателей, критериев анализа, на основе которых можно объективно оценить степень его эффективности, оптимальности и профессионализма.
Критерий (от греч. kriterion — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении [49]. Критерий, по сути, представляет собой средство, необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Вместе с тем выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности.
Критерии профессиональной деятельности психолога тесно связаны и непосредственно определяют выбор необходимых показателей. Так, оценка реальной практической деятельности предполагает выбор наиболее целесообразных показателей, позволяющих выразить (измерить) степень соответствия ее результатов предъявляемым требованиям с учетом влияния всех детерминант. Универсальность показателей оптимальной профессиональной деятельности состоит в том, что они выступают в роли инструмента ее оценки, тогда как критерий — есть некое мерило, с помощью которого реализуется принятый подход в оценивании. Критерии, отвечающие требованиям объективности, адекватности целевой и содержательной сторонам деятельности специалиста, дают возможность проводить как оценку, так и самооценку профессиональной деятельности психолога образования.
Исходя из значимости мотивационной и операциональной сферы профессионализма, целесообразно дифференцировать несколько групп критериев:
Объективность – субъективность. Объективные критерии позволяют выявить, насколько человек соответствует требованиям профессии. К ним, прежде всего, относят: высокую производительность труда; количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии. Субъективные критерии обнаруживают степень соответствия профессии требованиям человека, его мотивам, склонностям, тому, насколько человек удовлетворен профессией.
Результативность – процессуальность. Результативные критерии указывают, достигает ли человек желаемых социумом результатов. Процессуальные – свидетельствуют, использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии.
Нормативность – индивидуальность и вариативность. Нормативные критерии отражают, насколько человек усвоил нормы, правила, эталоны профессии и в какой мере он умеет воспроизводить их на уровне мастерства. Индивидуально-вариативные критерии указывают, стремится ли человек индивидуализировать свой труд, проявить собственную самобытность и уникальность.
Актуальность – прогностичность. Критерии наличного (актуального) уровня позволяют обнаружить, насколько в настоящий период времени человек достиг высокого уровня профессионализма41. Прогностический критерий свидетельствует, имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону ближайшего профессионального развития42.
Обучаемость – творчество. Критерии профессиональной обучаемости указывают на готовность человека к принятию профессионального опыта других людей, к проявлению профессиональной открытости43. Критерии творчества позволяют увидеть, насколько человек стремится выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить своим творческим вкладом.
Социальная активность – профессиональная приверженность. Критерии социальной активности указывают на то, умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности он ищет внутри, в рамках самой профессии. Критерии профессиональной приверженности свидетельствуют, умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее неповторимость.
Качество – количество. Для каждого специалиста важна оценка его профессионализма как в параметрах качества, так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.). Критерии качественные позволяют обнаружить и оценить содержательно-смысловую насыщенность профессиональной деятельности. Количественные критерии предоставляют определенную возможность для сопоставления ряда профессиональных показателей.44
В соответствии с представленными критериями, профессионал – это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий статус и престиж своей профессии в обществе. Или, иными словами, профессионал – это человек на своем месте [41; 63].
Использование критериев и показателей анализа деятельности психолога осуществляется в ходе административно-профессиональных проверок, при аттестации специалиста, а также в процессе непрерывного самооценивания.
Следует отметить, что оценка качества и содержания труда психолога образования должна проводиться компетентными субъектами, уполномоченными на его проведение. Профессиональный рост психолога учреждения образования оценивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются аттестационными (экспертными) комиссиями. Одним из важнейших направлений любой проверки, аттестации или оценивания, на наш взгляд, должно выступать смещение акцентов на непосредственную психологическую деятельность с субъектами образовательного пространства. Это позволит освободить психолога от излишнего «бумаготворчества». Однако, вместе с тем, некоторая обязательная отчетность необходима.
Кроме того, в ходе изучения, контроля и оценивания деятельности психолога следует обращать особое внимание на его умение выделять наиболее актуальные проблемы и правильно сосредоточивать усилия на их решении. Важно учитывать также реальное отношение всех субъектов образовательного пространства, в том числе и административных лиц, к деятельности специалиста: к его целям, задачам, алгоритму, технологии, конкретным приемам и методам, средствам и т.п., применяемым им для достижения намеченных целей.
Таким образом, условно можно вычленить следующие аспекты оценки деятельности психолога:
1. Результативность психологической работы, анализ которой предполагает изучение и оценку:
эффективности психологического сопровождения деятельности субъектов образовательного пространства, целевая работа с ними в соответствии с текущими задачами;
действенности психологической поддержки для развития творческого потенциала участников педагогического процесса и оказание им помощи в решении проблем, связанных, по преимуществу, с вопросами обучения и воспитания детей;
результативности психологического просвещения и консультирования;
соответствия диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней;
адекватности выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы;
эффективности психопрофилактической работы, в том числе по предупреждению различных проявлений девиантного поведения, преодолению кризисных ситуаций и решению проблем организационно-педагогического характера;
компетентности и результативности коррекционно-развивающей и психореабилитационной работы (если таковая планировалась и проводилась).
2. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участие в деятельности коллектива, оценка которой предполагает изучение следующих показателей:
временные нагрузки специалиста в учреждении образования;
личное участие психолога в работе с детьми, родителями, педагогами, администрацией образовательного учреждения;
эффективность системы взаимодействия психолога с другими должностными лицами по организации и проведению психологической работы, коммуникабельностью во взаимоотношениях с другими службами и специалистами-смежниками;
степень учета информации психолога при принятии управленческих решений;
участие психолога в работе различных комиссий и выполнением функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;
соблюдение этических норм работы;
самосовершенствование и овладение продуктивными технологиями психологической работы.
3. Оценка условий проведения психологической работы, которая осуществляются по следующим пунктам:
оснащение кабинета психолога учебно-методическими, диагностическими и другими функционально важными материалами;
наличие и оснащение дополнительных рабочих пространств (комната психологической релаксации и пр.);
материально-техническая база психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям специалиста и учреждения образования.
4. Социально-правовое, организационное обеспечение профессиональной деятельности психолог, которое включает:
наличие рабочего кабинета, шкафов для хранения документов, учетно-отчетной документации;
корректность и адекватное ведение учетно-отчетной документации;
наличие документов (сертификатов, свидетельств, удостоверений) подтверждающих право специалиста на ведение определенного вида психологической работы (психокоррекция, психотерапия, психоконсультирование) [12; 30; 50].
Кроме того, по показателю видов профессиональной деятельности психолога может осуществляться дифференцированный анализ [39]. Так, при анализе планирования деятельности психолога учитываются следующие показатели:
Тип планирования:
1.1. Перспективное планирование:
включение психологических мероприятий в план деятельности образовательного учреждения;
учет при планировании расхода времени на каждый вид деятельности;
структура годового плана (наличие цели, задач, тематических разделов);
приоритетные цели и направления деятельности психолога, их обоснованность;
разделы плана и содержание.
Календарное планирование:
форма календарного планирования (план-сетка, циклограмма);
соответствие календарного и перспективного планов работы психолога;
учет при планировании расхода времени на каждый вид деятельности;
учет при планировании специализации рабочих дней недели;
отражение в плане разнообразных форм деятельности;
отражение в плане психологической работы с разными категориями субъектов образовательного пространства;
рациональность и эффективность планирования.
Структура планирования.
Эффективность и результативность планирования.
Анализ психодиагностической деятельности специалиста предполагает учет следующих показателей:
Материально-техническая база психодиагностики:
наличие картотеки методических материалов, ее структура и периодичность пополнения;
наличие автоматизированного рабочего места психолога (компьютерный комплекс) и аудиотехнического оборудования (диктофон, магнитофон и пр.);
наличие стимульного материала, его содержательные характеристики.
Документация психодиагностики:
программы психодиагностики (цель, методическое обеспечение, учетно-отчетная документация) для разных категорий респондентов (дети, педагоги, родители);
журнал учета диагностической работы;
индивидуальные карты психологического обследования (общая структура, разделы, содержание, протоколы и пр.);
аналитические справки и заключения.
Планирование психодиагностической работы:
наличие плана диагностического обследования;
отражение психодиагностической деятельности с разными категориями респондентов в годовом и календарном плане работы, в том числе с учетом целей и задач образовательного учреждения в целом, и деятельности специалиста, в частности;
учет при планировании временных затрат на данный вид деятельности.
Выводы о состоянии психодиагностической деятельности:
наличие договора с родителями о проведении с ребенком диагностического обследования;
наличие сертификата пользователя диагностическими методиками;
уровень (высокий, достаточный, низкий) материально-технического обеспечения диагностической деятельности психолога;
соответствие диагностического инструментария психометрическим требованиям;
степень вариативности и соответствие методического материала применительно к входящим запросам и возрастным категориям респондентов;
уровень (высокий, достаточный, низкий) ведения основной учетно-отчетной документации психодиагностики;
количественный (или %) показатель респондентов, прошедших психодиагностику в целом и по каждой из категорий (дети, педагоги, родители);
трудозатраты (%) психолога на психодиагностику.
Психокоррекционная деятельность анализируется по следующему алгоритму:
Материально-техническая база психокоррекционной деятельности:
наличие помещения для групповой работы и его соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам;
наличие соответствующего задачам деятельности оборудования, включая технические средства (аудио-, видеотехника, проекционная аппаратура, стимульно-раздаточные материалы и пр.);
картотека методических материалов и литературы по направлению.
Документация психокоррекции:
программы индивидуальной и групповой коррекционной работы с детьми с учетом направления (когнитивная, коммуникативная, эмоционально-личностная сферы);
планы-конспекты коррекционно-развивающих мероприятий;
журнал учета групповых и индивидуальных форм работы.
Планирование психокоррекционной деятельности:
отражение психокоррекционной деятельности в годовом и календарном плане работы;
учет при планировании временных затрат на данный вид деятельности;
включение коррекционно-развивающих занятий в план работы педагога;
характеристика структуры плана коррекционно-развивающих занятий для детей (учащихся);
планирование работы (задачи, формы работы, содержание, методическое обеспечение) с педагогами и родителями в процессе коррекционной работы с детьми.
Выводы о состоянии психокоррекционной деятельности:
наличие у специалиста соответствующего документа, подтверждающего право ведения данного вида деятельности;
наличие договора с родителями о проведении с ребенком обозначенного вида деятельности);
уровень (высокий, достаточный, низкий) материально-технического обеспечения данного вида деятельности психолога;
соответствие показаний к психокоррекции психологическому диагнозу;
использование междисциплинарного, комплексного подхода в реализации задач коррекции;
степень вариативности и соответствие методического материала применительно к входящим запросам и возрастным категориям респондентов;
уровень (высокий, достаточный, низкий) ведения основной учетно-отчетной документации;
уровень (высокий, достаточный, низкий) планирования психокоррекционной деятельности;
количественный (или %) показатель детей (учащихся), прошедших психокоррекцию по каждому из направлений;
трудозатраты (%) психолога на психокоррекцию;
соответствие условий и возможностей учреждения и специалиста для проведения эффективной психокоррекции.
При анализе консультативной деятельности анализу подвергаются следующие показатели:
Документация психоконсультирования:
журнал записи на психологическую консультацию (журнал или бланки психологических запросов);
журнал регистрации консультаций;
карты первичного приема;
другие виды документации, их необходимость и адекватность психоконсультивной деятельности.
Планирование психоконсультирования:
отражение психоконсультирования в годовом и календарном плане работы;
планирование групповых консультаций (основание, цели, методы) с педагогами и родителями.
Выводы о состоянии психологического консультирования:
целевое и содержательное соответствие запросу,
соответствие форм консультативной работы целям и задачам психологической службы (профилактические, информационные и пр.) и образовательного учреждения;
соотношение (и его обоснованность) групповых и индивидуальных форм консультирования;
уровень (высокий, достаточный, низкий) ведения основной учетно-отчетной документации;
количественный (или %) показатель респондентов, прошедших психоконсультирование в целом и по каждой из категорий (дети, педагоги, родители);
трудозатраты (%) психолога на данный вид деятельности.
По результатам проверки, оценивания или аттестации деятельности психолога образования составляется акт проверки с анализом положения дел в организации и проведения психологической работы. В выводах и заключениях отмечается уровень ее соответствия критериям и показателям эффективности. Особое внимание обращается на всестороннюю характеристику профессиональной компетентности психолога и его пригодность к выполнению должностных функций (Приложения 53, 54). В заключение даются рекомендации по совершенствованию психологической работы, в том числе и с учетом передового опыта в этой области.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки:
Обозначьте основные группы критериев анализа профессионализма.
На основе обозначенных критериев осуществите анализ деятельности педагога-психолога по любому из направлений деятельности.
Проанализируйте (по материалам практики) структуру, содержание и показатели диагностики готовности детей к школьному обучению, осуществляемую в разных типах образовательных учреждений г.Новосибирска. В чем состоит основное отличие исследуемых параметров, используемых в системе дошкольных учреждений и в младшем звене школы. На основе полученных результатов сформулируйте рекомендации педагогам психологам, учителям младших классов и администрации образовательного учреждения.
Используя критериальный подход, представьте профессиональный портрет психолога образования (по итогам практики).
Какое содержание вкладывается в понятие «профессиональная позиция» психолога образования?
Осуществите рефлексивный анализ (в письменном виде в свободной форме изложения) собственных профессиональных ресурсов.
Охарактеризуйте понятие «успех» как фактор психического состояния психолога образования?
Исходя из каких показателей может осуществляться оценка деятельности специалиста?
По каким показателям можно судить о степени профессиональной компетентности психолога?
Обозначьте уровни профессиональной компетентности.
В Приложении 54 представлена акмеограмма практического психолога. Проанализируйте ее составляющие с точки зрения соответствия квалификационным требованиям педагога-психолога (Приложение 12) и критериям профессионализма.
Какую роль имеет самообразование в профессионально-личностном росте психолога?
В каких формах может осуществляться профессиональное самообразование психолога?
Напишите рефлексивное сочинение по теме «Я в пространстве профессии».
С помощью методов психодиагностики осуществите самоанализ актуального профессионального состояния. На основе полученных результатов составьте проект профессионального саморазвития.
В Приложении 55 представлены наиболее часто встречающиеся в практике работы педагога-психолога проблемные ситуации. Проанализируйте их и представьте план устранения противоречий.
Какие виды деятельности психолога могут подвергаться анализу?
В чью компетенцию входит оценка деятельности специалиста психологического профиля?
Представьте структуру акта проверки и оценки деятельности специалиста.
Представьте обзор-анализ публикаций (по материалам периодической печати), посвященных вопросам профессионализма психологов образования.
Познакомьтесь с содержанием публикаций, представленных в Приложениях 46-52. Составьте вопросы для дискуссионного обсуждения обозначенных в каждой работе проблем.
Составьте тезаурус по курсу «Психологическая служба в образовании».
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.