logo
белобрыкина

Конкретные примеры

С целью обратить читателя в свою веру, приведу несколько примеров из практики, которые наглядно иллюстрируют важность психологического обследования будущих первоклассников.

Саше 7 лет, главная особенность, которая бросается в глаза, — бедная речь. Он плохо справляется со многими заданиями, не умеет читать и писать. Невольно возникает вопрос: а сможет ли мальчик учиться в массовой школе? Не правильнее ли будет посоветовать маме отдать ребенка в школу для детей с нарушениями речи? В ходе общения с мамой выяснилось, что на русском языке с мальчиком разговаривают только мама и сестра. Папа — украинец, русским языком владеет плохо. Много времени мальчик провел с бабушкой, также живущей на Украине. В этой связи логично предположить, что речевые проблемы мальчика носят временный характер. Беседа с мамой и мальчиком проходила в апреле, и хочется надеяться, что мама, знающая об особенностях своего ребенка, постарается подготовить его к школе.

Никита пришел на прием с бабушкой. Он молчит, на вопросы за него отвечает бабушка, которая считает, что ее внук все знает, но отличается нерешительностью. Общение с мальчиком наедине показало, что он лишь отчасти готов к школе — умеет читать по слогам, считает, может рассказать о себе, но в личностном развитии значительно отстает от своих сверстников. Во многом это — «вина» бабушки, которая действительно уделяла много времени образованию мальчика, забывая при этом о необходимости воспитания произвольности и самостоятельности поведения. В данном случае можно прогнозировать возникновение, по меньшей мере, трудностей адаптации к школе, когда значительно более активные одноклассники будут быстрее и лучше осваивать азы школьных наук. Было нелегко объяснить бабушке (а может, так и не удалось), что ее внук кое-что уже может и должен делать самостоятельно.

Родители шестилетнего Тараса испытывали сильные колебания — отдавать ли ребенка в школу в этом году. У него хорошо развита речь, он читает и считает — уже пора идти учиться. Однако близкое знакомство с мальчиком показало, что он еще находится во власти игровой деятельности. Все учебные задачи он подменяет игровыми, начинает отвечать, не дослушав вопроса, не может усидеть на одном месте. Родители, присутствовавшие при беседе с ребенком, увидели, почему их сыну пока не следует идти в школу. Им даже не пришлось объяснять, что дошкольный возраст — важный период в жизни ребенка и психологическая готовность к школе является закономерным итогом всего дошкольного детства.