logo
белобрыкина

Изучение психологического климата в классе

В отдельной тетради дать описание основных характеристик класса как малой группы.

1. Описать историю развития группы, реорганизации класса, смену классных руководителей, преемственность при смене руководителей, взаимоотношения учителей и родителей, учителей и учеников.

2. Дать общую оценку психологического климата (это – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде психологических условий совместной деятельности и влияющий на развитие личности в группе), признаки благоприятного климата: доброжелательность и доверие, ориентация на учебу, свободное выражение мнений, отсутствие авторитарного давления учителей и лидеров на учеников класса и признание за ними права на принятие решений (в пределах компетентности), информированность членов группы об общих проблемах, удовлетворенность группы взаимоотношениями, интерес друг к другу, классу и учебе, умение принимать новичков.

3. Изучить взаимоотношения по горизонтали – систему отношений между учениками, (это – личные, избирательные отношения от симпатии, дружбы, до неприязни и враждебности). Структура взаимоотношений выявляется либо социометрией (Морено), либо длительными наблюдениями за взаимоотношениями ребят в классе и вне его. Анализируется расслоение по статусу (лидеры, предпочитаемые, изолированные, отвергаемые), существующие группировки и взаимоотношения между группировками (доброжелательные, безразличные, неприязненные). Оптимально, если каждый участник группы входит в какую-либо группировку, группировки сотрудничают друг с другом, нет явной отверженности отдельных учеников. Изучить лидеров класса и типы лидерства: положительное (соответствует целям группы — учебе, сотрудничеству) – отрицательное (прогульщики, нарушители дисциплины): деловое – эмоциональное: глобальное – частичное, описать отношения между лидером и учителем, выяснить, используются ли возможности лидера для организации деятельности класса. Выяснить, кем и как выдвигались формальные активисты класса, являются ли они одновременно неформальными литерами? Изучить причины отверженности отдельных учеников: зависящие от ученика (негативные типы личности – высокомерие, конфликтность и пр.), не зависящие от ученика (дефекты здоровья и внешности, условия жизни).

Выполняются ли задачи, стоящие перед классным руководителем: установлены ли хорошие отношения с лидером, передана ли ему часть полномочий? Осуществляется ли учителем влияние либо на ученика, либо на класс с целью повышения статуса отвергаемых?

4. Изучить взаимоотношения по вертикали – (систему отношений между учителями и учениками). Влияние установок учителя по отношению к ученикам и стиля руководства на развитие взаимоотношений в классе, соответствие стиля руководства уровню развития группы. Определить установки учителя по отношению к учащимся по признакам:

1) Активно-положительная. Доброжелателен со всеми, имеет позитивные ожидания по отношения ко всем. Особенно трудным учащимся, показывает огорчение при неудачах и возникновении проблем в общении, открыто сообщает об этом. Ученики стремятся сохранить хорошую репутацию в глазах учителя, ориентированы на сотрудничество, искренне сообщают о наличии проблем.

2) Нейтральная, безразличная. Формально правильно выполняет все функции учителя, но внутренне безразличен к учащимся, не интересуется их нуждами и особенностями их личности. Ученики проявляют ответное равнодушие или скрытую неприязнь. Атмосфера равнодушия может распространиться на предмет, взаимоотношения друг с другом, отношение к учебному заведению в целом.

3) Скрыто отрицательная. Недоверие к учащимся, неосознанное (часто) убеждение в том, что воспитывать – значит указывать на недостатки, наказывать и заставлять. Из-за срытой недоброжелательности и страха отвержения плохо понимает учеников, поэтому склонен руководить не мотивируя учеников, часто вообще не интересуясь, хотят ли они выполнять задания, склонен к манипулированию. Вызывает ответную неприязнь, иногда проявляющуюся открыто, а иногда (из страха) скрыто при внешнем приспособлении.

4) Функциональная. Делит учеников мысленно на три категории: хорошие, средние и плохие. Отношение к каждому в зависимости от категории: «хорошие» – положительная установка, «средние» — безразличная, «плохие» – отрицательная. Кроме соответствующих ответных установок учеников наблюдается ухудшение взаимоотношений между детьми в классе, появление конфликтующих группировок.

5) Ситуативная. Установка меняется в зависимости от настроения, вне зависимости от поведения и успешности деятельности детей. Незаслуженные санкции вызывают появление защитных тенденций, непредсказуемых вспышек конфликтов, у части детей – приспособленчество к настроению учителя.

Возможные варианты взаимоотношений:

Отношение учителя

Отношение учеников

Реакция учеников

Доброжелательность

Симпатия, уважения

Активность

Безразличие

Безразличие, нет уважения

Безразличие

Скрытая недоброжелательность

Антипатия, нет уважения

Сопротивление

Противоречивые отношения

Конфликтное, защитное

«Сидячие забастовки»

Варианты стилей руководства учителя:

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Ориентированный «на себя», личное влияние

Ориентирован на совместную деятельность

Ориентирован на самоорганизацию

Единоначалие

Делегирование власти

Власть мало центролизирована

Личный контроль

Взаимная требовательность

Контроль от случая к случаю

Деловые, формальные отношения, либо патерналистские

Решает проблемы социально-психологического плана

Неформальные отношения

Основная функция – информационная

Контроль за информацией

Свободная циркуляция информации

Не всегда информирован

Методы: приказ, команда

Методы: инструктирование, убеждение, мотивирование

Методы – уговоры, советы

Критику не любит

Критика разрешена, учитывается

Критику выслушивает, но мало реагирует

Соответствует ли стиль руководства уровню развития группы? В группах:

(1) умелых и желающих работать (с развитой самоорганизацией и мотивированных) – демократический и либеральный:

(2) неумелых (с неразвитой самоорганизацией, но желающих учиться, повышающих компетентность) и желающих работать — демократический;

(3) неумелых и немотивированных — демократический и элементы авторитарного. Выяснить в ходе общения, присутствует ли у учителя страх за свой авторитет в классе, вызванный:

  1. Выявить групповые нормы класса. Групповые нормы – общие представления о желательном и нежелательном поведении соучеников, проявления того и другого поведения санкционируются классом (высмеиваются или поощряются). Описать содержание групповых норм. По содержанию нормы касаются всех сторон жизнедеятельности класса:

Классы могут иметь диффузные, единые или противоречивые нормы, что будет служить причиной появления разногласий и конфликтов.

Привести примеры реакций конформистов, самостоятельных и девиантов. (Конформность – податливость человека давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с неразделяемой им вначале позицией большинства, самостоятельные действуют в зависимости от ситуации, девианты – противодействуют всегда.) Опишите нормы класса и принятие их различными учениками, попробуйте повлиять в ходе дискуссии на развитие групповых норм в позитивном для дела направлении.

Практическая работа: провести либо социометрию, либо дискуссию, либо опрос по проблеме взаимоотношений (по вашему выбору) и описать результаты.

6. Дать рекомендации по улучшению психологического климата класса

ПРИЛОЖЕНИЕ 43

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА127

I. Анализ деятельности школьников:

1. Направленность познавательной деятельности: в какой мере познание школьников подчинено учебной задаче, устойчиво ли сохранялось внимание учащихся, быстро ли переключалось с одной задачи на другую.

2. Соотношение внутреннего и внешнего в деятельности учащих­ся: какие наблюдались внешние проявления совершаемой умственной деятельности (быстрое и верное высказывание, правильное действие, ошибочный с паузами ответ, ожидание подсказки и пр.), какие и как решались задачи, как использовалась внешняя и внутренняя речь для выполнения задания?

3. Соотношение самостоятельности и репродуцирования в деятельности школьников: имело ли место выполнение задания по образцу, путем простого копирования; насколько это было оправданным и целесообразным? Отметить случаи самостоятельного решения.

4. Соотношение конкретного и обобщенного в умственной деятельности учащихся: отметить факты оперирования конкретным содержанием, случаи использования обобщенного содержания, было ли со­отнесение конкретного и обобщенного в ответах, отметить использование учащимися материала, представленного в образах и понятиях.

5. Использование учащимися способов, приемов умственной деятельности: установить и назвать умственные действия, которыми владеют школьники, какие умственные действия используют чаще, ка­кие реже, каков уровень осознания выполняемых действий.

6. Отношение к предмету занятий: в какие моменты урока наибо­лее ярко были выражены эмоции, с чем это связано?

7. Действенность эмоций: отметить случаи влияния положитель­ных эмоций на познавательную активность школьников, а также слу­чаи влияния отрицательных эмоций на пассивность учащихся.

8. Устойчивость и динамичность отношений: Одинаково ли отношение учащихся к учебной работе или оно менялось, если да, то с чем это связано?

9. Соотношение интеллектуального и эмоционального в учебной деятельности: отметить случаи учебной работы без видимого эмоционального отношения, а также случаи, когда эмоции изменяли поиск решения задачи.

II. Анализ деятельности учителя:

1. Информационная функция: характеристика подачи материала (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опо­ра на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с прак­тикой), умение прогнозировать усвоение информации школьниками.

2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника.

3. Коммуникативная: стиль общения, педагогический такт, характеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.

4. Организаторская: организация учителем собственной деятель­ности, а также индивидуальной и коллективной деятельности школь­ников, методы поддержания дисциплины и порядка на уроке.

5. Развивающая: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, развитию личности школьника, коллектива и адекватных межличностных отношений.

6. Функция контроля: способы контроля усвоения информации учащимися, объективность оценок, даваемых учителем, их своевременность, разнообразие форм; особенности самоконтроля учителя.

Анализируя урок, также отмечают следующие моменты:

1) какие цели поставил учитель?

2) какая форма изложения материала была избрана учителем?

3) в какой степени материал соответствовал выбранной форме (наличие проблемы, возможность членения на части, потребность в образном описании)?

4) как метод изложения соответствовал целям урока?

5) какие виды обратной связи использованы учителем (пошаго­вая, отсроченная, когнитивная, прогностическая)?

6) в чем проявился учет возрастных особенностей учащихся и индивидуальный подход к их учебной работе?

7) развитие каких психических процессов и свойств личности осуществлялось на уроке?

8) достиг ли урок цели (анализ соотношения замысла и практи­ческой реализации)?

III. Общие выводы о взаимодействии учителя и учащихся:

1. Результаты усвоения знаний: уровень усвоения (знания-зна­комства, знания-копии, знания-умения, знания-трансформации), пер­цептивное и оперативное значение знаний.

2. Результаты усвоения способов, приемов умственной деятель­ности (анализ, синтез, обобщение и пр.).

3. Характеристика отношения учащихся к предмету.

4. Общая оценка развивающего и воспитательного эффекта урока.

IV. Предложения по совершенствованию урока.

1) по улучшению управления учебной деятельностью учащихся;

2) по формированию положительного эмоционального отношения учащихся к учению;

3) по совершенствованию выполнения учителем системы профессионально значимых функций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 44