Выписка
из психологического заключения диагностического обследования
от «___» 200___г.
Фамилия, имя, отчество ребенка
Число, месяц, год рождения
(Краткое содержание психологического заключения)
Подпись психолога, проводившего психологическое обследование
Подпись административного лица
Печать образовательного учреждения
Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом.
Характеристика ребенка дается на основании его всестороннего предварительного изучения, которое следует проводить в естественных условиях воспитания и обучения. Кроме того, при изучении ребенка важно не только обращать внимание на проявление свойств личности, познавательной активности, но и стремится к выяснению мотивов поведения и действий ребенка.
Основой характеристики ребенка служат материалы психологического наблюдения за его поведением, разными видами деятельности (игровой, бытовой, художественной, учебной, трудовой, общением и т.п.). Всестороннее познание ребенка требует от педагога-психолога применения и других методов детской психологии – бесед, анализа продуктов деятельности, эксперимента, социометрических методов, проективных методов, тестов и др. Характеристика ребенка дается в связи с условиями его семейного воспитания, системой взаимоотношений ребенка и взрослого и должна быть обоснована фактами поведения ребенка, действиями, поступками, высказываниями, результатами углубленного изучения. В содержание характеристики включается также анализ особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками. При составлении характеристики следует использовать материалы, относящиеся к истории развития ребенка (полученные из бесед с родителями, педагогами, медицинским персоналом и др.).
Заключительная часть характеристики излагается четко, лаконично, обоснованно. В ней важно отразить динамику психического развития ребенка, дать его прогноз. Следует указать, какие черты ребенка нуждаются в коррекции, а также в дальнейшем совершенствовании.
Варианты составления психологических характеристик на ребенка и детскую группу представлены в Приложениях 17 – 22.
Протокол (диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью) рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком или взрослым. Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка; датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т.е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются post factum, по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога.
Образец протокола психодиагностического обследования.
Ф.И.ребенка__________________________________________ Код_________
Возраст______________________________________________
Дата обследования_____________________________________
Методики_____________________________________________
Этапы диагностической процедуры | Ход диагностической процедуры | примечания |
|
|
|
Выводы________________________________________________________
________________________________________________________________
Психолог _______________________________________________________
Образец протокола беседы.
Ф.И.ребенка__________________________________________Код_________
Возраст______________________________________________
Дата обследования_____________________________________
Цель беседы_____________________________________________
Вопросы к беседе | Ход беседы | примечания |
|
|
|
Выводы________________________________________________________
________________________________________________________________
Психолог _______________________________________________________
Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т.д.).
Карта (история) развития представляет собой документ, в котором отражена совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.
Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом дошкольного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации о (пре)натальном и постнатальном развитии, т.е. особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнений в период новорожденности. Кроме того, используется анамнез хронических и острых заболеваний в период младенчества и раннего детства, сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Точнее, исключает причины органического и функционального свойств.
Далее фиксируются особенности нервно-психического развития по оценкам возрастных норм (когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; развитие пассивной и активной речи; первые двигательные и эмоциональные реакции). Кроме того, в карту развития включаются особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении и характеристики его взаимодействий со сверстниками. Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен в виде таблицы либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития ребенка на разных возрастных этапах.
Педагоги-психологи, работающие в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи, дополнительно к основной документации, ведут учет проводимой работы по следующим формам:
Коррекционная карта представляет собой развернутую «картину» психологических мероприятий с определением коррекционной стратегии и тактики, т.е. программы. В коррекционной карте отражаются:
исходные данные (Ф.И.О., возраст ребенка или код ребенка);
исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);
программа коррекционных мероприятий (таблица 6), включающая:
тип и форму коррекционных мероприятий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);
средства коррекции (изобразительные, игровые, музыкальные и т.д.);
сроки коррекционных мероприятий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);
рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных занятий;
динамика психологических изменений в ходе коррекционных занятий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;
выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Образец КОРРЕКЦИОННОЙ КАРТЫ
Фамилия ________________________________Имя________________
Учреждение образования ____________ Класс (группа)_____________
Мнение специалиста__________________________________________________
(индивидуальная коррекция)
Сильные стороны ребенка | Слабые стороны ребенка |
|
|
Динамика коррекционного обучения
За прошедший период с _________________ по ________________ произошли следующие изменения: _______________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендовано:_________________________________________________________
______________________________________________________________________
Дата ______________Психолог _______________________________________
подпись
Таблица 6.
Образец ПРОГРАММы коррекционно-развивающих занятий
I. Пояснительная записка: | |||
1. Актуальность, цель программы | в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования) | ||
2. Задачи | в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий | ||
3. Адресат | с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.) | ||
4. Содержание | в виде, раскрывающем содержание разделов | ||
II. Тематический план занятий | |||
Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) | |
|
|
| |
III. Список литературы | указывается литература, которую могут использовать участники группы | ||
Ведущий | Ф.И.О., должность |
Еще одним видом рабочей документации психолога образования является организационно-методическая документация. Цель данного вида документации заключается в организации, планировании и методическом обеспечении профессиональной деятельности практического психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических возможностей, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
К организационно-методической документации практического психолога образования относятся: каталог методических материалов и литературы; хронометраж рабочего времени практического психолога в учреждении образования; график работы практического психолога; план ра6оты (отражающий стратегию профессиональной деятельности специалиста на различные периоды времени); рабочие программы; журнал учета видов и направлений работы; журнал и бланки психологических запросов, консультативного приема; аналитический отчет о проделанной работе (по итогам за год), статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении.
Каталог – перечень имеющейся в наличии литературы, методического материала (методик, тестов), составленный в порядке, облегчающий их нахождение и содержащий ряд профессионально важных сведений, характеристик фиксируемого материала (например, выходные данные книги или показатели соответствия методики требованиям научности). Каталог (таблица 7) составляется в алфавитном порядке. Допускается как единый, так и отдельный перечень для литературных источников и методического материала.
Таблица 7.
Образец журнала (картотеки) имеющихся методических материалов и литературы.
№ п/п | Автор книги, методики | Наиме-нование методики, книги | Место издания, издательство, год издания, колич. страниц | Кол-во экземпл. | Данные о валидности, надежности, нормах. | Внутрен-ний шифр издания |
|
|
|
|
|
|
|
Хронометраж — совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени выполнения каждого из видов психологической деятельности. Представленный в таблице 8 хронометраж, рассчитан по стандартам рабочего времени «практического психолога образования», где средняя норма времени в месяц составляет 144-150 рабочих часов, соответственно 36 часов в неделю. Причем, 18 из них являются методическими и не предполагают обязательного присутствия специалиста в образовательном учреждении, особенно в тех случаях, когда администрацией недостаточно обеспечены необходимые условия работы (Приложение 16), например, отсутствует автоматизированное рабочее место специалиста (компьютерный комплекс).
К формам методической деятельности психолога относят: изучение специальной литературы; освоение новых психологических технологий; участие в районных, городских, областных и региональных мероприятиях (конференциях, методических объединениях, семинарах и т.п.); супервизорство; коллегиальное консультирование; работа со специалистами смежной квалификации; оформление аналитической и отчетной документации; подготовка к индивидуальной и групповой работе с субъектами образовательного пространства; обработка, анализ и интерпретация результатов; подготовка к экспертно-консультационной работе с педагогами, родителями и детьми.
При пересмотре норм по временной регламентации профессиональной деятельности психологов количественные показатели хронометража изменяются. В целом рабочий день психолога длится 6 часов и может чередоваться через день, например, в понедельник и среду специалист работает с 8.00 до 14.30 (включая перерыв на обед), а во вторник (или пятницу) – с 12.30 до 19.00 часов. Выбор методического (неприсутственного) дня согласуется с администрацией учреждения.
Нормативный расчет продолжительности отдельных видов работ практического психолога исходит из требований эффективности и качества работы и должен учитываться администрацией образовательного учреждения и психологом при планировании деятельности специалиста. При планировании работы психолог может опиться на нормативы, представленные в таблицах 9, 10, 11.11
Таблица 8.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ХРОНОМЕТРАЖ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Вид профессиональной деятельности | 1 | 2 | ||
Время на один прием (мероприятие) | Общее время в месяц | Время на подготовку или анализ | Общее время в месяц | |
Индивидуальное психологическое обследование | 1-1,5 ч | 15 ч | 0,5-1 ч | 10 ч |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 1-1,5 ч | 3 ч | 3-3,5 ч | 7 ч |
Индивидуальная консультация | 1-1,5 ч | 15 ч | 0,3 ч | 3 ч |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5-1,5 ч | 15 ч | 0,3 ч | 3 ч |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1-1,5 ч
| 20 ч | 1ч | 20 ч |
Психопрофилактика и просветительская работа | 0,5-1, 5 ч | 4 ч | 0,5 часа | 2 ч |
Коллегиальное консультирование у смежных специалистов и работа в специализированных комиссиях, включая экспертизу | 2,5-3 часа | 3 ч | 0,5 часа | 2 часа |
Организационно-методическая работа, включая изучение специальной литературы и освоение новых технологий; посещение мероприятий (конференции, семинары) разного уровня. |
|
| 5 ч в неделю | 20 часов |
Оформление документации |
|
|
| 8 ч |
Всего |
| 75 часов |
| 75 часов |
Таблица 9.
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ РАБОТ
(в общеобразовательной школе с количеством учащихся 500-600 человек и дошкольном учреждении с количеством 200-300 детей)
Виды работ практического психолога | Форма работы | Продолжи-тельность | Примечания | ||
психодиагностика | Индивидуальная работа с детьми (включая подготовку, процедуру обследования, обработку результатов, написание заключения и рекомендаций) | 6 – 10 ч | На 1 ребенка в зависимости от сложности (не менее 4-5 методик) | ||
Групповая работа с детьми (включая подготовку, процедуру обследования, обработку результатов, написание заключения и рекомендаций) | 16 – 20 ч | На 1 группу, класс (не менее 4-5 методик) | |||
Социометрическое исследование (включая разработку анкет, подготовку, проведение, обработку результатов, заключения и рекомендаций) | 15 – 30 ч. | На 1 группу, класс | |||
психоконсультирование | Индивидуальное консультирование детей (без диагностики) | дошкольники | 1 ч | На 1 беседу | |
начальное звено | 1 ч | ||||
среднее звено | 1,5 ч | ||||
старшее звено | 2 ч | ||||
Групповое консультирование учащихся (без диагностики) | 3 ч. | На 1 беседу | |||
Профконсультирова-ние учащихся | среднее звено | 3 ч | На 1 ученика | ||
старшеклассники | 5 ч | На 1 ученика | |||
Индивидуальное консультирование педагогов | 2 ч | На 1 беседу | |||
Групповое консультирование педагогов | 2 ч | На 1 беседу | |||
Индивидуальное консультирование родителей | 1,5 – 2 ч. | На 1 беседу | |||
Групповое консультирование родителей | 2 ч | На 1 беседу | |||
Коррекционно-развивающая работа | Индивидуальные занятия с детьми (включая подготовку и проведение) | 20 – 40 ч | На 1 ребенка | ||
Групповые занятия с детьми | 20 – 40 ч | На 1 группу | |||
Психологический тренинг с учащимися (подготовка и проведение) | 10 ч 6 – 24 ч | На 1 тренинг | |||
Деловая игра с учащимися (подготовка и проведение) | 8 ч 4 – 12 ч | На 1 игру | |||
Психологический тренинг со взрослыми (подготовка и проведение) | 10 ч 12-36 ч | На 1 тренинг | |||
Деловая игра для взрослых (подготовка и проведение) | 8 ч 6 – 16 ч | На 1 игру | |||
Работа в классах ККО, группах коррекции (развивающие уроки, занятия, адаптационные мероприятия, анализ эффективности программ, отслеживание динамики развития). | 2 ч (в неделю) | На 1 класс. На 1 ребенка | |||
Просвеще-ние | С учащимися | 1 ч | На 1 лекцию (включая подготовку) | ||
С педагогами | 1,5 ч | ||||
С родителями | 1,5 | ||||
Подгото-вительная работа | К педагогическому консилиуму | 5 – 8 ч. | Без диагностики | ||
К родительскому собранию | 3 – 4 ч | ||||
К педсовету, семинару | 6 – 8 ч | ||||
К выступлению (на конференции, классном часе) | 3 – 4 ч | ||||
Работа с документами | Оформление ежедневной итоговой документации | 0,5 ч | На 1 мероприятие | ||
Отчет о работе, обобщение результатов | 7 ч | ||||
Оформление психологических карт | 2 ч | ||||
Самообра-зование | Консультирование в научно-методических центрах, участие в семинарах, конференциях | 8 ч | В месяц | ||
Работа в библиотеке | 5 ч |
Таблица 10.
ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ПСИХОЛОГОМ12
(из расчета на один учебный год)
№ п/п | Виды работ | Количество | Примечание |
1 | Индивидуальное обследование. | 100-150 |
|
2 | Групповая психодиагностика |
| 10-15 групп |
3 | Индивидуальное психологическое консультирование | 80-150 | Из расчета 2-4 консультации в неделю |
4 | Индивидуальные занятия с детьми | 80-100 | Из расчета 1-2-занятия в неделю |
5 | Родительское собрание | 9 | 1 собрание в месяц |
6 | Выступление перед учащимися (лекции, классные часы) | 17 | 1 мероприятие в 2 недели |
7 | Выступления перед педагогами (педсоветы, семинары, методические объединения) | 8 | 2 мероприятия в четверть |
8 | Коррекционно-развивающая работа в группах | 2 группы (80 занятий) | 1 раз в неделю
|
9 | Психологический тренинг с учащимися | 1 группа | 1 раз в неделю |
10 | Психологический тренинг с педагогами | 1 группа | 1 раз в 2-3недели |
11 | Просветительская работа со взрослыми. | 30 занятий | 3 раза в месяц |
12 | Посещение занятий, уроков |
| 2 раза в неделю |
13 | Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях | 10 заседаний |
|
Следует отметить, что индивидуальные формы психологического взаимодействия предусматривают пропорциональное увеличение нормы времени по отношению к групповым. Кроме того, время, затраченное на исполнение конкретного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращения к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и иных особенностей обращающихся. Очевидно, что сочетание видов работ и направлений деятельности психолога, а также доля времени на их выполнение может варьироваться в зависимости от запроса администрации образовательного учреждения. Если на некоторые из обозначенных видов работ не существует запроса, то время, отведенное на их выполнение, перераспределяется на другие виды и направления деятельности по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Таблица 11.
Ориентировочные нормы по консультативной деятельности педагога-психолога.
№ п/п | Вид работы | Время (в часах) | |
1 | Индивидуальное консультирование одного педагога | Первичный прием | 1.0 |
Вторичный прием | 1.0 | ||
Последующие приемы | 0.7 | ||
Подготовка к каждому приему | 0.5 | ||
2 | Индивидуальное консультирование одного родителя | Первичный прием | 1.5 |
Вторичный прием | 1.5 | ||
Последующие приемы | 1.0 | ||
Подготовка к каждому приему | 0.7 | ||
3 | Индивидуальное консультирование одного ребенка дошкольного возраста | Первичный прием | 0.5 |
Последующие приемы | 0.7 | ||
Подготовка к каждому приему | 0.3 | ||
4 | Индивидуальное консультирование одного учащегося начальной школы | Первичный прием | 1.0 |
Последующие приемы | 0.7 | ||
Подготовка к каждому приему | 0.3 | ||
5 | Индивидуальное консультирование одного учащегося средней школы | Первичный прием | 2.0 |
Последующие приемы | 1.0 | ||
Подготовка к каждому приему | 0.5 | ||
6 | Индивидуальное консультирование одного учащегося старшей школы, учреждения образования и т.п. | Первичный прием | 2.0 |
Последующие приемы | 1.5 | ||
Подготовка к каждому приему | 0.7 | ||
7 | Групповое консультирование учителей (на 1 группу) | Проведение консультации | 2.0 |
Подготовка к консультации | 1.0 | ||
8 | Групповое консультирование родителей (на 1 группу) | Проведение консультации | 2.5 |
Подготовка к консультации | 1.0 |
График — распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу. Вариант рабочего графика в соответствии с 36-часовой рабочей неделей представлен в таблице 12.
Таблица 12.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Обед 12.00-13.00
День недели | Время | Содержание работы | Направление |
Понедельник | 9.00-12.00 (3 часа) | Психодиагностика (индивидуальная) | По плану |
13.00-16.00 (3 часа) | Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные) | По плану | |
Вторник | 10.00-15.00 (5 часов) | Методическое время (оформление документов, обработка результатов). | По плану |
Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях | По запросу | ||
15.00-18.00 (3 часа) | Консультирование родителей (индивидуальное и групповое) | По плану, по запросу | |
Среда | 9.00-11.00 (2 часа) | Коррекционно-профилактические и развивающие занятия (индивидуальные/групповые) | По плану, по запросу |
11.00-12.00 (1 час) | Консультирование педагогов (групповое) | По плану, по запросу | |
13.00-15.00 (2 часа) | Психодиагностика (индивидуальная/групповая) | По плану, по запросу | |
15.00-18.00 (3 часа) | Подготовка к индивидуальной, групповой, экспертно-консультативной и профилактической работе | По плану | |
Четверг | 9.00-11.00 (2 часа) | Консультирование педагогов (индивидуальное) | По запросу |
12.00-14.00 (2 часа) | Психодиагностика (индивидуальная) | По запросу | |
14.00-17.00 (3 часа) | Методическое время (оформление документации) | По плану | |
Пятница | 9.00-13.00 (4 часа) | Самообразование. Повышение квалификации. | По плану |
14.00-17.00 (3 часа) | Методическое время (обработка результатов) | По плану |
Распределение видов профессиональной деятельности по неделям и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые формы работы с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели (таблица 13). Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности взаимодействия при различных условиях организации труда психологов в учреждениях образования.
Таблица 13.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
День | Часы | Педагоги | Дети | Родители |
Понедельник | 10-12
12-14 15-16 16-17 |
Педконсилиум
| Психодиагностика (обработка результатов)
Индивидуальные занятия |
«Школа для родителей» (младшее звено) |
Вторник | 14-16
16-17
17-18 |
| Психодиагностика (обработка результатов) Факультативы, тренинги
|
«Школа для родителей» (среднее звено) |
Среда | 10-12 12-14
15-16 |
Индивидуальное консультирование
|
Факультативы, тренинги. | Индивидуальные консультации |
Четверг | 10-12
12-14 15-17 |
Семинар-практикум | Индивидуальные консультации |
Индивидуальные консультации |
Пятница | 11-12
12-14 15-16 | Консультативно-административное совещание Групповая консультация |
|
«Школа для родителей» (старшее звено) |
План работы — документ, определяющий цели и задачи (стратегию) профессиональной деятельности практического психолога учреждения образования на определенный период. Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического (воспитательно-образовательного) процесса, то данная стратегия формулируется в соответствии с целями и задачами образовательной деятельности конкретного учреждения, видом и запросами администрации и педагогического коллектива данного учреждения. При составлении плана психолог руководствуется приоритетом прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка» (Приложения 13, 14, 15), нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации (Приложения 11, 12, 16), приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации, а так же учитывает нормы расхода времени на каждый вид деятельности [38]. Кроме того, содержание плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечению психического здоровья детей и содействию их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. Далее в плане фиксируются виды деятельности, раскрывается их содержание и форма проведения с указанием примерных сроков их выполнения. Что касается оформления плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением соответствующих граф (таблицы 14 а, б). Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении (на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть, полугодие, год).
В регистрационном разделе плана фиксируются все основные виды, направления и формы деятельности психолога образования, принятые к реализации. Это могут быть:
Диагностика, предполагающая:
первичное (полное углубленное) и динамическое (повторное) обследования;
групповая диагностика (в том числе проведение социометрических обследований).
Коррекционно-развивающая работа:13
индивидуальные занятия;
групповые формы работы с детьми.
Консультационная работа:
индивидуальные консультации;
групповые консультации-семинары.
И т.д. и т.п.
Основными субъектами, которым адресуется деятельность психолога, являются дети, родители и специалисты как образовательного учреждения, так и смежных профилей, что также находит свое отражение в плане.
Таблица 14 а
ОБРАЗЕЦ № 1 ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
№ п/п | Название работы | Условия проведения | Ответственный | Срок проведения | Предполагаемый результат |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Примечание:пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок и пр.), так и название программы деятельности по определенному направлению (например, проведение диагностического обследования). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат. Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением. В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
Таблица 14 б
ОБРАЗЕЦ № 2 ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
№ | Виды деятельности | Адресат | Планируемые мероприятия | Сроки | Примечание |
1 | Диагностика |
|
|
|
|
2 | Развивающая и коррекционная работа |
|
|
|
|
3 | Консультирование |
|
|
|
|
4 | Профилактико- просветительская работа |
|
|
|
|
5 | Экспертная работа |
|
|
|
|
6 | Организационно-методическая работа |
|
|
|
|
7 | ……. |
|
|
|
|
Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется, как правило, на срок, не менее месяца (таблица 15).
Таблица 15.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
На____________ месяц 200__г.
№ п/п | Виды профессиональной деятельности | Цель и задачи психодиагности- ческой процедуры | Форма профессиональной деятельности | Контингент участников (возрастная группа) | Средства профессиональной деятельности | Необходимый материал и оборудование с отметкой о наличии | Необходимость сотрудничества |
1 | Психодиагностика | Определе-ние общей и специ-альной го- товности к школе
Определе-ние индии-видуаль-ных особеннос-тей психи-ческого развития детей на «выходе» из до- школьного возраста | Групповое диагности-ческое об- следова- ние детей
Индиви- дуальное психоло- гическое обследо- вание | Подгото- вительная к школе группа
Подгото- витель- ная к школе группа | Комплекс методик: «Предпосылки развития учебной деятельности», «Самое непохожее» и др. Комплекс методик: «Два дома», «Три желания», «Семь карточек» «Лестница», «Пиктограмма» и др. | В наличии
В наличии |
|
2 | Психопрофи- лактика |
|
|
|
|
|
|
3 | Психо- коррекция |
|
|
|
|
|
|
4 | Консуль- тирование |
|
|
|
|
|
|
5 | Психоло- гическое просвещение |
|
|
|
|
|
|
6 | Психоло- гическое обеспечение педагогичес- кого процесса |
|
|
|
|
|
|
Перспективный план – представляет собой документ, в котором отражены основные этапы программы деятельности специалиста, ориентированной на длительную (год и более) реализацию. Следует отметить, что к авторским программам и технологиям, используемым в образовательных учреждениях, функционирующих в инновационном или экспериментальном режиме, предъявляются особые требования14.
Ниже представлены варианты планов для программ длительного внедрения.
Образец ПРОГРАММЫ15
работы педагога-психолога с группой____________________________
(какой)
1. Составлена психологом_______________________________
Ф. И. О.
2. Описание класса (группы):
психологическая характеристика детей
общая характеристика работы педагога в этом классе (группе).
3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи).
4. Этапы реализации программы по месяцам.
5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку.
Дата составления Подпись психолога
Результаты реализации (внедрения) авторской программы (инновационной психологической технологии) фиксируются следующим образом:
Образец фиксации результатов внедрения программы
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.