logo
белобрыкина

3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования

Одним из важнейших условий организации психологической службы в учреждении образования является наличие психологического кабинета как основного рабочего места педагога-психолога. Рабочий кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, для проведения индивидуальных бесед, консультаций, диагностических процедур. Безусловно, специалисту важно самостоятельно и с известной долей творчества подойти к организации своего рабочего места. Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те психологи, которые ревностно относятся не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Под рабочим местом практического психолога образования понимается «сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности» [50, с.33].

К оформлению рабочего пространства психолога предъявляются особые требования, связанные с необходимостью создания микроклимата, способствующего возникновению у человека, обратившегося к специалисту, состояния максимального комфорта, чувства психологической безопасности. В частности, в качестве психологического кабинета используется пропорциональная и хорошо освещенная комната. Причем освещение должно быть и естественным, и искусственным. Наиболее оптимальным является расположение кабинета вдали от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинских блоков, от помещений, связанных с активной физической деятельностью детей (актового, музыкального и физкультурного залов, бассейна, кабинетов труда и ТСО). Доступ к психологическому кабинету должен быть свободен и для субъектов образовательного пространства, и для родителей. Это, соответственно, предполагает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению к остальным рабочим (группы, классы, кабинеты и пр.) помещениям. Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновений в условиях образовательного учреждения достичь довольно трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей [18; 22; 46].

Психологический кабинет – самостоятельное функциональное пространство, поэтому его нельзя располагать на площадях методического кабинета, игровых комнат, групп продленного дня, а также делить его с другими специалистами (логопедами, медицинским персоналом, завучами, методистами и т.п.). Подобные способы организации психологического кабинета не только не способствуют компетентной профессиональной деятельности специалиста, но и могут значительно исказить результаты диагностических и развивающе-реабилитационных мероприя­тий, так как изначально закладывают в них высокий процент по­грешности.

Основной принцип оформления помещения для работы психолога — ничего лишнего. Увлечение декорированием, не обоснованным функциональностью, разрушает пространственный оптимум и неизбежно сказывается на результатах деятельности специалиста. Как таковой, рабочий ка­бинет психолога не может быть ни комнатой отдыха и развлечений для персонала, ни «красным» уголком или выставочным помещением образовательного учреждения. Кроме того, чем меньше кабинет психолога будет похож на официальный кабинет, тем свободнее будет чувствовать себя посетитель в этом пространстве.

В оформлении психологического кабинета ведущее место отводится цветовой гамме. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подав­ляющими. Наиболее целесообразно использование пастельных, успокаивающих оттенков зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к поме­щению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.

Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Однако растений не должно быть много и они не должны относиться к категории аллергенов. К наиболее безопасным, с точки зрения возникновения аллергических реакций, и одновременно способствующим уменьшению содержания окислов азота и углекислого газа в воздухе, а также способным его очищению от формальдегидов, выделяемых ДСП-шной мебелью, относятся мирт, фикусы, драцена, пеперомия, традесканция и папортники.

Стационарное размещение в кабинете декоративных животных и птиц не рекомендуется. Если позволяет площадь, то допустимо оформление средних размеров панорамного аквариума или мини-фонтана (водопада). В остальном, оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.

Так как психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, то в нем объединены несколько «ра­бочих» зон специалиста [18]. Первая профессиональная зона — пространство взаимодействия с детьми. Оно обеспечивается средствами (таблица 1) для организации различных видов деятельности с детьми (в частности, диагностической, коррекционной, развивающей, реабилитационной).

Следует отметить, что когда речь идет о индивидуальной работе с ребенком, то размер кабинета составляет не менее 12-15 кв.м. Когда же пространство предназначено для групповой работы с детьми, предполагающей, в частности, использование элементов двигательной активности (динамичные упражнения, подвижные игры и т.п.), то размеры помещения должны планироваться из расчета не менее 3 кв.м. на одного ребенка (при численности подгруппы не более 10-15 детей, площадь составляет около 30-45 кв.м.).

Вторая профессиональная зона психологического кабинета – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, педагоги). Оно по преимуществу обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности (таблица 2). Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога (таблица 3).

Таблица 1.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

Мебель и

оборудование

Мебель по росту детей (стол, 2—3 стула). Мягкий диван либо кресло (малогаба­ритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2 м); 1—2 подушки непра­вильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). Музыкальный центр, магнитофон с функцией за­писи. Фонотека. Диктофон. Слайдоскоп, слайды, экран. Видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон, видеокамера).

Стимульный материал

Материал к диагностическим методи­кам и тестам, коррекционно-развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности, возрастной дифференциации.

Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.

Вспомогатель-ный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Не­сколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-за­местителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» — «Волк», «Баба-Яга» — «Царевна» и т.д.). 2—3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2—3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы.

Таблица 2.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА СО ВЗРОСЛЫМИ

Мебель и

оборудование

Мягкий диван или кресло (малогабаритные)

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностическим методи­кам и тестам.

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.

Вспомогатель-ный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного, развития детей, особенностей их поведения, а также по воп­росам семейных и супружеских взаимоотношений. Литерату­ра по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития детей, вопросам детской компетентно­сти, школьной готовности и успешности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, по­ликлиники)

Таблица 3.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Мебель и оборудование

Письменный стол, стул. Сейф или шкаф, закрывающийся на ключ. Компьютерный комплекс.

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспече­ния компьютера.

Вспомогатель-ный материал

Нормативная документация. Специальная документация. Ор­ганизационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности специалиста.

Интерпретаци-онный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в ре­зультате диагностической деятельности.

Наличие отдельного кабинета совсем не означает, что большую часть рабочего времени психолог будет проводить в нем. Для полноценного осуществления профессиональных функций психологу не только приходится, но и крайне необходимо достаточно часто контактировать с детьми, педагогами, родителями, администрацией образовательного учреждения. Все это накладывает на него определенную обязанность – быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности в пространстве учреждения образования.