logo
белобрыкина

Изучение процесса личностного развития учащихся

Школьный психолог готовит на всех учащихся школы психолого-педагогические карты. Образец такой карты приведен в книге «Изучение процесса личностного развития ученика». Эта карта состоит из следующих разделов:

В начале учебного года психолог проводит инструктаж классных руководителей и учителей, которые будут проводить диагностическое обследование учащихся, о порядке проведения и методиках диагностики.

Затем с учителями обсуждаются основные положения и принципы изучения процесса личностного развития учащихся:

1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса личностного развития каждого ученика на протяжении всех лет его обучения в школе.

2. В школьном возрасте в личности и поведении детей происходит очень много различных изменений, и возникают новообразования. О каждом из них должен оперативно узнавать учитель. Нарушение этого требования приводит к тому, что сложившееся у учителя при первых встречах мнение об ученике сохраняется у него на многие годы, несмотря на большие и коренные изменения, происшедшие за период обучения в школе.

3. Психолого-педагогическое изучение личностного развития учащихся должно быть всесторонним, комплексным, охватывать все основные сферы развития ученика. Многие качества диагностируется, начиная с 1 класса, а некоторые – лишь начиная с определенного класса, что указано в карте ученика.

4. Диагностика должна охватывать всех учеников без исключения и проводиться систематически и планово в обусловленное время.

5. Изучение личностного развития должно проводиться, как правило, в естественных условиях учебного процесса, при этом должны учитываться возрастные особенности учащихся, и диагностические задания должны быть понятны ученикам. Желательно, чтобы эти задания носили учебный характер и воспринимались как обычные задания. Лишь в некоторых случаях можно использовать лабораторные методы диагностики. Как отметил С.Л.Рубинштейн: «Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, – таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

6. Оценка результатов диагностики того или иного ученика производится не только путем сравнения этих результатов с какими-то нормами или средними показателями, но главным образом, путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических срезов того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии – т.е. динамики развития.

7. После завершения диагностического обследования его результаты обсуждаются на воспитательном совете (педагогическом консилиуме) учителей, работающих в данном классе, под руководством школьного психолога. Результаты диагностики сопоставляются с результатами наблюдений учителей, со сложившимися мнениями об отдельных учащихся. На этой основе разрабатываются меры и план коррекционной работы с отдельными учащимися или со всем классом, устанавливается, что необходимо изменить в деятельности учителей.

8. Здесь же решается вопрос, какие результаты диагностики и в какой форуме следует сообщить родителям, с тем, чтобы совместно с ними организовать помощь отдельным ученикам в более интенсивном развитии определенных качеств их личности.

Решается вопрос о том, что следует сообщить ученикам. Надо учитывать, что некоторые результаты диагностики от учащихся вообще скрыть нельзя, да это и не нужно. Если ученик не узнает, в чем именно он отстает, то зачем он будет выполнять коррекционные задания? Если правильно довести до сознания учащихся результаты диагностики, то тем самым можно создать могучий стимул к их самосовершенствованию и саморазвитию.

Результаты диагностики сообщаются, как правило, каждому ученику наедине и указывается, какую работу он должен проделать, чтобы ликвидировать отставание в развитии того или иного качества своей личности; при этом ему, внушается вера в его силы и возможности для этого. При оценке результатов диагностики и разработке плана коррекционной работы с учащимися надо соблюдать принцип педагогического оптимизма. Бороться с дурными и слабыми качествами личности ученика следует, опираясь при этом на имеющиеся, у него хорошие качества, которые обязательно надо выявить. И бороться следует не против него, а вместе с ним против отдельных его дурных качеств и слабостей. Надо исходить из постулата, что хотя воспитание, школа и учитель не всесильны, но их возможности велики, и надо в максимальной степени использовать эти возможности, опираясь на глубокое, всестороннее знание ученика.

В обусловленные сроки классный руководитель вместе со школьным психологом проводят проверку результатов коррекционной работы каждого из учеников, кому были даны такие задания.