К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
О КРИТЕРИЯХ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА128
М.А.Степанова.
Сегодня почти в каждой московской школе есть психолог, а иногда и не один. Однако, в отличие от учителя, его положение крайне неустойчиво и неопределенно. Всем хорошо известно, что математик учит складывать дроби и решать уравнения, химик — отличать кислоту от основания, биолог — выращивать плесень, физик — искать и находить причины падения тел и т.д. Несмотря на то, что в наше время существует большое число самых разнообразных программ практически по каждой учебной дисциплине, их предметное содержание остается достаточно неизменным (что связано с предметами этих наук).
Психология в этом отношении занимает особое место. Имея многовековую историю (как известно, психология зародилась в недрах античной философии), она до сих пор не имеет своего предмета. Точнее говоря, сколько существует научных психологических школ и направлений, столько и пониманий предмета.
Откроем любой психологический словарь на слово психология. В одном из них дается такое определение: «Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности»129. П.Я.Гальперин не соглашался с таким пониманием предмета психологии и отмечал, что психология «не может и не должна изучать всю психическую деятельность»,130 и одного указания на психические процессы — мышление, память и т.д. — недостаточно. Психология изучает не все мышление, «а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач».131 Это только один из возможных подходов к пониманию предмета психологии как науки.
Такое положение в психологической науке не может не отражаться на психологической практике.
Наиболее широко возможности использования научно-психологических данных реализованы в такой сфере социальной практики, как образование. Сохраняющаяся до настоящего времени неопределенность в понимании предмета психологии, естественно, сказывается и на содержании практической работы. Если спросить школьных психологов, а чем же они занимаются, то можно получить множество разнообразных ответов. И это — отражение реальной ситуации, когда каждый практический психолог проецирует на школьную жизнь свое понимание задач школьной психологической службы, которое отражает арсенал его профессиональных умений. К практическому психологу в образовании более чем к кому-либо относятся слова: сколько людей, столько и мнений.
Следует отметить, что такое положение дел объясняется не только неопределенностью внутри самой психологической науки, но и качеством профессиональной подготовки психологов, а также влиянием объективного фактора — соотношения числа психологов, с одной стороны, и детей и учителей — с другой.
С целью определить круг своих профессиональных обязанностей 19 декабря 2001г. практические психологи Москвы собрались в Психологическом институте РАО на конференцию, приуроченную к 5-летию конкурса «Психолог года г.Москвы». На обсуждение были вынесены следующие вопросы:
Понятие профессионального мастерства практического психолога образования.
Профессиональное мастерство и профессиональная позиция.
Проблема оценки профессионального мастерства участников конкурса.
Помогает ли участие в конкурсе профессиональному росту и личностной самореализации психолога?
Плюсы и минусы организации, проведения и отбора участников конкурса.
Предложения участников конференции к организации и проведению конкурса «Психолог года».
Со вступительным словом к участникам обратилась И.В.Дубровина, обозначив основной вопрос конференции следующим образом: что такое практический психолог как профессионал. Она подчеркнула, что не существует общепринятых точек отсчета и проходящая в разных городах России аттестация практических психологов опирается на разные основания.
Н.И.Гуткина согласилась с И.В. Дубровиной относительно отсутствия единой точки зрения на критерии профессионализма психолога и предложила свое понимание обсуждаемого вопроса. По ее мнению, основная работа психолога скрыта, это – каждодневный кропотливый труд. В качестве главного показателя профессионального мастерства Н.И.Гуткина назвала умение психолога понять «причину того явления, с которым он столкнулся». Это предполагает не случайный поиск с помощью метода проб и ошибок, что как раз свидетельствует о непрофессионализме, а проведение качественного анализа ситуации. Профессиональный психолог видит и понимает ребенка, владеет методом клинической беседы (разработан Ж. Пиаже). Н.И.Гуткина подчеркнула, что только метод клинической беседы дает возможность понять ребенка. Таким образом, за профессиональным мастерством скрывается умение психолога работать с конкретным ребенком.
Победитель московского конкурса «Психолог года» А.В.Милехин в качестве показателя профессионализма практического психолога выделил умение подойти к любой ситуации нестандартно. Он поделился своим наблюдением, что учителя-профессионалы интуитивно подходят к психологическому анализу ситуации. Он также затронул вопросы взаимоотношения администрации школы и психолога и предложил следовать простому принципу: в главном — единство, в спорном — свобода.
Н.В.Морозова выделила четыре модели работы психолога в школе и попыталась обосновать преимущества последней, основанной на отношении к ребенку как главному действующему лицу. При этом и психолог, и социальный работник, и учитель, и родитель взаимодействуют и с ребенком, и друг с другом.
С интересными замечаниями выступил участник конкурса В.Б.Мосиенко. В частности, он предложил собственное понимание профессионального мастерства, сравнив его с мозаикой. Каждый кусочек мозаики имеет свою ценность.
Далее И.В.Дубровина попросила сопоставить критерии оценки работы психолога на конкурсе и при аттестации, выразив мнение, что в чем-то они совпадают, а в чем-то — нет. Она подчеркнула, что конкурс предполагает большую степень личностной вовлеченности участников.
М.А.Степанова поделилась собственными впечатлениями от участия в конкурсе. Она считает, что оно способствует профессиональному самоопределению и самосознанию, помогает увидеть сильные и слабые стороны своей работы. После конкурса прошло достаточно времени, чтобы посмотреть на него не только изнутри, но и со стороны. По ее мнению, нуждается в изменении не только процедура проведения, но и содержательная сторона конкурса. Она обратила внимание на два момента.
Во-первых, недостаточно проработана система критериев оценки работы психологов в образовании. Требования к «Учителю года» не могут совпала: требованиями к «Психологу года», так как психологический анализ педагогического процесса принципиально отличается от педагогического анализа. Об этом 70 лет назад писал Л.С.Выготский. О важности отделения психологических задач от непсихологических говорила в одном из выступлений и A.M.Прихожан.
Во-вторых, выражаясь психологическим языком, конкурс находился в зоне актуального развития психологической службы. Может быть, его следует проводить в зоне ближайшего развития, ориентируясь не на то, что может психолог, а на то, что он должен уметь, исходя и требований образовательного процесса.
От имени жюри конкурса выступила Н.Н.Толстых, подчеркнув важность второго этапа конкурса – посещения школы. Именно в этот момент виден «контекст работы психолога в школе», а не только его непосредственная работа. Она отметила, что место психолога в школе может быть очень разным: либо его слушают, либо, наоборот, он находится на периферии. В связи с этим хотелось бы добавить следующее: слушать психолога недостаточно, не менее важно умение слышать. Далеко не каждый педагог в состоянии понять, уловить психологический аспект той или иной школьной ситуации, особенно если речь идет о личностных проблемах ребенка. Зачастую педагог прислушивается к словам психолога, но оказывается не в состоянии в каждодневной практике опереться на его рекомендации.
Кроме того, Н.Н.Толстых в качестве критерия профессионализма выделила способность психолога определить круг доступных ему задач, опираясь на условия конкретной школы. Трудно не согласиться с важностью профессиональной рефлексии, однако вряд ли такое свойство (которое всегда рассматривалось психологами как показатель высокого личностного развития) присуще начинающим практическую работу психологам. Оно может быть рассмотрено, скорее, как критерий профессиональной зрелости.
Возвращаясь к проблеме оценки профессионального мастерства участников конкурса, Н.Н.Толстых остановилась на двух положениях. Во-первых, в число профессиональных умений и педагога, и психолога она включила артистизм, который помогает, по ее мнению, психологу «не выгореть». Во-вторых, психолог должен чувствовать ситуацию и быть готовым изменить свое поведение в соответствии с новыми обстоятельствами.
В заключение Н.Н.Толстых отметила важность установления контакта с педагогическим коллективом, создания особого климата в школе. Для решения этой задачи необходимо сочетание профессионального мастерства с открытой личностной позицией психолога.
И.Ю.Кулагина в качестве профессиональных задач психолога выделила создание соответствующей атмосферы в классе и в школе в целом, условий для социальной адаптации и развития личности детей. Она также отметила, что критерии оценки профессионального мастерства конкурсантов не совсем совпадают с критериями, на которые следует опираться при проведении аттестации школьных психологов.
Подводя итоги конференции, И.В.Дубровина предложила разработать новое положение о порядке проведения конкурса «Психолог года», предусматривающее две номинации: педагог-психолог и учитель психологии.
И.В.Дубровина обратилась к органам управления с пожеланием оформления социального заказа на практического психолога. Если учитель знает, зачем он идет в школу, то «у психолога больше амбиций, чем понимания того, что он должен делать» в школе.
Таким образом, конференция наглядно продемонстрировала, каким важным, нуждающимся в решении является вопрос о профессионализме школьных психологов. В качестве критериев профессионального мастерства назывались и умение работать с конкретным ребенком, и артистизм, и способность подойти к любой ситуации нестандартно, и готовность действовать в зависимости от обстоятельств. Этот список можно продолжить, проанализировав тот круг проблем, с которыми психолог сталкивается в каждодневной работе.
Участники конференции не смогли ответить на вопрос о показателях профессионально грамотного поведения психолога в школе — при общении с детьми, педагогами, администрацией, родителями. А существует ли ответ на вопрос: «Каким должен быть современный психолог в современной школе?».
И участие в конкурсе, и дальнейшие размышления над этой проблемой привели меня к таким предварительным выводам и заключениям.
Профессионализм в той или иной области определяется специфическим содержанием профессии: его уровень у строителя, врача, архитектора, музыканта и других специалистов не может быть представлен в одних и тех же характеристиках. Также, хотя и в меньшей степени, отличаются между собой профессионализм педагога и психолога. Как было отмечено выше, психология занимает особое место среди других наук, и неопределенность ее предмета тормозит определение критериев профессионального мастерства. Только ли в этом дело? Осмелюсь предложить свое мнение по данному вопросу.
Работа практического психолога по своей форме часто (но не всегда) является камерной. Психолог общается с ребенком, родителем, учителем на интимно-личностном уровне. Такая камерность работы не может быть показана на сцене. В этом смысле попытка продемонстрировать на конкурсе свои профессиональные умения в какой-то мере противоречит самой идее, внутреннему содержанию психологической работы. Это особенно относится к третьему заключительному этапу конкурса, который должен отвечать требованию зрелищности. Предлагаемая диада «зрелищность конкурса – камерность работы» красноречиво свидетельствует о необходимости разделить критерии оценки выступления психолога на конкурсе и ежедневной рутинной работы в школе.
Что касается содержательной стороны работы, то профессионализм заключается в умении увидеть и решить психологическую проблему. Причем интересно отметить, что иногда перед психологом стоит задача выделения психологического аспекта проблемы. Например, А.Ф.Ануфриев и С.Н.Костромина видят различия при решении диагностических задач психологами и учителями.132
Работа по решению психологических задач может быть индивидуальной, тогда от психолога требуется владение методом клинической беседы. Однако некоторые проблемы не решаются на индивидуальном уровне — например, проблема взаимоотношений в классном коллективе. Кроме того, многие учебные действия формируются на обычных уроках, и в этом случае адекватной будет фронтальная форма работы. Вполне допустимо проведение развивающих занятий с группой детей. В случае фронтальной работы за профессионализмом стоит умение построить обучение таким образом, чтобы оно шло без проб и ошибок и имело развивающий эффект. В этой связи можно вспомнить Л.С.Выготского, определявшего ценность урока его влиянием на развитие.
Думаю, что на конкурсе или при аттестации может быть продемонстрирована только фронтальная работа, так как в случае личной беседы любой третий — лишний.
При работе с классом крайне желательны известная доля артистизма и умение действовать в соответствии с ситуацией. Однако эти качества именно желательны, но не необходимы. По сути дела они нужны в любой профессии, связанной с необходимостью вступать в контакт с другими людьми. Артистизм не помешает портному, лектору, стюардессе, продавцу, он абсолютно необходим лишь артисту на сцене. Музыкант, драматический или оперный артист демонстрируют нам свое умение перевоплощаться, именно этого от них ждут зрители. От психолога ждут другого. Если артист без артистизма — не артист, то психолог без артистизма – все-таки психолог.
То же самое можно сказать и про отношение к психологу со стороны школьного коллектива — детей и педагогов. Хорошо, если психолог в школе — «свой» человек, и дети на нем «виснут». Как правило, профессионально грамотный психолог пользуется авторитетом среди педагогов и любим детьми. Как правило, но не всегда. Весьма вероятно, что психологу удалось построить доверительные отношения с педагогическим коллективом и детьми, но из этого непосредственно не вытекает, что он овладел профессиональным мастерством в совершенстве. В связи с этим напрашивается сравнение из пионерского детства, когда в пионерских лагерях были любимые и нелюбимые вожатые.
Кстати говоря, можно провести параллель и с учителями. Дети не всегда в состоянии отличить хорошего учителя от не очень хорошего, и только по прошествии многих лет они осознают, кого и за что они должны благодарить. В то же время нередко популярный среди подростков учитель не всегда хорошо знает и преподает свой предмет.
Итак, в лице психолога дети и учителя надеются найти советчика и помощника. Психолог должен уметь решить конкретную психологическую проблему. За этим умением лежит профессиональная грамотность, которая не в последнюю очередь определяется профессиональной образованностью. Этот вопрос на конференции не поднимался, но очевидно, что от качества профессиональной подготовки психолога зависит успех его практической работы. Не так давно вышло новое издание книги А.Анастази «Психологическое тестирование» (в соавторстве с С.Урбиной)133 [1], в которой подчеркивается, что любой инструмент, каковым является, в том числе и тест, может быть орудием, приносящим пользу или наносящим вред. Недаром авторы затрагивают такие этические и социальные аспекты психодиагностики, как профессиональная ответственность издателей тестов, профессиональная компетентность тестологов, конфиденциальность результатов. От того же в свое время предостерегал Г.Айзенк, когда говорил, что «малое знание — опасная вещь», и обладание тестом не делает человека профессиональным психологом.
Хочется обратить внимание на еще одно важное профессиональное свойство психолога, помогающее ему в прямом смысле слова выжить. Иногда, работая с ребенком, приходится сталкиваться с таким невероятным стечением обстоятельств, что потом бывает трудно отделаться от мыслей по поводу услышанного. Профессионализм заключается в известной степени отстраненности психолога от ситуации, задача психолога – ее профессиональный анализ. Сопереживание в данном случае излишне, оно не помогает, а только мешает объективно понять ситуацию и в итоге может привести к неспособности психолога переключиться с одной задачи на другую и – как следствие этого – к потере профессионализма.
На подобные мысли меня навела недавно попавшая в руки книга американского психолога Г.Ферса «Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство», в которой рассказывается, как много может поведать о человеке сделанный им рисунок. При этом главную опасность автор видит в проецировании — в предвзятом отношении к рисунку «на основании уверенности в том, что психология другого человека одинакова с нашей собственной».134 Г.Ферс рекомендует рассматривать рисунок непредвзято, принимать его таким, какой он есть.
Все то, о чем шла речь выше, касалось вопросов объективной оценки профессиональных умений практического психолога. Однако существует еще один – субъективный – показатель профессионализма, который выражается в удовлетворенности человека тем делом, которым он занимается. Надеюсь быть правильно понятой — я говорю не об амбициях, а именно об удовлетворенности от сделанного. Человека, который не только видит реальные плоды своих трудов, но и испытывает при этом позитивные чувства, можно считать овладевшим профессией.
Думаю, что разговор о профессиональном мастерстве практического психолога обещает быть долгим. Это ни в коем случае не означает вседозволенности и свободы от профессиональных обязанностей.
Психология — особая область науки и практики. Профессиональная жизнь психолога заключается в постоянном движении от незнания к знанию, в формировании особого способа мышления и даже образа жизни.
А может быть, развитие психологии как раз и состоит в поиске все новых ответов на старые вопросы о предмете и методе психологии, о ее границах и задачах, наконец, о профессиональных правах и обязанностях? Размышляя над этими «проклятыми» вопросами психологии, не стоит опасаться интеллектуальной оригинальности. Известный американский математик, основоположник кибернетики Н.Винер говорит об особой атмосфере, которая способствует развитию науки: он защищает «прекрасные новшества» в противоположность «общепринятому и худосочному».135 Прислушаемся к словам великого ученого, энциклопедическая образованность которого дает ему право касаться самых разных вопросов человеческого существования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
- Теория и практика психологической службы в образовании
- 031000 (050706.65) «Педагогика и психология»
- Предисловие
- Рабочая программа учебной дисциплины
- 2. Объем дисциплины и виды учебной работы
- 3. Содержание программы учебной дисциплины
- I. История детской практической психологии.
- II. Законодательно-правовые и нормативные акты регулирования деятельности практического психолога в сфере образования.
- III. Организация психологической службы в образовательном учреждении.
- IV. Направления и виды деятельности психолога образования.
- Тематический план учебной дисциплины
- 4. Теоретические занятия.
- 5. Практические занятия.
- Темы семинарских занятий.
- 6. Самостоятельная работа.
- Перечень примерных тем для самостоятельной работы студентов.
- 7. Формы контроля.
- Примерное содержание, вариативность заданий текущего контроля и критерии оценки:
- Примерная тематика вопросов для оценки остаточных знаний по учебной дисциплине
- 8. Материально–техническое обеспечение учебной дисциплины
- 9. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- По окончании изучения дисциплины студенты должны:
- 10. Основная литература.
- 11. Дополнительная литература.
- Раздел 1.
- Краткий экскурс в историю становления службы практической психологии образования
- Раздел 2.
- Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
- Раздел 3.
- Организация деятельности психолога в образовательном учреждении
- 3.1. Материально-техническое обеспечение психологической службы учреждения образования
- 3.2. Рабочая документация психолога образования
- Выписка
- Результаты психологической работы
- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
- 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
- 4. Тематика индивидуальной работы с детьми.
- Перспективный план профессиональной деятельности педагога - психолога
- Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной психологической службы
- 2. Учетно-регистрационные документы:
- 3. Справочно-информационные документы:
- Раздел 4.
- Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- 4.1. Комплексные виды деятельности в работе психолога образования
- 4.2. Базовые виды психологической деятельности и специфика их использования в учреждении образования
- 4.3. Психологическое обеспечение педагогического процесса.
- Раздел 1. Введение.
- Раздел 2. Адаптация
- Раздел 3. Текущее обслуживание
- Раздел 5.
- Оценка профессиональной деятельности психолога образования
- Глоссарий
- Приложение
- II. Цели и задачи Службы
- III. Организация деятельности Службы
- IV. Основные направления деятельности Службы
- V. Обеспечение деятельности Службы
- Проект рабочей КонцепциИ психологической службы образования
- Актуальные проблемы образования и задачи школьной психологической службы
- Основные положения
- Кодекс психолога в образовании
- Направления работы психолога в образовании
- Модели работы психолога в образовании
- Договор о работе психолога в образовательном учреждении
- Цели школьной психологической службы
- Организация приема детей в школу и комплектование ученических классов
- Налаживание дружеских, партнерских взаимоотношений учителей и родителей
- Изучение процесса личностного развития учащихся
- Оценка воспитанности учащихся
- Работа школьного психолога с учителями
- Работа школьного психолога с администрацией школы и классными руководителями (воспитателями)
- Шесть проблем и одна тема47
- Противоречия практической психологии образования
- Перспективы практической психологии образования
- О педологических извращениях в современном образовании81
- Сместим акценты
- Необходимая консультация
- Конкретные примеры
- Профильное обучение и диагностика
- В школе должно быть комфортно
- Общероссийской общественной организации «Федерация Психологов Образования России»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2. Цели, задачи, права и обязанности Федерации.
- 2.1. Основные цели Федерации:
- 2.2. Задачи Федерации:
- Права и обязанности Федерации.
- 2.4. Федерация в соответствии с действующим законодательством обязана:
- Глава 3. Организационная структура. Региональные и местные отделения Федерации.
- Глава 4. Члены Федерации, их права и обязанности. Члены Федерации.
- Права и обязанности члена Федерации.
- Прием, выход и исключение из членов Федерации.
- Глава 5. Структура центральных органов Федерации Съезд Федерации
- Президиум Федерации.
- Президент Федерации (Руководитель Президиума).
- Исполнительный Директор Федерации
- Ревизионная Комиссия Федерации.
- Глава 6. Структура региональных отделений Федерации Общее Собрание Регионального Отделения
- Правление Регионального Отделения.
- Ревизионная Комиссия Регионального Отделения.
- Глава 7. Структура Местных отделений Федерации Общее Собрание Местного Отделения
- Правление Местного Отделения.
- Председатель Правления (отделения) Местного Отделения.
- Ревизионная комиссия Местного Отделения.
- Глава 8. Собственность и источники формирования имущества Федерации. Собственность Федерации.
- Источники формирования имущества Федерации.
- Субъекты права собственности Федерации.
- Глава 9. Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Федерации.
- Глава 10. Реорганизация и ликвидация Федерации. Реорганизация и ликвидация Федерации.
- К разделу 2. Законодательные и нормативно-правовые основы деятельности практических психологов образования
- Этический кодекс Педагога-психолога службы практической психологии образования россии
- Основные этические принципы деятельности психолога
- 1. Принцип конфиденциальности
- 2. Принцип компетентности
- 3. Принцип ответственности
- 4. Принцип этической и юридической правомочности
- 5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии
- 6. Принцип благополучия клиента
- 7. Принцип профессиондльной кооперации
- 8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования
- Этические принципы и правила работы практического психолога образования82
- Выписка
- Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
- Педагог- психолог
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Выписка
- Требования к квалификации по разрядам оплаты
- Часть I
- Часть II
- Часть III
- Федеральный закон «об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации»
- Глава I. Общие положения.
- Глава II. Основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации
- Глава III. Организационные основы гарантий прав ребенка
- Глава IV. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
- О защите прав детей в Новосибирской области
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Защита прав и охраняемых законом интересов детей в основных сферах жизнедеятельности
- Глава 3. Организационные основы защиты прав детей в новосибирской области
- Глава 4. Заключительные положения
- Примерная схема психологического анализа личности школьника
- Примерная схема психологической характеристики класса или группы
- Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики классного коллектива
- Примерная схема изучения классного коллектива и составления его психолого-социально-педагогической характеристики
- Центры психолого-педагогической и медико- социальной помощи детям г.Новосибирска
- К РазделУ 4. Основные виды и направления профессиональной деятельности практического психолога в образовательном учреждении.
- Образец преставления стендовой консультации
- Прислушаемся к советам своих детей
- О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования
- Введение
- 1. Общие этические принципы психодиагностического обследования
- 2. Требования к разработчикам тестов
- 3. Требования к психологу-пользователю
- 4. Требования к специалистам-непсихологам
- Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации Методическое письмо Министерства образования рф от 24.04.95 №46/19-15
- 1. Общие положения
- 2. Виды программ
- 3. Общие требования к программам
- 4. Требования к сочетанию программ
- 5. Региональные требования к программам
- 6. Экспертиза программ дошкольного образования
- О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях Методическое письмо Министерства образования рф от 17.05.95
- Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек
- Методические указания к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек
- Методическое содержание основных диагностических минимумов
- Изучение оценочной стратегии воспитателя
- Показатели общения педагога с детьми
- Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей
- Наблюдение за поведением ребенка в ситуации специально организованной игровой деятельности
- Карта наблюдения Стотта
- Карта наблюдения
- Содержание симптомокомплексов
- Социометрическая матрица
- Обработка и интерпретация результатов
- Изучение психологического климата в классе
- Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
- Психологическая оценка содержания урока
- Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
- Организация учителем обратной связи
- Воспитательное воздействие личности на уроке
- Результаты урока
- Примерная Схема наблюдения на уроке
- II. Степень владения педагогом предметом и средством обучения
- III. Техника объяснений и подачи материала.
- IV. Организация учебного взаимодействия:
- V. Поддержание творческой атмосферы на уроке.
- VI. Поддерживание дисциплины в классе:
- К разделу 5. Оценка профессиональной деятельности психолога
- Психолог – действующее лицо или декорация?136
- Отбирали, отбираем и будем отбирать!139
- Мы говорим «диагностика», подразумеваем «отбор»
- Сама садик я садила, сама буду поливать...
- Кому это нужно?
- Столичный опыт
- С ног на голову140
- Отклонение от стандарта
- Значит, это кому-то нужно
- У кого больше прав
- О бедном отличнике
- Прогноз без уверенности
- Чтобы костюмчик сидел
- Школьная селекция: пробы и ошибки141
- Знания по крупицам
- За и против
- «Нормальные» и «ненормальные»
- Курьезные случаи
- Колебания маятника
- Виды профессиональной компетентности
- Акмеограмма практического психолога
- Краткий перечень российских периодических изданий
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы
- Вестник тгпу (Серия «Педагогика», Спецвыпуск «Психология»)
- Вопросы психологии
- Воспитательная работа в школе
- Гуманизация образования
- Мир психологии
- Прикладная психология и психоанализ
- Философия образования
- 82Вестник образования. – 1995, № 7.