logo search
Валитова И Е Спецпсихология 2014

Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)

Первичное нарушение – отсутствие или снижение уровня слуха (слуховых ощущений).

Вторичное нарушение – разнообразные нарушения всех тех психических функций, для реализации которых необходим слух, замедление или недоразвитие тех функций, которые прямо или опосредованно связаны с «выпавшей» анализаторной системой, то есть со слухом:

- вторичное нарушение первого порядка: отсутствие или недоразвитие слухового восприятия, которое приводит к расстройствам понимания речи, вызванное этим недоразвитие собственной речи и нарушение речевого общения;

- вторичное нарушение второго порядка – следствие нарушений речи и речевого общения, нарушения познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения); особенно страдает словесно-логическо мышление, что хорошо заметно при сравнении с наглядными видами мышления; нарушение речевого опосредования психических процессов приводит к недоразвитию их произвольности.

Третичное нарушение – нарушения развития личности вследствие ограниченного общения с другими людьми с использованием речевых средств, трудностей понимания и описания своего внутреннего мира, рефлексии своего поведения из-за недоразвития внутреннего плана деятельности

Сохранные функции – функции, не связанные со слухом, развиваются относительно нормально, без нарушений или с минимальными нарушениями, к ним, в частности, относятся зрительное восприятие, наглядные виды мышления. Однако недостаточность речевого опосредования сказывается и на развитии наглядных форм мышления, изобразительной деятельности, осмысленности и обобщенности зрительного восприятия.

Так как высшие психические функции как сложные системы обладают высокой пластичностью, это позволяет осуществлять внутрисистемные и межсистемные функциональные перестройки, что в значительной степени позволяет компенсировать отклонения в психическом развитии детей с нарушением слуха. Такая компенсация возможна только в процессе обучения и воспитания, адекватного характеру психического развития ребенка, которое осуществляется в условиях слуховой депривации.

Рассматривая далее особенности психического развития детей с разной степенью нарушений слуха в разные возрастные периоды, необходимо подчеркнуть, что особенности развития таких детей в огромной степени зависят от того, развивается ребенок в адекватных условиях или нет.Учитывается ли структура его нарушения, создаются ли условия понимания ребенка взрослыми, понимания ребенком речи взрослого, правильно ли организуется общение с ребенком, в котором взрослый ориентируется на другие способы и каналы общения с ребенком, кроме слуха и т.д.? Результаты исследований, в которых описываются особенности психического развития детей с нарушением слуха, должны рассматриваться читателем именно под таким углом зрения. В тех случаях, когда результаты исследований свидетельствуют, что развитие детей с нарушением слуха незначительно отличается от развития детей с сохранным слухом, вероятнее всего, это дети детям, которые получали систематическую сурдопедагогическую помощь и обучались в адекватных условиях. Поэтому при оценке результатов исследований всегда необходимо делать поправку на учет условий развития детей с нарушением слуха. А максимально раннее начало специальной работы с ребенком с нарушением слуха, правильное общение с ним, правильное обучение и воспитание при прочих равных условиях приведут к более высоким результатам в развитии таких детей.