3.4.1 Биологические факторы
Обратимся к характеристике биологических факторов. Рассмотрим биологические факторы через понятиепредпосылок психического развития.К предпосылкам нормального психического развития относится наличие у ребенка здорового организма и особенно – здоровой нервной системы.Предпосылка – это необходимое, хотя и недостаточное условие нормального психического развития.Если нервная система имеет отклонения в строении и функционировании, то отсутствуют или недостаточны предпосылки нормального психического развития. Материальным «органом» психики является головной мозг, поэтому отклонения в его строении и функционировании приводят к психическому дизонтогенезу. Но и при нарушениях в работе других отделов нервной системы (анализаторы, периферическая нервная система, вегетативная нервная система) также могут возникать нарушения психического развития.
Нарушения в строении и функционировании нервной системы могут возникать в любой период развития ребенка:
от момента зачатия до 28 недель беременности (пренатальный период),
от 28 недель беременности до 7 дней жизни (перинатальный период), в том числе период рождения ребенка (это интранатальный период),
от 7 дней жизни (постнатальный период).
В зависимости от того, в какой период возникли данные нарушения, нарушения в строении и функционировании нервной системы соответственно называются пренатальными, перинатальными, интранатальными или постнатальными.
К нарушениям в строении нервной системы относятся: уменьшение размеров мозга в целом или его отделов, неправильное строение мозга или его участков, недоразвитие мозга в целом, уменьшение или отсутствие дифференциации между отдельными структурами мозга, уменьшение асимметричности полушарий мозга, увеличение размеров полостей, содержащих ликвор и др. Недоразвитие нервной системы возникает еще до рождения ребенка, внутриутробно. Но нервная система, имея изначально правильное строение, может быть поражена каким-либо вредоносным фактором, к которым относятся: инфекции, травмы, интоксикации, опухоли, нарушение обмена веществ и другие. То есть поражение нервной системы возникает как результат воздействия на нее любого вредоносного фактора. Созревающий мозг плода и ребенка отличается повышенной восприимчивостью к действию вредоносных факторов. Как при недоразвитии, так и при поражении нервной системы изменяется ее функционирование, а именно: уменьшается сила нервных процессов, наблюдается слабость замыкательных функций коры, затрудняется формирование новых связей между участками мозга, наблюдается повышенная инертность нервных процессов, их слабая переключаемость, недостаточность торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения и другие. При недоразвитии или поражении анализаторов уменьшаются возможности восприятия информации соответствующей модальности.
Нарушение физиологических процессов в головном мозге и в анализаторах приводит к нарушению способности ребенка воспринимать окружающий мир, к нарушению его активности, его общения с окружающими, что препятствует нормальному ходу психического развития. Характер и степень нарушений в психическом развитии зависят от особенностей недоразвития или поражения нервной системы. В свою очередь эти особенности определяются множеством факторов. Действие этих факторов приводит к разным вариантам отклоняющегося развития, а точнее, к его разным видам, типам и формам.
«Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок» [6, с. 515]. При характеристике отклоняющегося развития необходимо различать следующие параметры поражения нервной системы:
Время поражения(в каком возрасте у ребенка или на каком сроке беременности возникло поражение). Существует следующая закономерность: чем раньше произошло поражение, тем большие воздействия на строение и функционирование нервной системы оно оказывает. Это может быть объяснено тем, что незрелая мозговая ткань больше подвержена действию вредоносного фактора, в ней происходят более серьезные нарушения, чем в том случае, если тот же самый фактор действует на уже созревшую мозговую ткань. На ранних сроках беременности мозговая ткань еще не дифференцирована, поэтому действие вредоносного фактора приводит к поражению мозга в целом, а не его отдельных участков.
Локализация пораженияобозначает, какой участок нервной системы поражен: в зависимости от места поражения нарушаются или выпадают полностью те или иные психические функции; например, при поражении затылочных участков мозга нарушаются зрительные функции, при поражении височных областей – слуховые функции, при поражении прецентральной зоны мозга нарушаются двигательные функции, теменно-затылочной области – пространственные функции. При поражении лобной области нарушается регуляция состояний активности, движений и действий, всей психической деятельности, поражение подкорковых структур приводит к нарушению тонуса психической деятельности.
Распространенность поражения(площадь участка нервной системы, который подвергся воздействию вредности) – чем обширнее поражение, тем большие по площади участки мозга функционируют неправильно или не функционируют вообще, следовательно, тем более тяжелыми будут последствия поражения для психического развития.
Массивность (степень выраженности)поражения– поражение может быть легким, в этом случае нарушаются лишь некоторые функции пораженного участка, в других случаях поражение может быть тяжелым, когда нервные клетки погибают и не могут выполнять своих функций. Следовательно, чем массивнее поражение, тем тяжелее последствия для психического развития ребенка.
Длительность воздействия вредностина нервную систему – чем длительнее воздействие вредности, тем тяжелее последствия для нервной системы, а следовательно, и для психического развития ребенка.
Как указано выше на рис. 3.1, все аномалии нервной системы делятся на врожденные и приобретенные, возникающие после рождения ребенка. Врожденные аномалии, в свою очередь, подразделяются нанаследственные и ненаследственные.
Наследственные аномалии нервной системывозникают в результате изменений в генетическом аппарате человека. Генетический аппарат человека, или аппарат наследственности, находится в ядре каждой клетки человеческого тела. Генетический аппарат представлен набором хромосом: у человека всего 46 хромосом, разделенных на 23 пары. На каждой хромосоме располагаются гены, всего у человека около 30 000 генов. Поломки в генетическом аппарате приводят к различным наследственным болезням: их название обозначает тот факт, что это болезни аппарата наследственности, хотя при этом они не обязательно передаются по наследству, то есть от родителей к детям.
Все наследственные болезни принято разделять на две большие группы: генные(моногенные и полигенные) ихромосомные.
Генныезаболевания связаны с поломкой на уровне генов, располагающихся на участке хромосомы. Причиной развития моногенных болезней является поражение генетического материала на уровне молекулы ДНК, в результате чего повреждается только один ген. Полигенные заболевания детерминируются многими генами, для их проявления требуются определенные условия внешней среды. К генным заболеваниям относится большинство наследственных болезней обмена веществ (аминокислот, углеводов, липидов, металлов).
Хромосомныезаболевания могут быть обусловлены количественными аномалиями хромосом (геномные мутации), а также структурными аномалиями хромосом (хромосомные аберрации). Клинически почти все хромосомные болезни проявляются нарушением интеллектуального развития и множественными врожденными пороками. Это могут быть умственное и физическое недоразвитие, пороки развития скелета, деформация черепа, наличие характерных черт лица, физическое и умственное недоразвитие. В зависимости от вида хромосомных нарушений возникает тот или иной генетический синдром, называемый часто по имени автора, его описавшего (например, синдром Ангельмана, синдром Клайнфельтера, синдром Рубинштейна-Тейби). Описано более 200 видов патологий хромосомного набора, каждая из которых является достаточно редкой. Наиболее известным является синдром Дауна, он возникает в случае утроения 21-й хромосомы.
При синдроме Дауна у детей наблюдается типичный внешний вид (монголоидный разрез глаз, т.н. третье веко (эпикант – кожная складка в углу глаза), широкая переносица, короткие пальцы), мышечная гипотония, низкий голос, умственная отсталость разной степени. Болезнь Клайнфельтера наблюдается только у мужчин: в хромосомном наборе у них обнаруживается лишняя Х-хромосома, мужчины отличаются астеническим телосложением, у них длинные вытянутые конечности. Синдром Шерешевского-Тернера, напротив, диагностируется только у женщин, в тех случаях, когда в хромосомном наборе отсутствует Х-хромосома. Девочки отличаются низким ростом, аномалиями в строении тела, они не могут иметь детей.
Результатом раннего органического поражения ЦНС может являться микроцефалия(микро– маленький,цефал– мозг). Эта патология мозга может быть и наследственной, и ненаследственной. Наследственная форма микроцефалии передается по различным типам наследования как от родителей к детям, так и через пропуск поколений. Ненаследственная форма микроцефалии может возникнуть на разных стадиях эмбриогенеза как результат поражения мозга инфекциями, гипоксии плода (недостатка кислорода, поступающего к плоду). При микроцефалии у детей маленький объем черепа и головного мозга вследствие их недоразвития. Лицевая часть черепа больше, чем лобная, лоб узкий, поэтому лицо ребенка имеет типичную грушевидную форму. Мозг «пытается» расти, но сдавливается маленькой черепной коробкой, поэтому при микроцефалии отмечаются постоянные и частые судороги, что еще более ухудшает состояние ребенка и снижает возможности его развития, так как при каждом судорожном припадке гибнет часть клеток головного мозга. При любой форме микроцефалии у детей наблюдается умственная отсталость.
Гидроцефалия(гидро– вода,цефал– мозг) – это водянка головного мозга, патологическое состояние, которое характеризуется повышенным накоплением ликвора (спинномозговой жидкости) в ликворосодержащих пространствах мозга. Гидроцефалия по этиологии может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная гидроцефалия (она называется также первичной) возникает в период внутриутробного развития плода и в период родов. Ее причинами являются внутричерепная родовая травма, внутриутробные инфекции плода, врожденные опухоли головного мозга, аномалии строения ликворных путей. Приобретенная гидроцефалия называется вторичной, так как ее причинами могут быть черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания нервной системы (менингит или энцефалит). При гидроцефалии происходит избыточная выработка ликвора, повышается внутричерепное давление, атрофируется вещество головного мозга. Увеличивается объем черепа, голова имеет типичную форму, при которой лобная часть черепа больше лицевой, увеличены лобные бугры черепа, выражен венозный рисунок и повышена пульсация сосудов в височно-лобной области.
Выделяют три формы гидроцефалии по характеру течения болезни. При компенсированной гидроцефалии размеры головы становятся стабильными, стабилизируется и вся симптоматика, поэтому отрицательные последствия для развития ребенка невелики. При декомпенсированной форме гидроцефалии продолжается рост головы, отрицательная симптоматика нарастает, нарастают и выраженные нарушения психического развития. Субкомпенсированная форма гидроцефалии представляет собой переходный вариант между первыми двумя.
Одной из причин врожденной ненаследственной патологии нервной системы является повреждение плода во время беременности в результате средовых влияний. Это интоксикация – отравление организма матери, а значит, и плода, лекарственными препаратами, алкоголем, никотином, наркотиками, продуктами распада в результате нарушения обмена веществ. Во время беременности может быть нарушено питание плода в связи с патологией плаценты, соматических заболеваний матери, таких как сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания почек и печени, щитовидной железы. Нарушение питания плода, в том числе уменьшение количества кислорода, поступающего к плоду, отрицательно сказывается на внутриутробном развитии головного мозга, вызывает нарушения в его строении и функционировании. Одной из наиболее частых причин врожденной патологии нервной системы является внутриутробная инфекция плода. Имеющиеся в организме матери болезнетворные бактерии и вирусы попадают с кровью к плоду и вызывают воспалительные заболевания созревающего головного мозга, в результате чего головной мозг оказывается поврежденным уже внутриутробно. К внутриутробной инфекции относятся вирус краснухи, вирус гриппа, вирус герпеса, токсоплазмоз, микоплазмоз, возбудители сифилиса и гонореи и др. В результате ребенок рождается с уже поврежденным мозгом. К средовым воздействия относят также физические воздействия на плод, например, ионизирующее излучение (радиация).
Врожденная патологиянервной системы может быть результатом различных вредоносных влияний на нервную систему ребенка не только до его рождения, но и в период рождения, а также в первые дни жизни ребенка. Одна из причин врожденной патологии нервной системы – несовместимость крови матери и ребенка по разным факторам. Несовместимость по резус-фактору наблюдается тогда, когда у матери кровь резус-отрицательная, а у ребенка – резус-положительная. АВ0-несовместимость – это несовместимость по группе крови. В этом случае у ребенка вырабатывается повышенное количество непрямого билирубина, который с кровью попадает в головной мозг и приводит к гибели нервных клеток. Это заболевание называется билирубиновой энцефалопатией, у ребенка возникают разные по степени тяжести поражения головного мозга, вызывающие двигательные и умственные нарушения.
Нормальная беременность длится 280 дней и завершается физиологическими родами. Однако по ряду причин беременность может завершиться рождением ребенка раньше или позже данного срока. В первом случае говорят о преждевременных родах и о недоношенности плода. При недоношенности плод рождается с меньшим весом и ростом, физиологически незрелым. Незрелость зависит от срока беременности и от веса ребенка. Родившийся плод с весом 500 граммов и более уже считается ребенком. Недоношенного ребенка помещают в специальные условия, которые моделируют условия его созревания в утробе матери (температура, влажность воздуха, концентрация кислорода). Однако недоношенный ребенок по сравнению с доношенным подвергается дополнительному риску повреждения нервной системы. Во-первых, родовые пути матери и биомеханика продвижения ребенка по ним устроены для рождения ребенка с весом 2,5–4 кг, поэтому в случае рождения ребенка с меньшей массой тела возрастает нагрузка на головной мозг за счет действия дополнительных динамических факторов. Во-вторых, после рождения недоношенного ребенка его нервная система более чувствительна к воздействию вредоносных факторов («вредностей»), поэтому она повреждается чаще.
Дополнительный риск поражения нервной системы возникает также при беременности несколькими плодами, то есть при многоплодной беременности. Одновременно в утробе матери развиваются два и более плода, которые вынуждены вести «борьбу» за пространство и питание. Многоплодная беременность чаще, чем одноплодная, заканчивается преждевременными родами, но даже рожденные в срок близнецы имеют более низкий вес при рождении. При многоплодной беременности патология нервной системы может наблюдаться как у всех детей, так и у одного из них.
Патология беременности и родов– еще одна причина врожденной патологии нервной системы у детей. Один из наиболее частых видов патологии беременности – угроза ее прерывания, которая может возникнуть на любом сроке беременности. Если организм матери стремится «избавиться» от плода, то женщина не может выносить беременность. Нужно специально оговорить, что угроза прерывания может быть результатом генетически ущербного плода, поэтому организм матери и стремится от него избавиться. Во всех случаях угроза прерывания беременности отрицательно влияет на развитие плода, его нервной системы. Патология беременности возникает также и при соматической патологии у матери, о чем уже упоминалось выше. Организм беременной женщины, ослабленный болезнью, не в состоянии справиться с повышенными нагрузками, и в результате нарушаются процессы закладки и развития плода.
Родовой акт, акт рождения ребенка, сам по себе является сложным физиологическим процессом, во время которого плод испытывает значительные воздействия. Плод выходит из матки и по родовым путям продвигается наружу. При прохождении плода по родовым путям создается опасность его механической травматизации. В утробе матери ребенок получает все питательные вещества через плаценту. В процессе родового акта плацента перестает выполнять свои функции, и сразу после рождения ребенок начинает самостоятельно дышать и есть. Если процесс прохождения плода через родовые пути затягивается, то ребенок испытывает гипоксию (недостаток кислорода), а в более тяжелых случаях и асфиксию (удушье), что губительно сказывается на клетках головного мозга, которые без поступления кислорода погибают. Если женщина самостоятельно не может родить ребенка, то применяются дополнительные средства в виде акушерских щипцов, механического воздействия на плод, что может привести к травмам нервной системы ребенка. Одна из наиболее тяжелых причин патологии нервной системы в родах – это внутричерепная родовая травма (ВЧРТ), когда механический фактор, действующий на головку плода, превосходит выносливость различных структур внутри черепа. При ВЧРТ наблюдаются разнообразные клинические симптомы, свидетельствующие о поражении нервной системы ребенка (повышение внутричерепного давления, гематомы разной локализации, в том числе и внутримозговые).
Приобретенная патология нервной системывозникает как результат воздействия на нее вредности уже после рождения ребенка. У детей до момента воздействия вредоносного фактора на нервную систему отмечается период нормального развития. В зависимости от возраста, в котором произошло повреждение нервной системы, будут наблюдаться различные по степени и характеру нарушения психического развития. Чем старше ребенок, тем меньшие последствия для его развития будет иметь возникшее при жизни повреждение нервной системы. У ребенка с возрастом накапливается запас знаний и представлений, развиваются психические процессы, что уменьшает отрицательные последствия. Приобретенные поражения нервной системы вызываются разными факторами, к ним относятся инфекции, травмы и опухоли нервной системы. Любой инфекционный агент (микробы и вирусы) в организме ребенка может при неблагоприятных условиях попасть в его мозг и вызвать воспаление его оболочек (менингит) или вещества мозга (энцефалит). Воспалительный процесс вызывает пороки строения и нарушения функционирования участка нервной ткани в месте воспаления. В наиболее тяжелых случаях ребенок по истечении острого периода заболевания теряет все приобретенные навыки, и в своем развитии «опускается» на уровень новорожденности. В дальнейшем такой ребенок начинает свое развитие как бы заново, но его развитие уже происходит в грубо искаженных условиях, в условиях патологии головного мозга. У таких детей впоследствии обнаруживается деменция, что обозначает приобретенную умственную отсталость.
Травмы нервной системы– одна из наиболее частых причин приобретенных повреждений нервной системы. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является результатом механического воздействия на черепную коробку и ее содержимое. 70 % детей имеют какие-либо осложнения после травм. При механическом воздействии на черепную коробку возникает или непосредственное повреждение мозговой ткани, или смещение мозгового вещества в результате противоудара. Головной мозг ударяется о стенку черепа, возникают кровоизлияние, отек головного мозга, изменяется ликвородинамика, может начаться воспалительный процесс в головном мозге. Впоследствии на месте кровоизлияния образуются кисты (пустоты), которые в дальнейшем могут стать очагом судорожной готовности. Характер и степень возникающих после острого периода нарушений в психическом развитии зависит от степени тяжести черепно-мозговой травмы, ее локализации и, как уже отмечалось, возраста ребенка. Нарушения развития выражаются в двигательных расстройствах и в нарушениях умственного развития, в том числе речевых нарушениях.
Опухоли нервной системы– относительно редко встречающаяся приобретенная патология нервной системы у детей. Опухоль головного мозга – это объемный процесс в области черепа, возникающий из-за усиленного бесконтрольного размножения клеток. Опухоль резко нарушает функционирование не только того участка мозга, в котором она находится, но и соседних участков. В большинстве случаев при опухолях наблюдаются нарушения психического развития, но они зависят от локализации опухоли и размеров пораженного участка мозга.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий