1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
Специальная психология является одной из отраслей психологической науки, при этом она тесно связана с другими отраслями как в академическом, так и в практическом аспектах.
Общая психологияобосновывает и разрабатывает понятийный аппарат психологии, описывает феномены психики и сознания, рассматривает наиболее общие законы функционирования психических процессов, свойств, состояний и качеств человека, поэтому она является фундаментом специальной психологии, которая использует понятийный и терминологический аппарат для изучения психического развития детей с ОПФР.
Ребенок с особенностями психофизического развития изучается дефектологией– комплексной медико-психолого-педагогической дисциплиной. Дефектология – это наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими нарушениями, закономерностях их обучения и воспитания. Само название этой научной дисциплины указывает на то, что главным предметом исследования является «дефект», который имеется у ребенка. Действительно, в дефектологии изучались различные виды дефектов, которые можно обнаружить у детей, разрабатывались пути и направления помощи ребенку по преодолению имеющегося у него дефекта. Классификация, то есть разделение детей на группы, осуществлялась в зависимости от ведущего дефекта, имеющегося у ребенка. Традиционно в дефектологии выделялись четыре основные группы детей, а в соответствии с ними – области дефектологической науки и практики. Образно это явление было названо «дефектологическим квадратом»: 1) олигофренопсихология и олигофренопедагогика, изучающие детей с нарушениями интеллекта, 2) тифлопсихология и тифлопедагогика, изучающие детей с нарушениями зрения, 3) сурдопсихология и сурдопедагогика, изучающие детей с нарушением слуха, 4) логопсихология и логопедия, изучающие детей с нарушениями речи. Специалисты-дефектологи, как правило, готовились отдельно для работы с указанными категориями детей.
В последнее время выделились и другие разделы дефектологии, в которых изучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с аутизмом, дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, но эти разделы так и не получили своих кратких названий.
Несмотря на то, что дефектология всегда выступала как комплексная научная дисциплина и область практики, включающая медико-психолого-педагогические аспекты, в системе знания о детях с особенностями психофизического развития существовала специальная психология.
Специальная психология изучает особенности развития психики, психологические особенности детей с разными видами отклонений в развитии.
В специальной психологии рассматриваются как общие закономерности отклоняющегося развития, то есть свойственные всем детям независимо от вида нарушения, так и специфические закономерности, свойственные детям только отдельных групп. Определения предметной области специальной психологии разными авторами имеют некоторые различия, которые определяются в первую очередь степенью обобщенности/конкретности описания.
«Специальная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками» [16, c. 14].
«Специальная психология – это отрасль психологической науки, которая занимается изучением динамики, закономерностей и механизмов психического развития лиц в условиях психофизической депривации (от лат. deprivatio– лишение), вызванной органическими и (или) функциональными нарушениями слуха, зрения, речи, двигательной сферы, эмоциональной сферы, поведения, интеллекта, прогнозированием их ндивидуального развития, а также определением психологических основ коррекционно-развивающего обучения и воспитания» [17,c. 6].
«Специальная психология изучает людей с отклонениями в психическом развитии, вызванными как врожденными, так и приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы; различные варианты патологии психического развития; проблемы аномального развития психики» [19, c. 33].
В зависимости от того, какую группу детей изучают специалисты, выделялились такие разделы специальной психологии, как олигофренопсихология (психология детей с интеллектуальной недостаточностью), сурдопсихология (психология детей с нарушением слуха), тифлопсихология (психология детей с нарушениями зрения), логопсихология (психология детей с нарушениями речи), психология детей с задержкой психического развития, психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.
Развитие международных контактов в области помощи детям с особенностями развития, знакомство с зарубежной практикой специального образования, которая строится на гуманистической парадигме, высветило «диагнозную» сущность дефектологии. Изменение отношения в обществе к детям с особенностями развития, усиление гуманистических тенденций в области дефектологии привело к тому, что вместо последнего термина начали использоваться термины «коррекционная педагогика» и «коррекционная психология». Само название этих дисциплин показывает их направленность на оказание помощи детям, то есть на осуществление с детьми коррекционной работы. Термин «коррекция» переводится буквально как «исправление», «устранение недостатков». Поэтому коррекционная психология направляет свои усилия на изучение детей с особенностями развития, на научное обоснование путей оказания им коррекционной помощи, а коррекционная педагогика разрабатывает содержание, формы и методы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, а также оказания им коррекционной помощи.
Название «коррекционная психология» также не используется в настоящее время. Термин «коррекционная психология» критикуется за его «диагнозную» направленность на том основании, что слово «коррекция» связана со словом «дефект» как действие и объект, на который оно направлено. Термин «коррекция» может относиться к отдельным педагогическим технологиям и техникам, но неприменим к личности человека в целом. В этой связи более приемлемым считается название «специальная психология». Английское слово «special», которое переводится как особый, индивидуальный, подчеркивает личностную ориентированность науки, изучающей особых детей, их психологические особенности и особенности их психического развития, и разрабатывающей направления помощи им. Название «специальная психология» также не содержит ярлыка, указывающего на неполноценность человека. Однако термин «специальная психология», по мнению В.М. Сорокина [14] , является несколько размытым, неопределенным, не совсем четко указывает на сферу применения данной науки (в отличие, например, от педагогической или медицинской психологии).
Специальная психология является научной основой коррекционной педагогики, так как выявление фактов и закономерностей психического развития детей с ОПФР должно предшествовать обоснованию содержания, форм и методов обучения и воспитания данной категории детей. Описание специальной психологией особенностей психических процессов, деятельности, личности детей с ОПФР, особенностей их взаимодействия с предметным и социальным миром способствует пониманию этих детей, способов восприятия ими разнообразной информации, их поведения в бытовых и учебных ситуациях, и т.д. Научные данные, полученные специальной психологией, позволяют разрабатывать именно такое содержание образовательно-воспитательного процесса, которое соответствует особенностям детей с ОПФР, выбирать такие методы и приемы работы, которые наиболее эффективны для каждой специфической категории детей.
Специальная психология тесно связана с психологией развития и возрастной психологией. Психология развития изучает закономерности и механизмы процессов психического развития человека от рождения до старости.Возрастная психологияделает акцент на изучении возрастных психологических особенностей человека в разные периоды его жизни. Специальная психология опирается на общие закономерности психического развития человека в онтогенезе, на установленные возрастные особенности детей и взрослых. Специальная психология изучает закономерности психического развития детей, которое выходит за границы нормального (или нормативного) развития, то есть отклоняющегося от нормы. Без знаний о нормативном развитии невозможно установить закономерности отклоняющегося развития. Таким образом, психология развития является научной основой специальной психологии.
В учебных планах подготовки психологов вместо названия «специальная психология» используется название «психология аномального развития».В этом случае специальная психология, как и психология аномального развития, может по праву рассматриваться даже как раздел психологии развития, ибо она изучает психическое развитие особой категории людей. В частности, в зарубежных учебниках по психологии развития обязательным является раздел по психологии аномального развития (англ. – рsychologyofabnormaldevelopment). Предметомпсихологии аномального развитияявляютсяфакты, закономерности и механизмыпсихического развития особых детей, то есть детей, которые развиваются с какими-либо отклонениями.Категория развития– основополагающее всеобщее понятие, которое используется в психологии аномального развития, в частности, при характеристике отклоняющегося психического развития.
В психологии аномального развитияакцент делается на закономерностях процесса отклоняющегося психического развития, поэтому описываются и анализируются различные виды, варианты и типы развития человека, которое осуществляется в измененных биологических и социальных условиях. В психологии аномального развития обосновывается, как соотносятся между собой в процессе развития различные психические функции, психические процессы и качества, как происходит их взаимодействие в измененных условиях. Психология аномального развития указывает те пути и направления, по которым необходимо следовать, чтобы отклоняющееся психическое развитие ребенка направить в нужное русло, сделать его более гармоничным, максимально раскрыть его возможности.
Специальная психология находится на стыке, на пересечении биологических, медицинских и психологических дисциплин, поэтому она связана с такими науками как анатомия и физиологии, психофизиология и нейропсихология.У ребенка с особенностями психофизического развития отмечается специфика строения и функционирования организма в целом, нервной системы и головного мозга, в частности. Информация о ребенке, которая поступает в психологию из области нейронаук, то есть наук о мозге, очень важна для специальной психологии, или психологии аномального развития, и в учебных пособиях без этой информации обойтись практически невозможно.
Медицинская традиция достаточно сильна в специальной психологии/психологии аномального развития. Нередко среди специалистов, которые занимаются психологией аномального развития, встречаются люди, которые пришли в психологию из медицины. Среди медицинских дисциплин, изучающих детей с ОПФР, следует назвать педиатрию, детскую неврологию (изучает заболевания нервной системы у детей), детскую оториноларингологию (изучает заболевания уха, горла и носа у детей), детскую офтальмологию (изучает заболевания глаз у детей), детскую ортопедию и травматологию (изучает заболевания костно-мышечной системы у детей), детскую психиатрию (изучает психические заболевания у детей). Данные медицинских дисциплин важны для понимания органической основы тех отклонений в развитии, которые изучаются в специальной психологии.
Важно знать, что подходы к изучению отклоняющегося развития в медицине и психологии существенно различаются. В медицинеизучаются конкретные клинические симптомы, история возникновения заболевания (этиология и патогенез), ход течения болезни, клинические проявления, или симптомы, отдельные синдромы (совокупность симптомов, или симптомокомплексы), способы лечения заболевания, а также его исходы.Психологиюаномального развитияинтересует, каким образом заболевание ребенка влияет на процесс его развития, как изменяются процессы развития у ребенка в условиях болезни, как болезнь влияет на положение ребенка в обществе, на его отношения с другими людьми, на его отношение к самому себе, как он воспринимает себя со своим заболеванием или нарушением. Все эти данные позволяют делать психологически обоснованный прогноз развития ребенка, искать пути оптимизации процессов развития в тех условиях, в которых развивается ребенок.
Медицинская (клиническая) психологиякак отрасль психологии призвана установить «мостик» между психологией и медициной. Клиническая психология изучает весь комплекс психологических явлений, которые возникают в особых условиях, в условиях болезни. Нарушения психического развития и нарушения функционирования психики, психической деятельности изучаются в специальной психологической дисциплине –патопсихологии, которая рассматривается как раздел клинической психологии. Предметом патопсихологии являются нарушения психической деятельности, или психологические особенности людей с нарушениями психики. В медицине психические расстройства изучаются в психиатрии, а также в таком ее разделе как психопатология. Детская психиатрия и психопатология изучает такие психические заболевания у детей, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения, детские психозы и др., рассматривает их причины, этиопатогенез, клинические проявления, течение, исходы, разрабатывает методы лечения этих заболеваний. У всех детей с психическими заболеваниями, если рассматривать с психологических позиций, наблюдается изменение процесса психического развития. Поэтому дети с психическими нарушениями изучаются также такой дисциплиной какдетская патопсихология. Как считает И.А. Шаповал, патопсихология занимается изучением закономерностей «изменений психической деятельности при патологических состояниях мозга и закономерностями распада психической деятельности и личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме» [19, с. 36]. Таким образом, детская патопсихология и психология аномального развития/специальная психология несколько различаются по своему содержанию и методам, по направленности своих научных интересов, хотя по сути представляют два разных названия одной и той же области психологической науки и практики. По мнению Е.С. Слепович и А.М. Полякова, «при определенных допущениях специальную психологию можно рассматривать как детскую патопсихологию, входящую в структурумедицинской (клинической) психологии»[17, с. 16].
Известными учеными-клиницистами, которые занимаются проблемами детской патопсихологии, предлагаются свои оригинальные названия для этой области знаний. Например, Д.Н. Исаев предлагает название «детская медицинская психология» [5], рассматривая такие проблемы, как психосоматические расстройства у детей, психические расстройства, встречающиеся при разных заболеваниях детского возраста и др. В.Д. Менделевич [9] в учебнике по клинической и медицинской психологии называет один из разделов этой дисциплины «детская клиническая психология», предлагая рассматривать в нем психологические особенности детей с различными заболеваниями, в том числе психическими. Зарубежные авторы Ч. Венар и П. Кериг вводят термин «педиатрическая психология», определяя ее предмет как «изучение взаимодействия между органическими факторами, с одной стороны, и психологическими, социальными и культурными факторами, с другой, в этиологии, течении и лечении болезни» [2, с 376]. Педиатрическая психология, по мнению этих авторов, занимается также профилактикой заболеваний и поддержанием здоровья детей. Зарубежными авторами используется также термин «психопатология развития» (англ.: developmental psychopathology) – это «изучение процессов развития, которые способствуют формированию психопатологии или противодействуют ей» [2, с. 377]. Психопатология развития рассматривается как интегративная научная дисциплина, объединяющая данные психопатологии, неврологии и психологии развития: «Подход с позиции закономерностей развития может рассматриваться как своего рода связующий мост между разными дисциплинами или как объединяющая концепция, способная интегрировать данные научных исследований и практики, касающиеся нормы и психопатологии не только у детей, но и у взрослых» [11, с. 48].
Специальная психология занимается исследованием проблем социализации детей с особенностями психофизического развития, поэтому очевидными являются ее связи с социаьной психологией, которая исследует отношения людей в разных социальных общностях, освоением индивидом социального опыта, социальными процессами в больших социальных группах. Именно поэтому подходы социальной психологии к рассмотрению общественного мнения, общественного сознания, стереотипов в отношении лиц с психическими и физическими недостатками востребованы в специальной психологии. В последнее десятилетие пристальное внимание в специальной психологии уделяется семье, имеющей ребенка с ОПФР, и без социально-психологических подходов к семье специальная психология обойтись не может. В равной степени специальная психология опирается и на достижениякризисной психологии, так как ситуация рождения в семье ребенка с отклонениями в развитии рассматривается как кризисная ситуация, и члены семьи проходят ряд типичных стадий совладания с кризисом, нуждаясь в психологической помощи.
Специальная психология, изучая психическое развитие и индивидуальные особенности детей с ОПФР, направляет свои усилия на обоснование и разработку моделей педагогического сопровождения, педагогической поддержки, обучения и воспитания этой группы детей. Поэтому специальная психология использует достижения педагогической психологии, изучающей психологические основы образования, обучения и воспитания, психологические особенности педагогической деятельности. Педагогическая психология необходима также при разработке оптимальных подходов в подготовке специалистов, работающих с детьми с ОПФР (психологов, дефектологов, логопедов).
В свою очередь, данные специальной психологии необходимы для развития других отраслей психологии. Известно, что знания о патологии всегда обогащают наши знания о норме. Сведения об особенностях функционирования психики человека в измененных биологических и социальных условиях позволяют «высветить» особенности психических процессов, личности человека в нормальных условиях, обратить внимание на то, что обычно может быть скрыто от исследователя или казаться очевидным, само собой разумеющимся. «Природный эксперимент», о котором упоминал Л.С. Выготский [3], проливает свет на общие закономерности формирования психики и личности ребенка в норме. Поэтому изучение отклонений в развитии детей помогает лучше понять закономерности и механизмы благополучного развития ребенка. Например, существенное значение имеют данные о нарушениях развития у детей с поражениями головного мозга. Эти данные доказывают, что предпосылкой нормального развития ребенка является здоровая нервная система и головной мозг. Данные о развитии ребенка в условиях депривации, то есть при недостаточном удовлетворении базовых потребностей ребенка, показывают важность социальной среды как источника полноценного развития ребенка. Данные о своеобразных искажениях развития при аутизме, основным симптомом которого является снижение или отсутствие у ребенка потребности в общении со взрослыми, высвечивают огромное значение общения ребенка со взрослыми для его благополучного развития.
Поэтому специальная психология может обогатить своими достижениями общую психологию, психологию развития, социальную психологию и другие отрасли психологической науки, что в очередной раз доказывает их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Задачи специальной психологии. Специальная психология, решает разнообразные теоретические и практическиезадачи,являясь и теоретической, и прикладной дисциплиной в равной мере. Специальная психология решает следующие основные задачи (В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, А.М. Поляков, В.М. Сорокин, И.А. Шаповал и др.):
Изучение закономерностей и механизмов психического развития при разных видах отклонений у детей.
Выявление закономерностей психического развития в измененных условиях при действии неблагоприятных биологических и социальных факторов.
Определение способов и средств диагностики психологических особенностей детей с отклонениями в развития.
Определение способов и средств профилактики вторичных отклонений в развитии ребенка; обоснование механизмов компенсации нарушенных психических функций.
Определение путей оказания помощи ребенку с особенностями в развитии с целью оптимизации его психического развития.
Выявление возможностей социальной адаптации и социализации детей с особенностями психофизического развития.
Данные специальной психологии имеют огромное значение для решения прикладных проблем, связанных с оказанием помощи детям с отклонениями в развитии. В специальной психологии выделяются такие прикладные разделы как психодиагностика отклоняющегося развития, психокоррекция отклоняющегося развития, психологическая помощь родителям, имеющим детей с ОПФР.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий