logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

  1. Как соотносятся между собой понятия «умственная отсталость», «интеллектуальная недостаточность» и «олигофрения»?

  2. На основании каких признаков диагностируется интеллектуальная недостаточность?

  3. Какое значение для определения умственной отсталости имеет понятие адаптивных навыков? Какие группы адаптивных навыков Вы знаете?

  4. Что является основным, ядерным признаком олигофрении?

  5. Объясните значение слова «олигофрения», основываясь на происхождении этого слова из двух корней: «oligo-» – малый, немногочисленный и «phren(греч.)» – ум.

  6. Объясните действие закона тотальности недоразвития (приведите примеры).

  7. Объясните действие закона иерархичности недоразвития (приведите примеры).

  8. Изобразите с помощью графических или других символов соотношение между понятиями «развитие нормально развивающегося ребенка» и «развитие ребенка с олигофренией».

  9. По каким признакам у детей в период младенчества можно определить, что в дальнейшем ему может быть выставлен диагноз «олигофрения»?

  10. На основании каких критериев осуществляется отбор и дифференциация детей для обучения по программе вспомогательной школы?

  11. Какие существуют классификации детей с олигофренией?

  12. Что такое психометрический подход, какое применение он нашел при изучении умственной отсталости? Каковы, на Ваш взгляд, возможности и ограничения данного подхода?

  13. Как Вы понимаете, что такое «кольцевой характер соотношения первичного и вторичного дефекта при олигофрении»?

  14. Какие направления коррекционной работы с ребенком можно выделить? Обоснуйте эти направления с помощью понятия «структура нарушения при психическом недоразвитии».

Практическое задание № 1. Заполните таблицу

Таблица 4.3 – Психологическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени тяжести

Степень тяжести

Поведение

Навыки самообслу-живания, поведение в быту

Развитие психических процессов

Возможности специального обучения

Возможности профориен-тации