logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

  1. Как Вы думаете, почему синдром Дауна широко известен даже среди непрофесионалов?

  2. Объясните, почему для обозначения людей с отклонениями в развитии название «Даун» стало нарицательным? Как Вы к этому относитесь?

  3. Каковы этиологические факторы синдрома Дауна? Какие его формы Вы знаете?

  4. Каковы специфические особенности детей с синдромом Дауна, отличающие их от других детей с отклонениями в развитии?

  5. Традиционно детей с синдромом Дауна относят к детям с интеллектуальной недостаточностью. Как Вы думаете, по каким особенностям детей об этом судят?

  6. Как объяснить, что дети с синдромом Дауна начинают лучше говорить, если их вначале научить читать?

Практическое задание № 1

В приведенном отрывке выберите факты, свидетельствующие о способности автора текста обобщать, устанавливать последовательность событий, предвидеть результаты, последствия событий, а также делать умозаключения.

۞ Иллюстрация

«В справочной я спросил, как мне добраться до парка Сен-Джеймса. Затем я попросил дежурную по станции позвонить моей маме и сказать ей, чтобы она не волновалась, и что я поехал в парк Сен-Джеймса. Затем я подумал о том, что мне лучше всего выйти на Виктории. Я не спеша дошел до Королевских конюшен и спросил, где Букингемский дворец, и один мужчина сказал мне: «Держите все время влево – и вы к нему придете». Я спросил у полицейского, когда будет проходить оркестр, и он ответил, что через десять с половиной минут. Я услышал ужасающий грохот, и, пока оркестр шел мимо, мои уши притягивались идущими оттуда ударами и шумом. Когда же оркестранты завернули за угол, то донеслись печальные звуки тромбона, повергшие меня в бездну» [10, с. 26].

Практическое задание № 2

В исследовании Сентеруолла [10] сравнивали показатели двух групп детей с синдромом Дауна, всего 32 ребенка. Дети первой группы еще в период новорожденности были отданы в воспитательный (детский) дом, дети второй группы воспитывались в своей семье, по крайней мере, до 2,5 лет. В возрасте 3 лет и 7 лет дети были подвергнуты тестированию. Средние значения IQ(коэффициент интеллекта) приведены в таблице.

Группа

3 года

7 лет

Из воспитательного (детского) дома

34

16

Из семьи

43

23

Проанализируйте данные таблицы. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменяется показатель интеллекта у детей с синдромом Дауна с возрастом?

2. Какое влияние оказывают условия жизни и воспитания детей на их умственное развитие?