15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
Американский психолог А. Антоновский (1987) занимался изучением факторов, помогающим людям преодолеть стресс, найти силы справиться с ситуацией и продолжать жить дальше. В модели А. Антоновского основной акцент сделан на том, что именно помогает справиться со стрессом. Основными понятиями в данной модели являются «генерализованные ресурсы сопротивления» и «чувство согласованности». Именно развитие чувства согласованности помогает людям преодолеть кризис, справиться со стрессом. А. Антоновский выделяет три компонента генерализованных ресурсов: постижимость, управляемость и осмысленность. Постижимость связана с тем, как человек представляет себе ситуацию, насколько он обладает адекватной информацией. Управляемость – это умение справляться с тем, что происходит. Осмысленность выражается в способности смотреть в будущее, строить жизненные планы.
Ориентация на достижение постижимости, управляемости и осмысленности кризисной ситуации, вызванной появлением в семье особого ребенка, становится основой содержания психологической помощи семье. Для планирования оказания психологической помощи семье очень важно описать, в чем именно семья нуждается в данный момент, на данном этапе своего развития, в зависимости от стадии переживания кризиса.
На стадии отрицания и на стадии стресса (шока) членам семьи необходима эмоциональная поддержка, нужно дать им возможность признать факт болезни, нарушения у ребенка, то есть дать время на это, не спешить. Бессмысленно настаивать на том, чтобы мать согласилась с диагнозом, приводить новые доводы в пользу этого диагноза, пытаться сопоставлять состояние ребенка с другими детьми для подтверждения диагноза. Эту информацию мать «не слышит», а если и слышит, то не относит ее к себе, к своему ребенку. Семья нуждается в понимании и поддержке, как со стороны специалистов, так и со стороны близких. Родителям очень важно чувствовать, что они не одиноки, что жизнь продолжается. Эмоциональная поддержка эффективнее всего оказывается в режиме «активного слушания». Полезно знакомство семьи с другими подобными случаями и информация о том, что все семьи в этой ситуации переживают то же, что и она. В то же время необходимо осторожное стимулирование к активным действиям в отношении лечения ребенка.
Специалисту необходимо помнить о важности принятия любых эмоций, которые демонстрирует семья. Гнев и отчаяние, которые могут быть направлены и на специалистов, часто связаны с шоком и негодованием самих родителей по поводу случившегося. Важно принимать такие чувства, хотя это сделать нелегко.
На стадии активных поисков семья более всего нуждается в достоверной и практичной информации:
- о заболевании ребенка (ознакомление с сущностью диагноза, информация о развитии ребенка, об особенностях его поведения, о типичных симптомах, вызванных заболеванием);
- о способах лечения и конкретных методиках помощи ребенку в домашних условиях (как кормить ребенка, как одевать, как играть с ним, какой режим дня установить, как обучать навыкам самообслуживания, как стимулировать его развитие).
На этой стадии специалист может ставить следующие задачи в работе с семьей: обучение методике ухода за ребенком, методике осуществления лечебных процедур и занятий с ребенком; диагностика и коррекция нарушенных отношений в диаде «мать – ребенок»; поддержка матери в ее становлении как «параспециалиста» для своего ребенка, профессиональная оценка успешности женщины как матери.
На стадии приближения к принятию специалист решает следующий круг задач:
– ориентация матери ребенка на его успехи ребенка и его позитивные возможности;
– определение оптимальных путей развития ребенка, то есть «образовательного маршрута» в широком смысле (лечение, обучение, отношения с широким социальным окружением);
– формирование реального образа ребенка через совместный анализ поведения ребенка, результаты выполнения им различных заданий, анализ его успехов и ограничений;
– психологическое сопровождение развития ребенка как выявление текущих проблем в его развитии, определение путей и помощь в их решении;
– стимуляция матери к ее самоопределению в профессиональной и личной жизни (возможности профессиональной деятельности, социально направленной активности, рождение второго ребенка).
Главной целью специалиста является выработка у родителей установки:наш ребенок такой, как все (он человек, он имеет право на жизнь, на проживание своей жизни в соответствии со своими потребностями), но у него есть индивидуальные особенности, которые необходимо учитывать в общении с ним, в организации его жизни.
Многим родителям очень важно услышать мнение других родителей. Мамы и папы часто спрашивают, что делают другие родители, что помогает их детям. Поэтому полезной является организация групповых встреч и семинаров для родителей. Встреча с людьми, переживающими такую же ситуацию, выполняет важные терапевтические функции, иногда она оказывается более нужной и эффективной, чем многочасовые консультации со специалистами.
Большинство семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии, удачно преодолевают жизненный кризис в личном, семейном и социальном планах. Хотя среди родителей детей с отклонениями в развитии встречаются и такие, которым не удается выйти из душевного кризиса ни самостоятельно, ни с помощью друзей и близких, ни с помощью специалистов. В этом случае семье требуется систематическая целенаправленная психотерапия, в которой психолог полностью концентрируется на внутреннем мире клиента, дает ему возможность выразить все свои личностные проблемы, обостренные в связи с появлением особого ребенка.
Каждая семья может переживать кризис рождения особого ребенка самостоятельно, не обращаясь к специалистам. При отсутствии возможностей оказания профессиональной помощи семье, как правило, так и происходит. Семья может получать психологическую помощь и поддержку от близких, от более широкого семейного окружения, от друзей и соседей. Немецкий специалист по психологической поддержке семьи М.П. Краузе считает: «Большинство родителей творчески мобилизуют собственные силы и самостоятельно приспосабливаются к состоянию своего ребенка и изменившейся семейной обстановке. Они чувствуют, что им нужно, и не стесняются об этом говорить. Когда им нужна помощь, они обращаются за ней. Перед лицом вызова судьбы многие люди меняются, перерастают сами себя в борьбе с проблемой, открывают в себе новые качества или способности, о которых раньше даже не подозревали. Благодаря искренней поддержке и практической помощи родственников и друзей им удается преодолеть кризис, привязаться к ребенку, обеспечить ему в семье особое место, не ущемляющее прав его братьев и сестер, и более или менее быстро прийти к совершенно новой, но не менее органичной структуре семейных отношений» [5, с. 9–10].
Быть родителем ребенка с отклонениями в развитии – это не значит самому быть проблемной личностью или даже иметь проблему душевного, психического здоровья. Потому что горе – это не болезнь, а состояние, которое можно преодолеть на благо себя самого, своего особого ребенка и семьи в целом. Успешно преодолеть сложную кризисную ситуацию можно с помощью специалистов (психотерапевтов, психологов), а можно и самостоятельно, найдя ресурсы внутри самого себя и поддержку среди близких людей.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий