logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Какую роль играет семья, имеющая особого ребенка, в его развитии и адаптации к окружающей социальной среде?

2. Как реагирует семья на рождение ребенка с отклонениями в развитии?

3. Почему появление в семье ребенка с отклонениями в развитии можно рассматривать как кризисную жизненную ситуацию?

4. Почему появление в семье ребенка с отклонениями в развитии можно рассматривать как процесс переживания утраты, потери, горя?

5. Какие стадии проходит мать ребенка и семья в целом в процессе переживания кризиса?

6. Какие чувства испытывают члены семьи на разных стадиях переживания кризиса рождения ребенка с отклонениями в развитии?

7. Какие типичные симптомы поведения семьи в отношении лечения (реабилитации) ребенка с отклонениями в развитии характерны на стадии отрицания?

8. Как реагируют сиблинги на появление в семье ребенка с отклонениями в развитии?

9. Какие проблемы в развитии могут появиться у обычных детей из семьи, имеющей ребенка с отклонениями в развитии?

10. Какие психологические резервы семьи способствуют преодолению негативных последствий кризиса рождения ребенка с отклонениями в развитии?

11. В какой психологической помощи нуждается семья ребенка с отклонениями в развитии?

Практическое задание № 1. Прочитайте письмо, написанное Эмили Перл Кингслей, матерью ребенка с синдромом Дауна. Это письмо-метафора. Объясните, каким образом в этом письме представлена ситуация рождения ребенка с отклонениями в развитии, какие чувства испытывают родители при появлении в семье такого ребенка. Каким образом можно использовать это письмо в работе по психологической поддержке семьи?

«Путешествие в Голландию. Период ожидания ребенка подобен планированию взлелеянного в мечтах волшебного путешествия в Италию. Вы покупаете гору справочников и строите чудесные планы. Колизей. Скульптура Давида Микеланджело. Гондолы в Венеции. Вы выучиваете несколько фраз на итальянском языке. Все это вас захватывает.

Наконец, после месяца приготовлений наступает этот долгожданный день. Вы собираете чемоданы и отправляетесь в путь. Через несколько часов самолет приземляется. Входит стюардесса и говорит: «Добро пожаловать в Голландию!»

«Голландию?! Что вы имеете в виду? Мы летели в Италию! Всю свою жизнь мы мечтали об Италии! И сейчас мы должны быть в Италии!»

«Неожиданно изменилось расписание полетов. Вы приземлились в Голландии и здесь вы должны остаться. Обратного пути нет».

И вы остаетесь. Вы вынуждены остаться. Покупаете другие справочники и изучаете совсем другой язык. Но, с другой стороны, в Голландии вы встречаете людей, которых в другом месте вы никогда бы не встретили.

ЭТО ПРОСТО ДРУГАЯ СТРАНА. Ритм жизни там медленнее, чем в Италии, и там не так красочно. Но немного пожив, вы осматриваетесь и видите, что в Голландии есть оригинальные ветряные мельницы и тюльпаны, в Голландии есть картины Рембрандта…

Но когда все другие, кого вы знаете, едут в «вашу» желанную Италию и возвращаются из нее, вы не раз думаете: «Да, мы тоже должны были быть там. Мы так планировали». И сожаление об этом никогда не пройдет, потому что потеря мечты очень мучительна.

Но если вы всю жизнь будете оплакивать то, что вам не было суждено попасть в Италию, вы никогда не сможете полностью понять, каким замечательным краем может быть Голландия» [14].

Практическое задание № 2. Каким образом можно объяснить следующие результаты исследований американских ученых, изучавших семьи, имеющие детей с умственными и физическими недостатками.

Семьи, воспитывающие ребенка с аутизмом, оказываются более страдающими, чем семьи, имеющие ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Стресс в большей степени проявляется именно у матерей, имеющих детей с аутизмом. Они не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая, что недостаточно хорошо выполняют свою материнскую роль [12]. Проведите связь между особенностями поведения и самоощущения матерей с особенностями поведения детей с аутизмом.

Практическое задание № 3.Подготовьте памятки для родителей на темы: «У вашего ребенка интеллектуальная недостаточность (ЗПР, СДВГ, глухота, слепота, ДЦП, детский аутизм)». В доступной для родителей форме расскажите об основных характеристиках данного расстройства, о сильных сторонах таких детей, а также об основных направлениях и задачах помощи им.

Практическое задание № 4.Групповая дискуссия.Случаи отказа родителей от своих детей с тяжелыми отклонениями в развитии являются не столь частыми, как это можно было бы предполагать на основе знаний об особенностях таких детей и объективной невозможности существенно улучшить их состояние. Объясните, почему родители не спешат отдавать таких детей в специальные учреждения опеки. Используйте информацию об эмоциональных состояниях родителей, которые они испытывают на разных стадиях на своем пути к принятию ситуации наличия в семье особого ребенка.