logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии

Основной целью психологической помощи детям и подросткам с психопатией и патологическим формированием личности является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений, а также совладание с актуальными психологическими проблемами. Как отмечает И.И. Мамайчук [12], трудности осознания своего поведения свойственны многим подросткам с патологическим формированием личности. Они проявляются в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических особенностей, в недооценке подростком психотравмирующей ситуации, которая способствует дезорганизации его поведения и социальной дезадаптации. Именно поэтому важным направлением психокоррекции является психологическая поддержка в раскрытии личностного потенциала ребенка. Важная задача, решаемая в процессе психологической помощи – пробудить у подростка интерес к своей личности и особенностям своего поведения, на основе чего можно ставить задачи психокоррекции собственного поведения и отношений с окружающими.

Еще одна задача – обучение подростков распознавать и анализировать психотравмирующие ситуации, связывать собственное поведение с особенностями таких ситуаций. В зависимости от индивидуально-личностных особенностей для подростков психотравмирующими могут оказаться разные ситуации. Например, для подростков с гипертимным характером психотравмирующей оказывается монотонная, однообразная деятельность, для подростка с демонстративными чертами личности психотрамирующей является ситуация невнимания к его личности, для интровертированного подростка – ситуация вынужденного общения с другими людьми. Важно научить подростка объективно оценивать трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. И.И. Мамайчук считает, что для решения задач психокоррекции с подростками наиболее эффективными являются групповые занятия с ними на уровне реального поведения, или «клинические ролевые игры», которые строятся по образцу и подобию реальной жизни.

Систему комплексной психологической коррекции неврозов у детей разработали А.И. Захаров [3; 4] и А.С. Спиваковская [16]. Психологическая помощь, по мнениию авторов, должна оказываться не только самому ребенку, но в первую очередь его родителям. Именно родители, реализуя патологизирующие типы своего отношения к детям, способствуют возникновению неврозов у детей. Поэтому главной задачей работы специалистов является психопрофилактика нарушений детско-родительских отношений, обучение родителей реализации гармоничных отношений с детьми. По мнению А.С. Спиваковской, психокоррекционная работа направлена на устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройку неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкцию общего хода развития и воссоздаие полноценных обновленных контактов ребенка с миром. Для решения этих задач используются методы игровой психотерапии, сказкотерапии, арттерапии.

В практике работы с детьми с различными вариантами дисгармонического развития, с эмоциональными нарушениями широко используется психогимнастика– психокоррекционная система, адаптированная М.И. Чистяковой [18]. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия направлены на уменьшение тревожности, беспокойства, чувства страха, развитие коммуникативных навыков. На таких занятиях ребенок проигрывает сложные для него ситуации, изображая те чувства, которые он испытывает, обучаясь правильному поведению в этих ситуациях.