logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека

Движение – это одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее перемещение в пространстве тела человека или его отдельных частей. Наличие у живого существа движений позволяет ему активно взаимодействовать с окружающей средой, а не только пассивно принимать ее влияния и реагировать на них. Человек может выполнять различные виды деятельности, вступать в общение только благодаря возможности реализации движений. Самые главные достижения человека – акт хватания и действия с предметами – представляют собой сложно организованные двигательные акты.

Среди всего многообразия движений человека выделяются непроизвольные движения. Это двигательные автоматизмы, они не направлены на достижение какой-либо цели, осуществляются неосознанно. К ним, например, относится движение одергивания руки, когда человек случайно дотронулся до горячего предмета. Большинство движений человека – это произвольные движения. Сущность произвольных движений состоит в том, что они направлены на достижение цели. Например, взять рукой какой-либо предмет, дойти до определенного места, поднять руку вверх, чтобы достать предмет, находящийся высоко, бросить мяч так, чтобы его поймал другой человек. В процессе освоения произвольное движение постепенно автоматизируется, то есть начинает выполняться без контроля сознания, при этом оно начинает занимать место операций в структуре деятельности, хотя при необходимости оно может занять место действия в структуре деятельности и снова выполняться осознанно. Например, когда человеку нужно показать кому-то, как писать букву, он будет ее писать осознанно, сосредоточивая внимание на написании каждого элемента. Человек выполняет произвольные движения под влиянием каких-либо потребностей, так как любое активное действие имеет свою мотивацию.

Произвольное движение направлено на решение инвариантной двигательной задачи, которая может решаться широким набором различных движений. Так, писать можно правой и левой руками, зубами, зажав карандаш между ними, ногой, и во всех случаях можно изобразить буквы, то есть решить поставленную двигательную задачу. Отбор движений осуществляется в зависимости от условий решения двигательной задачи, к которым относятся особенности окружающей обстановки и состояние двигательного органа. Информацию об этом человек получает с помощью афферентаций со зрительного, слухового, кожно-кинестетического анализаторов. Эти афферентации позволяют с помощью обратной связи корректировать выполненное движение, если оно не приводит к решению двигательной задачи.

Нарушение движений как результат поражения нервной системы. Существует целый ряд заболеваний нервной системы у детей и взрослых, основными клиническими симптомами которых является нарушение движений. Нарушение движений является результатом недоразвития или поражения определенных отделов центральной и периферической нервной системы, а именно тех, которые отвечают за реализацию двигательных актов. Рассмотрим, какие нарушения двигательной сферы существуют и как они связаны с поражением конкретных анатомических структур нервной системы.

При поражении спинного мозга и/или спинальных нервов выпадает движение в тех мышечных группах, которые находятся ниже места поражения. Так, при поражении спинного мозга на уровне поясничного отдела позвоночника выпадают движения только в нижних конечностях, а при поражении на уровне шейного отдела сохранными остаются движения только в области головы.

При поражении на уровне продолговатого мозга, подкорковых ядер наблюдаются нарушения мышечного тонуса. Мышечный тонус – это состояние легкого физиологического напряжения мышцы в покое, обеспечивающее ее готовность к работе. Нарушения мышечного тонуса бывают следующих видов: гипертонус (повышение мышечного тонуса, спастичность) – мышца находится в состоянии напряжения, занимает определенное положение, которое трудно изменить, даже прикладывая усилия, спастичная конечность согнута в суставах, ее трудно разогнуть; атония и гипотонус – отсутствие или снижение мышечного тонуса, мышца вялая, расслабленная, в ней снижена мышечная сила, поэтому снижены возможности осуществления движений.

При поражении экстрамирамидной системы головного мозга возникают гиперкинезы – избыточные непроизвольные движения, лишенные биологической целесообразности и физиологического смысла. Гиперкинезы могут наблюдаться в любой части тела, в любом движущемся органе: в руках, в пальцах (атетоз), в ногах, во всем туловище, когда человека как бы «заносит» при ходьбе, в языке, в мышцах лица. Гиперкинезы – это такие непроизвольные движения, которые человек не может полностью контролировать, поэтому они мешают возникновению и осуществлению нормальных движений.

При поражении пирамидной и экстрапирамидной систем возникают патологические синкинезии – непроизвольные содружественные мышечные сокращения и движения, сопутствующие активному двигательному акту. Это непроизвольные движения в пораженной конечности при выполнении активного движения здоровой конечностью, это дополнительные движения, которые появляются вместе с другим движением, например, сгибание пальцев пораженной конечности при ходьбе, непроизвольные движения в парализованных конечностях при попытке движения ими. При поражении мозжечка наблюдаются расстройства координации движений, нарушение равновесия тела при ходьбе и в покое, нарушение походки, которое носит название «атаксия».

При поражении двигательных зон мозговой коры отмечается расстройство двигательных навыков, нарушение произвольных движений, уменьшение точности выполнения двигательных актов, так называемая моторная неловкость.

Движение может быть нарушено в одной, в двух или четырех конечностях. В зависимости от степени нарушения движений говорят о параличах или парезах. Паралич, или плегия – это выпадение движения, то есть полное его отсутствие. Парез – ослабление произвольных движений. Поэтому о нарушении движений можно говорить следующим образом: монопарез – это ослабление движений в одной конечности, диплегия – это выпадение движений в двух конечностях, тетрапарез – это ослабление движений в четырех конечностях и т.д.

Роль движений в психическом развитии ребенка. Развитие ребенка с самого рождения невозможно представить без развития у него движений. Развитие психики и развитие движений происходят одновременно, поэтому эти два вида развития не могут осуществляться изолированно. Именно поэтому, когда говорят о раннем развитии ребенка, иногда используют термин «психомоторное развитие». Рассмотрим закономерности развития движений в онтогенезе.

Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, двигательных автоматизмов. К ним относятся, например:

– сосательный рефлекс;

– оральные автоматизмы (ребенок открывает рот и поворачивает голову в сторону места прикосновения к щеке);

– хватательный рефлекс (ребенок сгибает пальцы и сжимает ладонь при прикосновении к ее внутренней поверхности);

– рефлекс ползания (ребенок совершает продвижение вперед в положении лежа на животе при сгибании его ног в коленных и тазобедренных суставах);

– рефлекс ходьбы (в вертикальном положении ребенок при наклоне туловища вперед переступает ножками); а также ряд других рефлексов.

Эти рефлексы отражают определенную ступень в развитии нервной системы, и их наличие позволяет сделать вывод о том, что нервная система ребенка функционирует. В течение первого года жизни безусловные рефлексы угасают, причем для каждого рефлекса существует свой возраст угасания. Другими словами, в случае нормального развития ребенка после определенного возраста безусловные рефлексы у ребенка угасают. Угасание безусловных рефлексов необходимо для того, чтобы на их месте появились условные, или установочные, рефлексы, которые и составляют основу истинных, произвольных движений человека. Так, вместо рефлекса хватания к 5 месяцам появляется действие хватания, являющееся уже произвольным движением. Если безусловные рефлексы все еще обнаруживаются у ребенка в возрасте старше одного года, это свидетельствует о патологическом состоянии его нервной системы.

Развитие движений у ребенка осуществляется по двум направлениям: 1) кранио-каудальное направление, то есть от головы к ногам, 2) проксимально-дистальное, то есть от центра туловища к его периферии. Развитие движений у ребенка в этих направлениях происходит в следующие нормативные сроки:

– вначале ребенок учится удерживать голову в положении лежа на животе, к полутора месяцам он уже может делать это в течение нескольких секунд;

– к 4 месяцам он поворачивается на бок и на живот из положения лежа на спине;

– к 5 месяцам из положения лежа на животе ребенок поворачивается на спину;

– к 6 месяцам ребенок выпрямляет согнутые в локтях руки и упирается на ладони, находясь на животе;

– с 6 месяцев ребенок совершает первые движения ползания в положении лежа на животе, вытягивая руки из-под себя, и начинает ползать на животе (по-пластунски);

– далее ребенок учится находиться в положении на четвереньках, и к 7 месяцам начинает ползать на четвереньках;

– в возрасте 7 месяцев ребенок учится садиться из положения на четвереньках, после чего он уже может устойчиво сидеть, манипулируя предметами;

– с 8–9 месяцев ребенок может стоять с поддержкой, опираясь на предметы мебели или, если его поддерживают, за руки;

– научившись стоять с поддержкой, ребенок начинает передвигаться с поддержкой, что происходит с 9 месяцев;

– к 10–11 месяцам ребенок начинает стоять самостоятельно, без поддержки, и к одному году начинает самостоятельно ходить (указанный возраст может несколько варьировать, особенно к концу первого года жизни, так как в развитии движений младенцев наблюдается широкий разброс индивидуальных вариаций);

– к полутора годам ребенок умеет слезать с мебели и залезать на нее;

– к 2,5 годам – умеет спускаться и подниматься по ступенькам лестницы, прыгать;

– к 3 годам ребенок уже может ездить на трехколесном велосипеде.

В дальнейшем ребенок осваивает тонкие ручные движения и сложно координированные движения. Таким образом, развитие движений у детей осуществляется в очень быстром темпе, при этом существует довольно жесткая последовательность развития движений: движения появляются в строгом порядке, надстраиваясь одно над другим, создавая основу для появления следующих движений.