2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
Изучение людей с физическими и умственными недостатками вначале было сосредоточено на лицах с явными, выраженными, грубыми отклонениями. Среди таких людей, прежде всего, выделялись группы людей с нарушениями зрения и слуха (незрячие и неслышащие), затем группа так называемых «слабоумных», которые в настоящее время называются лицами с интеллектуальной недостаточностью. После периода длительного изучения и практики обучения слабоумных людей и людей с недостатками зрения и слуха, внимание исследователей было обращено и на другие категории людей с физическими и умственными недостатками. В поле зрения ученых попадали также и лица с различными психическими расстройствами, которых называли душевнобольными, или помешанными. И если на первых этапах к этим людям относили и слабоумных, то в дальнейшем стали различать две группы больных – слабоумных и душевнобольных.
Первая классификация отклонений принадлежит французскому психиатру Филиппу Пинелю (1745–1826), в которой тупоумие и идиотия стали рассматриваться как две особые формы психозов. Он рассматривал идиотию как психическое заболевание, при котором наблюдается остановка в развитии интеллектуальных или аффективных способностей. Идиотия – одна из своеобразных форм безумия (аменция). Различается 4 вида идиотии по степени их тяжести: состояние, близкое к животному; состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности; глупость – состояние, при котором имеются в какой-то степени разум и речь; имбецилизм – состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума.
Ученик Пинеля Жан-Этьен-Доминик Эскироль (1772–1840) впервые четко разграничил врожденное и приобретенное слабоумие. Он разработал многоплановые классификации слабоумия, положив в их основу разные критерии. Среди людей, страдающих слабоумием, стали различать субъектов с разными возможностями. Умственная отсталость впервые была определена как стойкое состояние, отличное от психических заболеваний, сопровождающееся интеллектуальной недостаточностью.
В конце XVIII–началеXIXвеков среди врачей, педагогов и общественных деятелей разворачивается дискуссия о возможностях обучения детей с умственными ограничениями. Большинство специалистов высказывали большие сомнения в возможности обучения слабоумных детей. Многие даже не пытались этим заниматься, считая такую идею утопической. Но еще великий педагог Ян Амос Коменский (1592–1670) считал, что можно обучать всех детей с отклонениями. Он полагал, что из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме не человека.
Впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных детей была доказана известным французским психиатром Жаном Итаром на рубеже XVIIIиXIXвеков. Он предпринял попытку обучить мальчика Виктора, найденного им в лесу под городом Авейроном. Это был совершенно одичавший ребенок в возрасте 11–12 лет. Он находился в постоянном движении, кусался и царапался, у него не было обнаружено никаких проявлений умственных способностей. Французская академия наук поручила Жану Итару заниматься с мальчиком. Итар не сделал Виктора нормально развивающимся ребенком, однако он убедил окружающих в том, что даже самые глубокие слабоумные небезнадежны и способны к совершенствованию.
Французский психиатр Эдуард Сеген, работавший во второй половине XIXвека, уделял большое внимание изучению психологических особенностей умственно отсталых детей. Он обратил внимание на проявления у них недостаточности волевой сферы и считал, что это является ведущим психологическим дефектом при умственной отсталости, определяющим остальные недостатки. Он придавал особое значение развитию органов чувств у людей с ограниченными умственными способностями, подчеркивал, что путь развития умственно отсталых детей лежит через сотрудничество, через социальную помощь другого человека.
В конце XIXвека внимание ученых и практиков было сосредоточено не столько на детях с тяжелыми формами умственной отсталости, симптомы которой были очевидны. В связи с развитием промышленного производства и системы образования стали обращать внимание на лиц с легкими формами умственной отсталости, чье отставание в развитии обнаруживается лишь в процессе обучения или в процессе производительного труда. Поэтому главным объектом изучения становятся дети с легкими формами умственной отсталости. Научные исследования были направлены на разработку критериев и классификаций умственно отсталых детей по актуальному состоянию и перспективам их развития. Эти данные были необходимы для решения вопросов об открытии специализированных учреждений для разных категорий детей.
Представители медицинских кругов основные усилия сосредоточивали на клиническом изучении умственной отсталости, на поисках ее причин, на раскрытии материальных причин аномалии в развитии. Слабоумие начали рассматривать как состояние атипического развития в результате действия различных вредностей на организм ребенка в разные сроки его развития (Э. Крепелин, С.С. Корсаков. В.П. Сербский, Г.И. Россолимо, Г.Я. Трошин). Этими и многими другими авторами разрабатывались разнообразные подробные классификации умственной отсталости, которые основывались на разных критериях. Эта ситуация не удовлетворяла исследователей, которые не могли систематизировать полученные разнородные данные.
Представители тестологии (А. Бине, Т. Симон) реализовали в своих работах психометрический подход к оценке умственного развития. Психометрия – это измерение интеллектуальных и других способностей ребенка с помощью метода тестов. В тестологии сущность умственной отсталости понималась как преимущественно количественное отставание развития ребенка от нормально развивающегося сверстника. Поэтому основной задачей исследований была разработка методов диагностики для разграничения нормально развивающихся детей от умственно отсталых детей. Работы этих ученых были началом разработки методов диагностики умственной отсталости, а также разработки тестов для измерения уровня интеллектуального развития нормально развивающихся детей. Выделение из общей массы детей с умственной отсталостью двух групп – с тяжелыми и с легкими нарушениями – продемонстрировало осознание учеными необходимости дифференцированного подхода к разным категориям детей.
Психологические данные о незрячих и неслышащих людях появляются впервые также в работах врачей и педагогов. Первые упоминания о детях и взрослых с недостатками зрения и слуха содержались в работах крупнейшего французского тифлопедагога В. Гаюи, создателя первых учреждений для слепых во Франции и в России, в работах французского сурдопедагога Ш.М. Делепе, появившихся еще в конце XVIIIвека. В России в работах сурдопедагогов В.И. Флери, А.Ф. Остроградской, Ф.А. Рау содержится немало тонких наблюдений и описаний психологических особенностей людей с нарушениями слуха. Сурдопедагог Н.М. Лаговский создал одну из первых классификаций людей, имеющих нарушения слуха, он также отмечал большую роль зрительного восприятия в компенсации нарушений психического развития при глухоте. Но специальные психологические исследования этих категорий детей и взрослых отсутствуют вплоть до началаXXвека, когда появляются собственно психологические исследования (А.А. Крогиус, А.М. Щербина, В.Г. Короленко, Е. Келер, К. Бюрклен, А.Н. Поросятников).
По данным В.М. Сорокина уже «в начале XX столетия в специальной психологии наблюдается активная внутренняя дифференциация. Первоначально, в соответствии со сложившейся системой обучения и воспитания аномальных детей, начинают складываться такие ее отрасли, как сурдопсихология, тифлопсихология и олигофренопсихология» [9, с. 73].
С конца 60-х годов ХХ века внимание ученых привлекла группа детей, которые испытывали устойчивые трудности в обучении. Эти дети, не имевшие стойких выраженных умственных нарушений, были названы детьми с задержкой психического развития. Начала формироваться новая ветвь специальной психологии – психология детей с задержкой психического развития. Большой интерес исследователей вызывает также группа детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. В середине ХХ века, отталкиваясь от работ Л. Каннера и Г. Аспергера, а в нашей стране в 70-е годы ХХ века, были начаты обширные исследования еще одной группы детей – с детским аутизмом (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская).
Но до сих пор в специальной психологии разные области исследований представлены неравномерно. До последнего времени специальная психология, как отмечает В.И. Лубовский [10], остается в основном психологией школьниковс психическими и физическими недостатками, а объем психологических знаний о взрослых людях и о детях дошкольного возраста весьма невелик. Ранние периоды развития и отклонения в развитии ребенка в раннем онтогенезе представлены только в единичных работах. Также мало исследованы и особенности психики при тяжелых и глубоких степенях нарушений в развитии.
Обращаясь к истории изучения детей с особенностями психофизического развития, мы получаем много информации, которая остается ценной и в наше время. Мы видим также, что исследования в этой области всегда имели как теоретическое, так и в большей степени практическое значение. Эти исследования были в конечном итоге направлены на разработку системы оказания специальной помощи лицам, которые живут в обществе, но которые не могут по своим возможностям включаться наравне со всеми в социальную жизнь и обеспечивать собственную жизнедеятельность.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий