logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)

Термин «дизонтогения» впервые употребил Швальбе в 1927 г., обозначая с его помощью отклонения внутриутробногоформирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В специальной психологии термин «дизонтогенез» начали использовать с прилагательным «психический», обозначая тем самым нарушения психического развития, отклонения развития от его нормального хода. Идеи нарушений развития ребенка в работах отечественных психологов, психиатров, дефектологов получили свое преломление в понятии психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский и др.).

При изучении отклоняющегося развития необходимо выяснить, почему существуют такие дети, почему они появляются на свет или почему они становятся такими? Другими словами, необходимо понять причины психического дизонтогенеза, причины существования детей с особенностями психофизического развития.

Этиология обозначает комплекс причин и условий, вызывающих какое-либо расстройство или заболевание, следовательно, этиология психического дизонтогенеза – это комплекс причин и условий, приводящих к отклоняющемуся развитию.

Все причины отклоняющегося развития можно классифицировать на несколько групп, вначале представим это в виде следующей схемы и далее рассмотрим подробно все указанные группы факторов.