9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
К слабослышащим относятся дети с тугоухостью 1-й и 2-й степеней при достаточно большом диапазоне различения звуков по высоте. Главной отличительной особенностей слабослышащих детей является их способность самостоятельно усваивать устную речь, хотя и в разной степени успешности. Наличие у них способности слышать звуки речи позволяет им усваивать и импрессивную, и экспрессивную речь. Известный советский сурдопедагог Р.М. Боскис [2] предложила выделить слабослышащих детей в особую группу с точки зрения осуществления к ним особого психолого-педагогического подхода, организации их дифференцированного обучения и воспитания. Для их обучения были разработаны программы обучения дошкольников и школьников в специальных дошкольных учреждениях и школах.
Слабослышащие дети с тугоухостью 1-й степени долгое время не распознаются окружающими как дети с проблемами слуха. В бытовых повседневных ситуациях их сохранного слуха вполне достаточно, чтобы заниматься обычными видами деятельности, вступать в общение с окружающими. Их собственной речи, которой они пользуются в повседневной жизни, также достаточно, чтобы она выступала в качестве средства общения. Однако основные проблемы слабослышащих детей возникают, когда они приступают к систематическому школьному обучению. К речи детей в целом начинают предъявляться повышенные требования, причем учебная деятельность предъявляет высокие требования ко всем сторонам речи (фонетической, лексической, грамматической).
Фонетическая сторонаречи– овладение звуковыми средствами языка, которое опирается на речевой слух. Это общая способность воспринимать фонологические средства языка, такие как интонация, сила голоса, темп, тембр речи; это умение различать на слух и адекватно воспроизводить звуковые единицы родного языка.
Лексическая сторонаречи– умение использовать словарный запас, овладение словарным составом родного языка; необходимее условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи.
Грамматическая сторонаречи– это система морфологических средств оформления грамматических категорий, типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, построения фраз и предложений.
У слабослышащих детей наблюдаются следующие недостатки речи (Р.М.Боскис):
1) недостатки звукопроизношениявызваны снижением способности восприятия звуков речи на слух, с отсутствием у них умения коррекции собственного неправильного звукопроизношения;
2) ограниченный словарный запас– наиболее успешно дети запоминают названия предметов из бытового окружения, то есть людей, животных, предметов мебели, посуды, еды; значительно труднее они овладевают названиями действий, качеств, отдельных признаков и свойств предметов и явлений;
3) недостаточное усвоение звукового состава словапроявляется в неточностях произношения и в ошибочном написании слов: дети плохо воспринимают на слух звуки речи, находящиеся без ударения и произносимые с пониженной громкостью части слов и отдельные слова, ребенок не может выделить каждый звук в слове и последовательность их произнесения и написания;
4) неточное понимание и неправильное употребление слов– дети не различают слова, имеющие сходное произношение, не воспринимают приставки, суффиксы, поэтому разные слова им кажутся одинаковыми (пример:петушок ипутешествиевоспринимают как одно и то же слово на основе сходного звучания некоторых звуков);
5) недостатки грамматического строя речи– неправильное построение предложения и неправильное согласование слов внутри предложения. Для слабослышащих детей характерен низкий словарный запас и неточное понимание значений слов, поэтому они не могут правильно согласовывать слова в предложении, так как для этого необходимо понимать точное значение каждого слова и отличать одно слово от другого; дети с трудом усваивают многозначность слов, слова с суффиксами и приставками, обобщенные слова;
6) ограниченное понимание устной речи – дети плохо воспринимают слова, недослышивают звуки в конце слов, предлоги и союзы, что приводит к неправильному пониманию смысла всего предложения, а затем и целого текста;
7) ограниченное понимание читаемого текста– дети затрудняются в узнавании прочитанных слов из-за того, что неясно представляют себе звуковой состав слова, не узнают слова из-за отсутствия ударения в тексте.
۞Иллюстрации
Примеры из письменных работ слабослышащих школьников (описание сюжетных картинок). Шура тержит корзинка. Одна девочка уронила всу корзинку. По березу ползет тадел. В дубле сидит белка и крызет орехи. А теперь девочка за плагала. Они учусвтя в школе. Вова из школы итит домой. Вова испукался волки он пыстро салезал на дереву. Просил он книги, палки и шапку. Вдруг идет тихо два дяди (излагается по [3]).
Примеры собственных речевых высказываний слабослышащих детей.Мальчик поймал белка. Мальчик держит лиса. Гуси поймали платья зарвать. Мальчик лови рыба и положи ведро. Девочка погони гуси. Девочка сказала не плачет (излагается по [3]).
В результате отклонений в развитии понимания речи и собственной речи слабослышащие дети испытывают серьезные трудности в школьном обучении: им нелегко дается понимание объяснений учителя и текстов учебника, освоение чтения и письма, самостоятельное письмо под диктовку.
Развитие у слабослышащих детей наглядных форм мышления происходит на первых этапах достаточно успешно, особенно при сравнении со словесно-логическим мышлением. Однако по мере усложнения задач, которые приходится решать ребенку, он начинает испытывать серьезные трудности. Для решения сложных наглядных задач требуется производить развернутый анализ всех признаков и сравнивать их между собой, а такая мыслительная деятельность успешнее осуществляется, если в нее включается внутренняя речь. Так, дети по словесному описанию расположения предметов мебели в комнате не могут представить себе отношения между предметами в пространстве и поэтому не могут пересказать такой текст и даже изобразить это на бумаге.
Описанные особенности развития слабослышащих детей показывают, что эти дети должны обучаться в специально созданных условиях, направленных на развитие всех сторон их речи. Как отмечает Т.В. Розанова, опыт обучения слабослышащих детей в школе показывает, что «если у слабослышащих детей, начиная с младшего школьного возраста, в условиях специального обучения осуществляется всестороннее развитие словесной речи и всех познавательных процессов в единстве, то постепенно к среднему или к старшему школьному возрасту их психическое развитие приближается к нормальному» [16, с. 182].
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий