logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей

К слабослышащим относятся дети с тугоухостью 1-й и 2-й степеней при достаточно большом диапазоне различения звуков по высоте. Главной отличительной особенностей слабослышащих детей является их способность самостоятельно усваивать устную речь, хотя и в разной степени успешности. Наличие у них способности слышать звуки речи позволяет им усваивать и импрессивную, и экспрессивную речь. Известный советский сурдопедагог Р.М. Боскис [2] предложила выделить слабослышащих детей в особую группу с точки зрения осуществления к ним особого психолого-педагогического подхода, организации их дифференцированного обучения и воспитания. Для их обучения были разработаны программы обучения дошкольников и школьников в специальных дошкольных учреждениях и школах.

Слабослышащие дети с тугоухостью 1-й степени долгое время не распознаются окружающими как дети с проблемами слуха. В бытовых повседневных ситуациях их сохранного слуха вполне достаточно, чтобы заниматься обычными видами деятельности, вступать в общение с окружающими. Их собственной речи, которой они пользуются в повседневной жизни, также достаточно, чтобы она выступала в качестве средства общения. Однако основные проблемы слабослышащих детей возникают, когда они приступают к систематическому школьному обучению. К речи детей в целом начинают предъявляться повышенные требования, причем учебная деятельность предъявляет высокие требования ко всем сторонам речи (фонетической, лексической, грамматической).

Фонетическая сторонаречи– овладение звуковыми средствами языка, которое опирается на речевой слух. Это общая способность воспринимать фонологические средства языка, такие как интонация, сила голоса, темп, тембр речи; это умение различать на слух и адекватно воспроизводить звуковые единицы родного языка.

Лексическая сторонаречи– умение использовать словарный запас, овладение словарным составом родного языка; необходимее условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи.

Грамматическая сторонаречи– это система морфологических средств оформления грамматических категорий, типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, построения фраз и предложений.

У слабослышащих детей наблюдаются следующие недостатки речи (Р.М.Боскис):

1) недостатки звукопроизношениявызваны снижением способности восприятия звуков речи на слух, с отсутствием у них умения коррекции собственного неправильного звукопроизношения;

2) ограниченный словарный запас– наиболее успешно дети запоминают названия предметов из бытового окружения, то есть людей, животных, предметов мебели, посуды, еды; значительно труднее они овладевают названиями действий, качеств, отдельных признаков и свойств предметов и явлений;

3) недостаточное усвоение звукового состава словапроявляется в неточностях произношения и в ошибочном написании слов: дети плохо воспринимают на слух звуки речи, находящиеся без ударения и произносимые с пониженной громкостью части слов и отдельные слова, ребенок не может выделить каждый звук в слове и последовательность их произнесения и написания;

4) неточное понимание и неправильное употребление слов– дети не различают слова, имеющие сходное произношение, не воспринимают приставки, суффиксы, поэтому разные слова им кажутся одинаковыми (пример:петушок ипутешествиевоспринимают как одно и то же слово на основе сходного звучания некоторых звуков);

5) недостатки грамматического строя речи– неправильное построение предложения и неправильное согласование слов внутри предложения. Для слабослышащих детей характерен низкий словарный запас и неточное понимание значений слов, поэтому они не могут правильно согласовывать слова в предложении, так как для этого необходимо понимать точное значение каждого слова и отличать одно слово от другого; дети с трудом усваивают многозначность слов, слова с суффиксами и приставками, обобщенные слова;

6) ограниченное понимание устной речи – дети плохо воспринимают слова, недослышивают звуки в конце слов, предлоги и союзы, что приводит к неправильному пониманию смысла всего предложения, а затем и целого текста;

7) ограниченное понимание читаемого текста– дети затрудняются в узнавании прочитанных слов из-за того, что неясно представляют себе звуковой состав слова, не узнают слова из-за отсутствия ударения в тексте.

۞Иллюстрации

Примеры из письменных работ слабослышащих школьников (описание сюжетных картинок). Шура тержит корзинка. Одна девочка уронила всу корзинку. По березу ползет тадел. В дубле сидит белка и крызет орехи. А теперь девочка за плагала. Они учусвтя в школе. Вова из школы итит домой. Вова испукался волки он пыстро салезал на дереву. Просил он книги, палки и шапку. Вдруг идет тихо два дяди (излагается по [3]).

Примеры собственных речевых высказываний слабослышащих детей.Мальчик поймал белка. Мальчик держит лиса. Гуси поймали платья зарвать. Мальчик лови рыба и положи ведро. Девочка погони гуси. Девочка сказала не плачет (излагается по [3]).

В результате отклонений в развитии понимания речи и собственной речи слабослышащие дети испытывают серьезные трудности в школьном обучении: им нелегко дается понимание объяснений учителя и текстов учебника, освоение чтения и письма, самостоятельное письмо под диктовку.

Развитие у слабослышащих детей наглядных форм мышления происходит на первых этапах достаточно успешно, особенно при сравнении со словесно-логическим мышлением. Однако по мере усложнения задач, которые приходится решать ребенку, он начинает испытывать серьезные трудности. Для решения сложных наглядных задач требуется производить развернутый анализ всех признаков и сравнивать их между собой, а такая мыслительная деятельность успешнее осуществляется, если в нее включается внутренняя речь. Так, дети по словесному описанию расположения предметов мебели в комнате не могут представить себе отношения между предметами в пространстве и поэтому не могут пересказать такой текст и даже изобразить это на бумаге.

Описанные особенности развития слабослышащих детей показывают, что эти дети должны обучаться в специально созданных условиях, направленных на развитие всех сторон их речи. Как отмечает Т.В. Розанова, опыт обучения слабослышащих детей в школе показывает, что «если у слабослышащих детей, начиная с младшего школьного возраста, в условиях специального обучения осуществляется всестороннее развитие словесной речи и всех познавательных процессов в единстве, то постепенно к среднему или к старшему школьному возрасту их психическое развитие приближается к нормальному» [16, с. 182].