9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
Развитие личности детей с нарушением слуха осуществляется в условиях, которые не совсем благоприятны для этого процесса. Снижение способности к словесной коммуникации ограничивает круг общения детей, уменьшает возможности накопления социального опыта. Отставание в речевом развитии снижает возможности познания другого человека, сравнения себя с другими, вследствие этого страдает сфера самосознания. Серьезным фактором, тормозящим развитие личности и/или приводящим к ее патологическим вариантам формирования, является восприятие людьми с сохранным слухом неслышащих детей и отношение к ним. Отношение как к изгоям, «неполноценным», навешивание ярлыков, изоляция неслышащих людей не могут не сказываться негативно на формировании личности детей с нарушением слуха. Знание факторов, негативно влияющих на формирование личности, помогает при определении задач и содержания коррекционно-развивающей работы и воспитания детей с нарушением слуха.
В специальных исследованиях изучались проблемы эмоционального развития неслышащих детей (В. Петшак), понимание неслышащими детьми отношений и поступков героев литературных персонажей (Т.А. Григорьева, М.М. Нудельман), особенности самосознания и самооценки у неслышащих детей (Е.И. Исенина, В.Г. Петрова, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская) [17].
На эмоциональное развитие неслышащих детей благоприятное влияние оказывают такие факторы, как внимание к выразительной стороне эмоций, использование мимики, выразительных движений и жестов в процессе общения, овладение детьми разными видами деятельности и общения. Однако нарушение речевого общения создает трудности в усвоении опыта социальных отношений, неслышащим детям недоступно восприятие выразительной стороны музыки и интонационной стороны речи. Недостаточное владение речью, позднее знакомство с литературными произведениями негативно сказывается на понимании внутренних состояний другого человека, обедняет содержание эмоциональных переживаний, не способствует формированию эмпатии.
Дети с нарушением слуха, несмотря на имеющиеся трудности, имеют определенные достижения в сфере эмоционального развития. Неслышащим школьникам на рубеже младшего школьного и подросткового возрастов вполне доступно понимание эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках. Вместе с тем у многих неслышащих детей еще невелик объем знаний о сходных эмоциональных состояниях, их оттенках, а также недостаточно развиты высшие социальные чувства. Владение жестовой речью положительно сказывается на понимании эмоциональных состояний других людей, на овладении словесными способами описания эмоциональных состояний. Неслышащие дети довольно поздно знакомятся с многообразием чувств человека, что имеет неблагоприятные последствия. Например, для них характерны трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, характера отношений между персонажами. Все это обедняет мир эмоциональных переживаний школьников, создает трудности понимания эмоциональных состояний других людей, упрощает межличностные отношения (В. Петшак).
На протяжении школьного возраста у неслышащих детей расширяется и углубляется отношение к другим людям, складывается отношение к себе и своей недостаточности (нарушению слуха), отмечаются серьезные изменения в развитии эмоциональной сферы неслышащих детей. Достижения детей в развитии эмоциональной сферы таковы: они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют вызвавшие их причины. Это происходит благодаря развитию познавательной сферы детей, развитию их речи, что позволяет обогатить жизненный опыт детей и способствовать его осмыслению.
На развитие самосознания неслышащих детей серьезное негативное влияние оказывает их ограниченный опыт общения с другими людьми и недоразвитие речи. По данным Е.И. Исениной, уже в раннем возрасте отмечается отставание в развитии самосознания: только некоторые дети указывают на себя в возрасте до полутора лет, что в этом возрасте делают уже все дети с сохранным слухом.
Особенности самооценки школьников с нарушением слуха изучались В.Г. Петровой. О несформированности самооценки у испытуемых свидетельствует отсутствие у них сомнений и колебаний при оценке себя как хорошего друга и высокие оценки, которые они дают себе. Дети перечисляют свои многочисленные положительные качества и охотно говорят о своих успехах в учебе, не указывая на недостатки. Только к старшему школьному возрасту у неслышащих детей обнаруживается умение критически оценить себя и сравнить свои поступки с поступками других людей. Оценка себя у глухих подростков недостаточно критична, ситуативна. Переход от общей самооценки к конкретной, дифференцированной самооценке происходит у них на два-три года позже, чем у слышащих детей.
Представления неслышащего человека о самом себе менее точные, чем у слышащего: у них наблюдаются преувеличенные представления о своих возможностях, об оценке их другими людьми. Неслышащие дети отличаются меньшей социальной зрелостью по сравнению с их слышащими сверстниками. У неслышащих детей заметно чаще наблюдаются эмоциональные и поведенческие нарушения, различные невротические реакции. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничениям социальных контактов, что часто вызывает состояние фрустрации у детей. Невозможность сообщить планы на будущее, описать события внутренней жизни, обсудить возникающие проблемы приводит к замыканию в себе, к трудностям социальных взаимодействий.
У неслышащих детей существует больше проблем адаптации к окружающему миру, чем у слышащих. Это приводит к появлению у них таких личностных черт как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, меньшее стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость. В исследованиях Е. Ливайна обнаружена зависимость личностных качеств от уровня развития словесной речи. Группа неслышащих с высоким уровнем развития словесной речи по личностным особенностям не отличается от слышащих, а в группе неслышащих со средним уровнем развития словесной речи выявлены разные типы психологической слабости, связанные с трудностями в общении. В группе с низким уровнем развития словесной речи проявлялись выраженные особенности, такие как ригидность, чувство отличия от других людей, чувство неполноценности [1].
Таким образом, личность неслышащего человека характеризуется определенным своеобразием, которое объясняется как общими характеристиками развития человека в условиях слуховой депривации, так и особенностями отношений ее с окружающим слышащим социальным миром.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий