logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии

При характеристике психического развития одним из основных понятий является понятие возраста. В психологии развития рассматриваются хронологический, биологический и психологический возраст. Хронологический (или паспортный) возраст обозначает количество лет, месяцев, дней, которые прожил ребенок безотносительно к достигнутому им уровню развития. Биологический возраст обозначает уровень развития организма ребенка в целом и его отдельных систем. Биологический возраст может отличаться от хронологического возраста, то есть организм ребенка и его отдельные системы могут быть развиты на большем или на меньшем уровне, чем это характерно для детей данного хронологического возраста.

Психологический возрастобозначает уровень психического развития ребенка. Психологический возраст может не совпадать как с хронологическим, так и с биологическим возрастом. Психологический возраст детей с умственными и физическими ограничениями в большинстве случаев ниже, чем их хронологический возраст. В очень редких случаях (например, при особой форме аутизма) дети показывают уровень развития интеллекта выше возрастных норм. Целесообразно в этой связи говорить о психологическом возрасте отдельных психических функций у особых детей. Разные психические функции у одного ребенка могут иметь разный уровень развития. Например, при детском церебральном параличе в некоторых случаях речевые функции и словесно-логическое мышление у ребенка 10 лет могут быть почти в пределах возрастной нормы, а ручные движения, пространственная ориентировка и наглядные виды мышления могут быть развиты на уровне 5–6 лет.

Возрастная периодизацияпри отклоняющемся психическом развитии также имеет свои существенные особенности.Во-первых, увеличивается продолжительность детства в целом, а в тяжелых случаях детство практически не завершается, и ребенок так и остается ребенком даже будучи по возрасту взрослым. Такой человек не в состоянии самостоятельно обслуживать себя, ориентироваться в окружающем, заниматься трудом, он постоянно нуждается в опеке, он больше зависим от социального окружения. В других случаях дети не проходят этапа школьного обучения, оставаясь на уровне дошкольного детства. В самых легких случаях дети начинают взрослую жизнь значительно позже, чем их здоровые сверстники.

Во-вторых, возрастные периоды нормального и отклоняющегося развития совпадают только номинально. Например, если говорят о ребенке дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, то это обозначает лишь то, что хронологический возраст данного ребенка соответствует дошкольному возрасту (до 6–7 лет), по уровню же психического развития ребенок не соответствует ему. Продолжительность отдельных возрастных периодов также увеличивается, поэтому с возрастом степень несоответствия хронологического и психологического возрастов также возрастает.

В процессе нормального развития дети переживают возрастные кризисы, или кризисные периоды развития, и эти периоды у всех детей наступают примерно в одно и то же время. При отклоняющемся развитии дети также проходят периоды кризисов, однако сроки их прохождения индивидуальны и зависят от уровня психического развития ребенка. Например, у наблюдаемого нами ребенка в возрасте 6 лет с интеллектуальной недостаточностью отмечались все симптомы кризиса трех лет, а через полгода эти симптомы исчезли. Существование индивидуальной продолжительности возрастных периодов и индивидуальных сроков кризисов психического развития показывает, что отклоняющееся развитие подчиняется общим закономерностям психического развития, хотя и имеет свою специфику.