15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
۞ Иллюстрации
«Семьи с детьми-инвалидами традиционно принято относить к бедным и маргинальным. «Инаковость» проблем, связанных с инвалидностью, вынужденный уход за детьми с ограниченными возможностями, бедность, изменение жизненных стратегий и отсутствие перспектив являются некой догмой, которая существует на уровне обыденного сознания, поддерживается в поле научного обсуждения и постулируется на уровне социальной политики государства. Дефицит научных исследований в этой области порождает многочисленные стереотипы, способствуя еще большей изоляции семей этого типа и отсутствию интереса к их проблемам. Например, хорошо известны «факты» преобладания среди них неполных семей или распространения среди родителей детей-инвалидов таких социальных аномалий, как алкоголизм.
Данные нашего исследования опровергают эти стереотипы. Социально-демографические характеристики семей с детьми-инвалидами отражают общую картину трансформации семей и супружеских отношений в стране. Демографическая типология семей с детьми-инвалидами, согласно данным исследования, представлена двумя основными группами: супружескими парами (69 %) и неполными семьями (31 %), в большинстве своем простыми или нуклеарными (73 %). Таким образом, проблема воспитания детей с ограниченными возможностями чаще всего переносится в границы полной нуклеарной семьи.
Согласно широко распространенному мнению семьи с детьми-инвалидами чаще всего распадаются из-за инвалидности детей. Однако полученные данные показывают, что инвалидность ребенка послужила причиной распада только 4,5 % семей. В большинстве же случаев появление детей-инвалидов не влияет на ухудшение отношений между супругами (77 %). Есть даже семьи, в которых родители отмечают улучшение отношений – 8%. Тем не менее, нельзя отрицать факт, что отношения ухудшились в 10 % семей» (Е.В. Кулагина[6]).
История оказания психологической помощи семье, имеющей особого ребенка, начиналась с убеждения специалистов в том, что такая семья – неполноценная семья. Специалисты видели, прежде всего, негативные явления, такие как игнорирование проблемы существования особого ребенка, ошибки воспитания, хроническая печаль, агрессия по отношению к окружающим, социальная изоляция семьи и т.п. До сих пор исследователи еще не отошли от негативного образа семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Однако все более популярным становится взгляд на семью, имеющую ребенка с особенностями психофизического развития как обладающую значительными внутренними ресурсами.
В семейной психологии (Э.Г. Эйдемиллер [23]) семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, относится к дисгармоничному типу, так как считается, что она не может выполнить все функции, особенно функцию гармоничного развития членов семьи. Появление такого ребенка вносит изменения в 4 основные подсистемы в семье: супружескую, родительскую, сиблинговую и экстрасемейную. В семье, имеющей особого ребенка, наблюдается увеличение нервно-психической и физической нагрузки, изменение ее распределения между членами семьи, нарастание неудовлетворенности семейной жизнью, снижение социального статуса семьи в целом и ее отдельных членов.
В исследовании В.В. Ткачевой [18] изучались психологические особенности матерей, имеющих детей с отклонениями в развитии. Были выделены три группы матерей: невротичный тип, авторитарный тип, психосоматический тип, для которых были свойственны специфические индивидуально-типологические характеристики.
Для матери невротичного типа характерны следующие особенности:
- пассивная личностная позиция;
- оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые его недостатки вторичны и являются результатом личностной несостоятельности самой матери;
- стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами;
- проявление слабости или инертности при реализации поставленной цели;
- постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо, что, в свою очередь, передается ребенку и может явиться причиной формирования у него невротических черт характера.
Полярные характеристики имеют матери авторитарного типа:
- активная жизненная позиция, стремление руководствоваться собственными убеждениями вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для ребенка;
- неумение сдерживать свой гнев и раздражение, отсутствие контроля над импульсивностью собственных поступков, склонность к участию в ссорах и скандалах; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;
- неравномерный характер применения воспитательных мер, довольно частое использование жестких мер наказания.
У матерей психосоматического типа проявляются черты как первой, так и второй групп. Им свойственны более частые смены полярных настроений (безудержная радость или глубокая депрессия, вызванные незначительным поводом).
Материнская позиция относительно ребенка с детским церебральным параличом изучалась О.Л. Романовой [13], которая подчеркивает, что знание особенностей материнской позиции необходимо для оказания психологической помощи матери при решении ею проблем лечения, обучения, воспитания ребенка, для управления собственными эмоциональными состояниями. Установлено, что представления матерей о структуре дефекта ребенка изменяются по мере его развития. Если нарушения движений становятся для матери очевидными в возрасте одного года, то несостоятельность в познавательной деятельности отчетливо осознается только с предъявлением учебных требований к его интеллектуальному развитию. Представления матерей о последствиях заболевания для ребенка также значительно различаются в зависимости от его возраста (то есть от стажа заболевания). Представления о непосредственных последствиях заболевания у ребенка раннего возраста связываются в сознании матерей с двигательными и познавательными нарушениями, а в будущем – с нарушениями поведения. Матери, имеющие детей дошкольного возраста, отдают себе отчет в наличии у них нарушений в двигательной, познавательной и личностной сферах, в то же время треть матерей надеются на благополучное будущее своего ребенка. Для матерей, которые имеют детей школьного возраста, характерны преувеличенные представления об ограничениях ребенка как в настоящем, так и в будущем, так как матери не видят перспектив для своих детей. Выявленные особенности представлений отражают осознание матерью различных видов нарушений у ребенка и страх за его будущее: чем отчетливее и полнее представления матери о дефекте у ребенка, тем пессимистичнее смотрит мать на его настоящее и будущее.
У женщин, имеющих ребенка с детским церебральным параличом, по мере его взросления происходит изменение когнитивной и эмоциональной составляющих материнской позиции. Если в первые три года жизни ребенка материнская позиция представляет собой принятие (за счет защитного переживания дефекта и неполного представления о нем), то с течением времени она перестраивается в сторону отвержения. Такая спонтанная материнская позиция, которая не строится на понимании психофизических особенностей ребенка, приводит к неправильным формам обучения и воспитания ребенка, поэтому она требует психологической коррекции.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности неслышащих младших школьников изучалось Т.Г. Богдановой и Н.В. Мазуровой [12]. Установлено, что в семьях неслышащих детей, имеющих неслышащих родителей, устанавливаются межличностные отношения, близкие к тем, которые наблюдаются в семьях слышащих; а самые неблагоприятные отношения наблюдаются в семьях, имеющих в своем составе неслышащего ребенка и слышащих родителей. Многие испытуемые-дети отчетливо выражали свою любовь к матери, привязанность, говорили о желании быть рядом с ней, проводить с ней время. В то же время неслышащие школьники, имеющие слышащих родителей, выражали свою симпатию к матери в меньшей степени. Неслышащие дети слышащих родителей демонстрируют заметно чаще положительные отношения к сиблингам, чем к своим родителям. Таким образом, взаимоотношения ребенка с нарушенным слухом с родителями, родительская позиция по отношению к нему оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка.
Особенности материнского отношения к ребенку с умственной отсталостью изучались в исследовании О.Б. Чаровой и Е.А. Савиной [20]. Ими установлено, что отношение матери к ребенку, имеющему интеллектуальные нарушения, является противоречивым. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью эмоционально отвергается матерью, он воспринимается как инфантильный, личностно и социально несостоятельный, неприспособленный и неумелый. Такое отношение матери нередко выливается в раздражение, нетерпимость, унижение достоинства ребенка. Однако часть матерей стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: они излишне опекают его, ограждают от любых трудностей, испытывая за него большую тревогу. Другими словами, с одной стороны, мать проявляет мягкость, терпение, направленность на ребенка, с другой – раздражение, безучастность, равнодушие. Матери воспринимают своего ребенка как пассивного, больного, страдающего, обиженного, возбудимого. Типичными реакциями на поведение ребенка с умственной отсталостью являются жалость к нему, стремление опекать, контролировать. В то же время у матерей проявляется желание наказать ребенка, игнорировать его, он часто вызывает у матери раздражение и неприязнь. Такая позиция матери описывается как недостаточно эмпатийная.
Таким образом, в описанных и многих других исследованиях [12] было установлено, что отношение к ребенку с отклонениями в развитии в семье не всегда является благоприятным. В ряде случаев материнская позиция относительно ребенка, имеющего умственные и физические недостатки, негативно влияет на его развитие, на формирование его личности, и поэтому она нуждается в психологической коррекции. Однако прежде чем рассмотреть возможности оказания психологической помощи семье, необходимо понять, как функционирует семья, в которой появился ребенок с отклонениями в развитии.
В любой семье, ожидая появления ребенка, будущие родители представляют себе, как он будет расти, на кого он будет похож, когда и какие скажет первые слова, когда начнет делать свои первые шаги, какие у него появятся друзья, какие у него будут интересы и многое другое. Родители готовятся к изменениям, которые произойдут в семье после рождения малыша: маме придется на какое-то время оставить работу, возможно, родители планируют по-другому проводить свободное время, задумываются о том, кто будет помогать им ухаживать за малышом. Если мама до рождения ребенка была увлечена своей работой и уделяла ей много времени, то она думает о том, когда сможет выйти на работу, скорее всего, она уже обсуждала вместе со своим руководством этот вопрос. Родители ожидали, что рождение ребенка станет одним из самых ярких событий их жизни, а вместо этого оно оказалось событием тяжелым и невыносимым.
Женщина, ожидающая ребенка, практически никогда не ставит под сомнение то, что она будет матерью полноценного, здорового ребенка. Себя она представляет в качестве любящей мамы, обеспечивающей полноценное развитие ребенка, а детей – как полностью соответствующих воображаемым образам, причем образ будущего ребенка насыщен только положительными эмоциями и качествами. В воображении женщины возникает образ «Ребенок моей мечты», который она в дальнейшем будет накладывать на родившегося ребенка.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий