2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
При изоляции особых людей окружающие не могут выработать своего отношения к ним, складывается искаженное отношение из-за отсутствия общения с человеком или его крайней ограниченности. Особое отношение возникает за счет стереотиповобыденного сознания, которые актуализируются при восприятии незнакомых явлений, к которым для большинства людей относится и человек с умственными и физическими недостатками.
Восприятие человека человеком, или межличностная перцепция, имеет свои законы функционирования. Выделены и описаны различные источники восприятия одного человека другим, в том числе эти законы распространяются на восприятие здоровым человеком человека с ограниченными возможностями:
восприятие другого человека через идентификацию (отождествление) его с самим собой;
восприятие другого человека по аналогии с тем, как его воспринимают другие люди;
восприятие другого человека через восприятие результатов его деятельности;
непосредственное восприятие внешнего облика другого человека и сравнение его с другими людьми.
Анализируя источники восприятия человека человеком, можно придти к выводу, что образ человека с ограниченными возможностями у обычных людей будет в основном негативный, потому что происходит невольное сравнение людей с ограниченными возможностями с обычными, относящимися к здоровым людям. Внешний облик, искаженное гримасой лицо, выражение слабоумия на лице, отсутствующий взгляд, «пустые» глаза, текущая слюна, язык, который не помещается во рту, неправильная форма ушей, глазных яблок, дергающиеся или согнутые конечности и др. явно выдают отличия этих людей от большинства, и вызывают неприятные переживания. В деятельности такие люди также менее успешны, чем здоровые, поэтому их восприятие другими будет иметь негативную окраску. Сравнение инвалидов со здоровыми по многим признакам приводит к заключению о большей «полезности» и успешности здоровых людей. Такое сравнение явно работает против актуализации позитивных стереотипов в восприятии людей с ограниченными возможностями. Однако в социальной психологии, изучающей межличностное восприятие, доказано, что результаты восприятия человека человеком значительно улучшаются, а образ другого становится позитивно окрашенным при непосредственном контакте, в процессе общения и совместной деятельности. В ситуациях непосредственного контакта начинает действовать особый механизм: внимание человека переключается с внешнего облика на внутренние качества другого, с его недостаточности на его достижения и возможности.
Интеграция людей с ограниченными возможностями в общество с особой остротой ставит проблему взаимоотношений между ними и так называемой «здоровой» популяцией. Люди с ограниченными возможностями выступают как одно из меньшинств в обществе, поэтому можно говорить о проблеме отношений между большинством и меньшинством. Меньшинству приписывают следующие характеристики:
В обществе им отводится особое место (их поощряют к общению прежде всего «со своими»).
Большинство воспринимает их как «худших» по сравнению с собой.
Их сегрегация объясняется как существующая для их же блага.
Их оценивают на основе принадлежности к определенной категории, а не на основе индивидуальных характеристик.
Негативное восприятие людей с физическими и умственными недостатками характерно не менее чем для половины населения, однако существуют вариации в отношении, обусловленные их возрастом, полом и социально-экономическим положением. Кроме того, существуют вариации в отношении к этим людям, связанные с самой природой и видом нарушений: индивиды с психическими нарушениями стигматизированы, как правило, сильнее, чем индивиды с физическими нарушениями [7,c. 205–206].
Стигма – (от греч. «укол, клеймо, пятно») – метки или клейма на теле рабов или преступников в древности;стигматизация – особый вид отношения в обществе к людям, принадлежащим к меньшинству, это навешивание ярлыков, которое приводит к унижению, осмеянию, дискриминации, избеганию общения с людьми с физическими и умственными недостатками. Стигматизированные личности воспринимаются как «неполноценные» по сравнению с «нормальными».
Однако следует отметить, что в современном обществе стигматизированность постепенно уменьшается по следующим причинам: 1) хронические болезни и различные виды нарушений и отклонений затрагивают все большее количество семей; 2) в обществе распространяется информация о различных видах нарушений, а также проводится целенаправленная работа по формированию позитивного отношения к людям с физическими и умственными недостатками.
Наиболее типичными видами отношений «здоровой» популяции к особым людям, инвалидам, являются отчуждение, игнорирование, нездоровое любопытство и жалость, а также страхи. В обыденном сознании лица с ограниченными возможностями рассматриваются как группа, отделенная от других людей и существующая изолированно, а люди, принадлежащие к этой группе, наделяются специфическими характеристиками.
В обыденной жизни нормальные взрослые люди не всегда действуют, опираясь на логические выводы, доступные их интеллекту, они повинуются совершенно иным тенденциям. Это стремление сохранить единство с социальной группой, то есть иметь такое же мнение, как и мнение той социальной группы, к которой человек принадлежит. Человеку свойственно стремление не изменять уже сложившееся мнение, следовать эмоциональным реакциям, воспроизводить в своем поведении стратегии, сохраняющиеся веками. Ведущими, фундаментальными характеристиками обыденного сознанияявляются его нерациональный характер и социальная природа [11]. Говоря об обыденном сознании, отмечают его нерациональный, противоречивый характер, игнорирование законов логики, отказ от научной информации. Перечисленные особенности близки к особенностям мифов, что позволяет говорить о мифологической природе обыденного сознания.
Будучи принадлежностью индивидуальной психики, обыденное сознание в значительной степени связано с общественным сознанием, с социальными стереотипами, социальными представлениями. Содержание обыденного сознания во многом имеет нерациональный характер, но может включать в себя и элементы научного знания, которые свободно сосуществуют друг с другом. Содержание обыденного сознания с трудом поддается рефлексии, но в то же время не является полностью бессознательным. Как правило, обычный человек не погружается в размышления о том, что для него реально и что он знает, как минимум до тех пор, пока не сталкивается с соответствующими проблемами. Собственная реальность и собственное знание этой реальности считаются для него само собой разумеющимися. Например, если в окружении человека нет людей с физическими и умственными недостатками, его жизнь и жизнь близких организована и обустроена как жизнь здоровых людей, не имеющих ограничений, такой человек будет считать такой распорядок нормальным, и самое главное, само собой разумеющимся. И для него не возникает вопроса о том, что где-то есть люди с физическими и умственными недостатками, и они испытывают серьезные проблемы. Размышления об этом появятся у человека только тогда, когда лично он или его близкие столкнутся с этой проблемой, когда произойдет несчастье, когда родится ребенок с особенностями развития или хотя бы тогда, когда все это случится с соседями или друзьями.
Эти характеристики обыденного сознания полностью применимы и к образу человека-инвалида. Инвалиды часто вызывают в сознании людей эмоционально негативные ассоциации, связанные с их внешним видом, физическими и умственными недостатками. Кроме того, общение с инвалидами зачастую сознательно игнорируется людьми из-за стремления защитить себя от тяжелых эмоциональных переживаний, а также из-за нежелания проявить некоторые усилия, которых требует общение с ними. От человека требуется терпение и особые умения: в общении с инвалидами нужно преодолевать трудности понимания человека с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта, возникает необходимость использования особых средств и способов общения с ними, организации совместной деятельности и др.
Окружающие проявляют нездоровое любопытство, видя необычных людей, которые вызывают жалость, зачастую избегают общения с ними, ведут себя дистанцированно и отчужденно. Ребенок с особенностями развития чувствует и осознает, что окружающие относятся к нему особым образом. Нездоровое любопытство – это не интерес к другому человеку как к личности, а интерес к необычному явлению, непохожему на все привычное и обыденное. Типичным отношением является также жалость к таким людям и противоположное ей чувство превосходства здоровых над больными, которое отражается в типичной лексике (например, «дурачок» или «калека»). Представители «здоровой» популяции склонны не замечать существование людей с ограниченными возможностями и связанных с ними проблем, так как они считают, что их эта тема не касается, и уверены, что никогда и не коснется.
Психические или физические недостатки человека могут вызывать даже у современного человека чувство страха, которое приводит к избеганию лиц с ограниченными возможностями или к осторожности по отношению к ним у лиц из «здоровой» популяции. Н.Н. Малофеев отмечает, что к человеку с выраженными психическими недостатками люди во все времена относились с предубеждением не только потому, что инвалид не мог участвовать в социальной жизни, но и потому, что у здорового человека он вызывал мистический страх [5]. Нарушения психики человека, особенности внешности человека и в его поведении еще и сейчас нередко трактуются как результат влияния таинственных темных сил.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий