9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
Для нормального развития ребенка необходима очень высокая степень сохранности слуха, а между тем слуховая система человека является очень хрупкой и уязвимой. В процессе эволюции слуховая система появилась позднее по сравнению со зрительной системой. Более поздно возникшие в процессе эволюции органы являются и более уязвимыми к действию различных вредоносных факторов. К тому же центр слуха и речи в височной области головного мозга занимает площадь всего лишь в несколько квадратных сантиметров, что повышает его уязвимость.
Проведенные в разных странах исследования показали, что число людей с нарушениями слуха постоянно увеличивается, в том числе в детской популяции. Согласно Л.В. Нейману, в 70% случаев потеря слуха возникает у детей в возрасте 2-3 года. На нашей планете 4–6 % всего населения имеют нарушения слуха в такой степени, которая затрудняет социальное общение, из них 2% людей имеют двустороннее снижение слуха и воспрнимают разговорную речь на расстоянии менее 3 метров, а 4% – выраженную одностороннюю тугоухость [1].
Причины нарушений слуха различны, и они делятся на несколько групп.
Первая группа– факторы наследственных нарушений слуха: наследственно обусловленные формы нарушений слуха наблюдаются с частотой от 25 до 50 %, и вероятность рождения ребенка с нарушением слуха очень высока в том случае, если хотя бы один из родителей страдает дефектами слуха.
Вторая группа– врожденные факторы (ненаследственные), действующие на плод внутриутробно.
Третья группа– факторы, действующие на слуховой аппарат прижизненно. Нарушения слуха часто являются результатом действия нескольких факторов, один из которых называется пусковым, а другие – фоновыми. Пусковой и фоновые факторы могут быть даже отставлены во времени. Фоновыми факторами могут быть перенесенная матерью во время беременности вирусная инфекция, неблагоприятное воздействие на плод антибиотиков, химических веществ, гипоксия ребенка во время родов и др. Последующее заражение ребенка инфекционными или вирусными заболеваниями могут привести уже к тяжелому нарушению слуха. Нарушения слуха также могут быть результатом применения антибиотиков определенной группы, разрушающе действующих на слуховой аппарат (так называемые ототоксические антибиотики), которые применялись для лечения любого другого заболевания, а иногда даже и для спасения жизни ребенка. Стойкое нарушение слуха у ребенка возникает в результате заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоиды), особенно в раннем детстве.
Нарушения слуха могут быть последствиями травм органа слуха, возможно также снижение слуха из-за длительного воздействия сильных шумов (ребенок живет рядом с железной дорогой, ослабление слуха часто возникает у артиллеристов, профессиональных охотников, музыкантов молодежных ансамблей). С возрастом, примерно с 25 лет, происходит естественное снижение слуха, что приводит к слабослышанию и даже к глухоте при наличии дополнительных вредных факторов. В наше время актуальна проблема ослабления слуха у подростков, которые используют плейеры для прослушивания музыки, особенно если они делают это длительное время в течение дня.
В нашей стране широкое распространение получила медицинская классификация нарушений слуха, разработанная Л.В. Нейманом, в основу которой положены 2 критерия способности человека воспринимать звуки определенной частоты и силы. Для восприятия разговорной речи человек должен воспринимать частоту звуков в пределах от 500 до 3500 Гц; при потере слуха в пределах от 15 до 80 Дб наблюдается тугоухость, при потере более 80 Дб – глухота. Определяются следующие группы людей с нарушением слуха:
1-я группа – люди со снижением слуха от 25 до 40 дБ (испытывают трудности в определении на слух местоположения говорящего, плохо понимают речь на фоне общего шума).
2-я группа – люди со снижением слуха от 41 до 55 дБ (затруднено понимание речи средней громкости на расстояниях, превышающих 1–1,5 м, не всегда различаются сигналы транспорта, дверные или телефонные звонки).
3-я группа – люди со снижением слуха от 56 до 83-85 дБ, слышат только звук громкого голоса у самого уха и изредка различают отдельные слова.
4-я группа – люди со снижением слуха от 83-85 до 120 дБ, это глубокая, или тотальная глухота; они не слышат ничего, кроме очень громких и резких звуков (гудок тепловоза, проезжающего рядом, звук реактивного самолета).
Психолого-педагогическая классификация нарушений слуха решает задачи научного обоснования подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В практической работе с детьми с нарушением слуха испрользуется педагогическая классификация Р.М. Боскис [2], в основу которой положены такие критерии как степень потери слуха, время возникновения нарушений слуха, уровень развития речи у детей. В этой классификации выделяются три основные группы детей с нарушением слуха: глухие (ранооглохшие), слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.
Глухие (ранооглохшие) дети имеют только остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки силой 70–80 дБ, обычно лучше слышат низкие звуки и совсем не воспринимают высокие звуки. В соответствии с позицией Т.В. Розановой, к детям этой группы относят детей с тугоухостью 3-й степени (ощущают звуки 70–85 дБ) и тугоухостью 4-й степени (ощущают только очень громкие звуки 85–100 дБ) [17, с. 140]. Глухие дети имеют стойкое двустороннее нарушение слуха наследственного, врожденного характера или приобретенного в раннем детстве (до овладения речью). Если детей этой группы специально не обучать речи, то она у них не формируется, они могут стать неговорящими, или «немыми», и поэтому таких детей ранее называли глухонемыми. Однако даже обучение речи глухих детей с помощью специальных средств и методов не всегда приводит к формированию речи такого же уровня, как и у слышащих детей. Нарушение слуха и речи приводят к изменениям всех познавательных процессов ребенка, его поведения и эмоционально-волевой сферы.
۞Иллюстрация
Саша потеряла слух в возрасте одного года после того, как тяжело переболела скарлатиной, в качестве осложнения которой было двустороннее поражение слуховых нервов. Постоянно обучалась у специалистов, посещала специализированный детский сад и среднюю школу для детей с нарушением слуха. В 19 лет она успешно закончила среднюю школу. Она свободно читает с губ речь даже незнакомых людей, знает другие способы общения глухих, она начитана, развита, хорошо подготовлена по всем предметам. Поступает в лесотехнический институт и становится специалистом по озеленению городов. После окончания института она и ее муж (тоже слабослышащий) были оставлены на работу на кафедре, оба увлеченно работают. Они интересные люди не только друг для друга, но и для окружающих. Саша в высшей степени дисциплинированный человек, она умеет ценить время. В практической жизни она полностью самостоятельная, все делает без помощи слышащих людей. Хотя она не в состоянии пользоваться телефоном, не замечает по звуку неполадки в стиральной машине, испытывает затруднения на вокзале или в аэропорту, когда изменения в расписании объявляют по радио. Не понимает речь в темноте или когда говорят за ее спиной. Саша очень требовательна к себе, и глухота усилила эту черту характера, она никогда не бездельничает и всегда добивается поставленной цели (излагается по [8]).
Слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной недостаточностью слуха, которая приводит к нарушению речевого общения ребенка. Среди детей этой группы различают тугоухость 1-й степени (если ребенок начинает слышать звуки громкостью 20–50 дБ) и тугоухость 2-й степени (если ребенок начинает слышать звуки от 50 до 70 дБ). Недостатки слуха у детей приводят к нарушению восприятия на слух речи, восприятию ее в искаженном виде. Однако разброс вариантов психического развития ребенка и развития его речи очень широк, и он зависит, в первую очередь, от тех социально-педагогических условий, в которых ребенок растет, развивается и обучается. Психическое развитие таких детей может приближаться к нормальному, а ребенок к моменту поступления в школу может иметь развитую речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или звуков. В то же время слабослышащий ребенок при неблагоприятных условиях в этом же возрасте может пользоваться только отдельными словами в речи, а особенности их развития могут быть сходны с развитием неслышащих детей.
Позднооглохшие дети (глухие, сохранившие речь) – к этой группе относят детей, потерявших слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, то есть после трех лет. Важнейшим критерием отнесения детей к позднооглохшим является не возраст утраты слуха, а именно наличие развитой речи. Степень утраты слуха у них может быть разной: либо близкой к глухоте, либо близкой к слабослышанию. У детей может появиться острая реакция на то, что они перестали слышать звуки, воспринимают речь искаженно, перестали понимать, что им говорят. Дальнейшее развитие ребенка будет зависеть от того, можно ли научить его воспринимать устную речь или использовать специальную речь глухих (об этом см. ниже). В благоприятных условиях развитие речи и психических процессов приближается к нормальному развитию, однако не всегда удается устранить своеобразие формирования личности и общения с окружающими.
۞Иллюстрация
Анастасия – московская школьница, легко училась в школе, без труда поступила в институт, увлекалась музыкой и литературой. В институте начала подрабатывать, на предвыпускном курсе вышла замуж. В 21 год случилась беда. У Аси было легкое гриппозное состояние, но она посещала лекции. После лекций почувствовала нарастающий шум в ушах, не смогла вести разговор по телефону, так как ничего не слышала. По дороге домой едва не попала под машину, опомнилась, только услышав брань возле самого уха (это кричал шофер, успевший затормозить). Это было последнее, что она услышала в жизни. Наступила глухота вследствие неврита слуховых нервов, которая была следствием не только гриппа, но и перенесенного в детстве заболевания менингитом. После болезни со слухом что-то произошло, правое ухо практически не слышало, а вот левое взяло на себя функции двух ушей. После стрессовых ситуаций у нее появлялся шум в ушах, окружающие звуки слышала плохо.
Положение казалось Асе безнадежным, жить ей не хотелось, не хотелось и посещать занятия в институте. Помогли однокурсники, которые убедили продолжить учебу. На занятиях писала, глядя в тетрадь сидевшего рядом, приходилось заниматься, наверстывая то, что ранее давалось легко. Ася успешно закончила институт, но найти работу ей было очень трудно. С большим трудом устроилась в научно-исследовательский институт, пришлось учить других людей привыкать к себе, к своему нарушению. С опытом пришло уважение и понимание коллег(излагается по [8]).
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий