logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Какие задачи решает психодиагностика в специальной психологии?

2. Что такое психологический диагноз, чем он отличается от клинического и педагогического диагнозов?

3.Что такое дифференциальная диагностика, для чего и в каких случаях она нужна?

4. Как вы понимаете сущность принципа единства теории, диагностики и коррекции? Приведите примеры несоответствий между теорией и диагностикой, теорией и коррекцией в практической деятельности психолога.

5. Какие положения теории культурно-исторического развития высших психических функций применяются при организации психокоррекционной работы в специальной психологии?

6. В чем принципиальное сходство диагностической и коррекционной ситуаций?

7. По каким признакам различаются психодиагностическая и психокоррекционная ситуации?

8. Какова структура психокоррекционной ситуации?

9. Как формулируются задачи коррекционной работы?

10. Докажите следующее положение: «Коррекционная работа предстает как моделирование процесса развития отдельных психических функций в специально созданной ситуации взаимодействия ребенка и взрослого, в ситуации совместно-разделенной деятельности».

11. Как соотносятся задачи и методы коррекционной работы?

12. Что такое коррекционная программа?

Практическое задание № 1. С целью овладения навыками изучения ребенка, у которого имеются подозрения на отклонения в развитии, студентам предлагается составить историю его развития. История развития может быть составлена в соответствии со следующей схемой.

Схема составления истории развития ребенка (излагается по [5]).

Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

  1. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка.

  2. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических и частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

  3. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения. Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.) Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

  4. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный фон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношения к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

  5. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что рисует? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

  6. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.) Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

7. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т.д.).

Практическое задание № 2. Составьте условно-вариантный прогноз развития ребенка в соответствии со следующей характеристикой.

1) Мальчик 8 лет, диагноз «легкая умственная отсталость», воспитывается в семье, состоящей из родителей и двух детей (младшая сестра 3 лет), семья проживает в частном доме в большом городе, ребенок поступает во вспомогательную школу.

2) Девочка 8 лет, диагноз «Детский церебральный паралич (спастическая диплегия) 3 степени тяжести» проживает в семье с бабушкой и матерью, которая работает в совхозе, живут в агрогородке, девочка обучается на дому по программе вспомогательной школы (учителя из местной школы).

3) Мальчик 12 лет, врожденная слепота, обучается в специализированной школе-интернате для детей с нарушениями зрения; семья мальчика (мать, отец и еще три сестры) проживают в небольшом поселке городского типа, семья малообеспеченная, так как работает один отец, для матери в поселке работы нет.

4) Девочка 3 года, диагноз «детский аутизм», воспитывается в семье. Родители по профессии врачи, есть старший брат 11 лет, развивается нормально. Мать девочки находится в состоянии тяжелой депрессии из-за невозможности выйти на любимую работу после декретного отпуска: девочку не с кем оставить дома, детский сад посещать на данный момент она не может. Мать иногда говорит о том, что хорошо было бы сдать ребенка в приют, потому что толку от нее все равно не будет, все равно вырастет «дебилкой». Живут в районном центре, где есть возможность получать профессиональную помощь от специалистов ЦКРОиР.

Практическое задание № 3. Составьте перечень коррекционных задач, которые могут решаться с помощью имеющегося в вашем распоряжении стимульного материала в виде набора посуды (два вида тарелок, различающихся по размеру, набор чайных и столовых ложек). Для детей какого возраста и с каким видом отклоняющегося развития могут подойти эти задачи и эти материалы? Составьте коррекционную программу, в которой будет использоваться этот набор посуды.