logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Какую роль играет зрение в жизни человека, в развитии ребенка?

2. Каковы специфические характеристики зрения?

3. Из каких отделов состоит зрительный анализатор, какую функцию выполняет каждый отдел?

4. Сторонником какой точки зрения на развитие незрячего ребенка Вы являетесь:

а) развитие ребенка является серьезно нарушенным;

б) развитие ребенка серьезно не страдает, так как действуют механизмы компенсации?

Приведите аргументы в поддержку каждой из приведенных точек зрения.

5. При каких условиях возможна максимально полная компенсация нарушений в развитии незрячего ребенка?

6. Какие виды нарушений зрения у детей Вы знаете?

7. По каким признакам у детей в период младенчества можно определить, что у него есть серьезные нарушения зрения, вплоть до слепоты?

8. По каким признакам вы определите, что у ребенка-дошкольника есть серьезные нарушения зрения?

9. Сравните особенности психического развития детей со следующими видами нарушений зрения (найдите сходство и различия):

– незрячие и слабовидящие;

– незрячие с рождения и ослепшие;

– рано ослепшие и поздно ослепшие;

– слабовидящие и поздно ослепшие.

10. Объясните, как Вы понимаете явление вербализма в развитии речи детей с нарушениями зрения?

11. Как можно объяснить тот факт, что среди незрячих детей дошкольного и младшего школьного возрастов широко распространены нарушения произношения звуков и слов? Ведь детям доступно восприятие и понимание речи в полном объеме, так как слух у них полностью сохранен, и возможности правильного произношения по подражанию на слух сохранны.

12. Почему у незрячих детей часто наблюдаются стереотипные повторяющиеся движения, на основании которых их ошибочно относят к детям с аутистическими нарушениями? Как можно различить детей этих двух категорий?

12. Какие направления коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения можно обозначить:

1) с незрячим ребенком;

2) со слабовидящим ребенком?

Обоснуйте эти направления с помощью понятия «структура нарушений».

Практическое задание № 1. Прочитайте отрывок, приведенный ниже. Проанализируйте, с помощью каких органов чувств воспринимает окружающий мир незрячая девочка Габи. Какой орган чувств является ведущим в этом процессе? Какую роль играет речь (обозначение предметов и явлений словами) в ее познании мира?

«Для Габи не безразлично, что надеть. Она всегда спрашивает, какую одежду ей надевают. Девочка чувствует, что ей к лицу, а что не идет, и следит за тем, чтобы я ее не обманула. Иногда она говорит, что хотела бы надеть красный свитер, от которого не чешешься. У нее особые представления. Габи может даже назвать свои вещи по цвету ткани. Она спрашивает меня: «Какого цвета эти брюки?». Я говорю: «Теперь ты надеваешь синие брюки». Несмотря на то, что все ее брюки из однотипной ткани, она, ощупав их пальцами, точно называет цвет. Габи всегда хочет быть одетой со вкусом. Если же мы идем в гости, она просит одеть ее нарядно» [17, с. 43].

«Кроме умения ощупывать предметы, у Габи сильно развиты слух и обоняние, намного сильнее, чем у нас. В этом мы убеждаемся на прогулках. Во время непринужденной беседы Габи вдруг говорит: «Мамочка (или папочка), прислушайся, какая это птица так красиво поет?»

Мы с мужем вообще не обратили на это внимания. А ведь на самом деле какая-то птичка издает чудесные звуки. Мы не знаем, что за птичка, но Габи хочет обязательно узнать. Габи четко различает шумы на улице. По звукам она определяет номера маршрутов автобусов (67-й или 47-й?) или в каком мы магазине (электротоваров или продовольственном?). Габи всегда интересуется, куда мы идем. Когда мы проходим мимо булочной, она говорит: «Хм, здесь пахнет хлебом». По запаху типографской краски Габи определяет, что в этом магазине продаются книги и картины. Она всегда чувствует и знает, что мы уже дома. Итак, запахи улицы она воспринимает более обостренно, чем другие люди. Когда мы идем по мостовой, чтобы встретить нашего папу, Габи точно знает эту дорогу. Если же мы идем в обход нашего дома, она говорит: «Но, мамочка, мы идем не по той дороге; разве ты не хочешь встретить нашего папу?» Я говорю тогда: «Ты права, но я должна зайти еще в магазин за покупками».

Габи чувствует время и расстояние. Если, например, мы идем со стороны парка, то Габи определяет, что недалеко живет бабушка. Если же со стороны площади, то она знает, что мы скоро будем дома. Она никогда не ошибается: «Мамочка (или папочка), мы уже дома».

Когда мы сворачиваем в переулок, где расположен наш дом, Габи ощущает всегда дуновение ветра, хотя на улице не ветрено. Профессор по глазным болезням объяснил нам, что у Габи сильно развито ощущение движения воздушных масс» [17, с. 44].

Практическое задание № 2.Попытайтесь представить мир глазами ребенка, лишенного зрения. Опишите, каким образом незрячий ребенок в возрасте 6 лет воспринимает, распознает и узнает следующие объекты:

- знакомого человека;

- нового, незнакомого человека;

- поездку в машине по знакомому маршруту;

- понятие «фрукты»;

- выражение «это очень-очень далеко»;

- свою любимую игрушку и книгу.