11.4 Дифференциальная диагностика
Детский аутизм является настолько своеобразным нарушением развития, что специалисты могут принять его за другие виды нарушений развития, потому что по отдельным признакам аутизм напоминает нарушения слуха, нарушения зрения, двигательные нарушения, интеллектуальную недостаточность, системные речевые расстройства и др. Поэтому зачастую требуется дифференциальная диагностика аутизма с другими видами нарушений развития.
Нарушения зрения у детей– при аутизме у детей отсутствует или слабо выражен визуальный контакт: дети либо избегают контакта глазами с другим человеком, либо смотрят как бы «сквозь» человека, у детей боковое зрение преобладает над прямым, они смотрят на предмет и фиксируют его взглядом, если захотят это сделать, в остальных случаях они как бы не видят предмет, поэтому возникает впечатление, что у них отсутствует зрение. В то же время при нарушениях зрения у детей наблюдаются стереотипии как симптомы аутизма. Однако при истинных нарушениях зрения у детей сохраняется потребность в общении с другим человеком, они способны воспринимать и усваивать обучающие воздействия взрослых, если они представлены в доступной для незрячего ребенка форме.
Нарушение слуха у детей – при аутизме дети ведут себя так, что возникает впечатление отсутствия у них слуха, например, они не всегда реагируют на звуки, не откликаются на свое имя, не отвечают на обращенные к ним высказывания. В то же время при нарушении слуха у детей наблюдаются отдельные симптомы аутизма, такие как стереотипии, сниженная способность к обучению в тех ситуациях, когда взрослый обращается к ребенку в словесной форме. Однако при истинном нарушении слуха у ребенка сохраняется потребность в общении, он способен воспринимать обучающие воздействия взрослых в невербальной форме.
Двигательные нарушения у детей – при аутизме у детей наблюдается сниженный мышечный тонус, моторная неловкость, они с трудом обучаются произвольным движениям, у них нарушена координация движений. В то же время у детей с церебральным параличом в качестве вторичных и третичных нарушений выступают симптомы аутизма, погруженности в свой мир, ухода от контактов с окружающими как компенсация чувства неполноценности, возникающего в связи с осознанием своей двигательной недостаточности. Однако у детей с двигательной недостаточностью, в том числе при церебральном параличе, сохраняется потребность в общении, они способны воспринимать обращенные к ним воздействия, если они адекватны уровню умственного развития детей.
Интеллектуальная недостаточность и задержка психического развития – при аутизме наблюдается отставание в умственном развитии, которое имеет характер вторичного нарушения, так называемый «олигофренический плюс». При олигофрении часто отмечаются двигательные стереотипии, при задержке психического развития – симптомы ухода в себя на фоне истощения нервной системы. Однако при олигофрении и ЗПР принципиально сохраняется потребность в общении, способность к обучению, к подражанию, хотя зачастую это осуществляется путем механического повторения и заучивания.
Речевая патология у детей (сенсорная и моторная алалии) – при аутизме у детей обязательными являются речевые расстройства; развитие речи варьирует от полного отсутствия собственной речи до почти полной ее сохранности, однако уменьшается или полностью отсутствует коммуникативная направленность речевого высказывания. В речи детей с аутизмомнаблюдается странная интонация, речевые штампы, эхолалии, перестановка местоимений. Глубоко аутичный ребенок не сосредоточивается на обращенной к нему речи, игнорирует речевые воздействия взрослых, речь которых не организует поведение ребенка, не управляет им. Зачастую трудно сказать, понимает ли ребенок речь взрослых. При речевой патологии у детей основным расстройством является нарушение речи. При сенсорной алалии у ребенка снижены возможности понимания речи, в наиболее тяжелых случаях ребенок вообще не понимает обращенной речи. При моторной алалии ребенок полностью понимает обращенную речь, у него происходит накопление пассивного словарного запаса, однако значительно снижены возможности собственного активного высказывания за счет нарушения моторного компонента речи. Таким образом, очевидно сходство в речевом развитии детей с аутизмом и детей с алалией. Однако ребенок с аутизмоминогда, в случае, если он этого хочет, может демонстрировать понимание обращенной речи, адекватно воспринимать и учитывать в поведении сложную информацию, полученную из речевого сообщения. Ребенок с сенсорной алалией не может в принципе понять обращенную речь, и это не зависит от ситуации общения. У ребенка с аутизмомнаблюдаются глобальные нарушения комммуникации, он не пытается выразить свои желания, свои мысли взглядом, мимикой, жестами, то есть не пытается донести информацию до другого человека. Отмечается также диссоциация уровня понимания и использования речи в ситуации спонтанного речевого высказывания ребенка и в ситуации, когда от ребенка требуется произвольно организованное речевое высказывание. В последнем случае речь ребенка будет значительно хуже по всем показателям.
Нарушения общения как результат депривации (госпитализм) – при госпитализме у детей наблюдаются стереотипные движения и действия, призванные восполнить недостаток сенсорной стимуляции. Нарушения общения носят психогенный характер, они обусловлены хронической психологической травмой, неудачным опытом общения ребенка с окружающими, однако, если дети попадают в нормальные условия общения с другими людьми, ситуация депривации устраняется, они достаточно быстро (по сравнению с детьмис аутизмом) восполняют недостаточность общения, у них исчезают стереотипные формы поведения, они начинают усваивать знания, умения и навыки, задержка психического развития постепенно устраняется.
Таким образом, при аутизме основным качеством нарушения в развитии является нарушение общения ребенка с окружающими, и это основной диагностический признак, по которому можно отличить аутизм от других нарушений развития и поведения у детей.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий