logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии

Психодиагностика отрасль психологии, разрабатывающая методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития человека. Психодиагностика позволяет определить наличие у индивида какого-либо психического свойства или качества и измерить уровень его выраженности по сравнению с другими индивидами.

В практической психологии термин «психодиагностика» имеет другое значение – психодиагностика рассматривается как вид практической деятельности психолога. Психодиагностика в специальной психологии выявляет своеобразие психического развития особого ребенка, позволяет составить его психологическую характеристику, определить пути его обучения и воспитания, оказания ему специализированной помощи.

Изначально психодиагностика в дефектологии решала задачи отбора детей в специальные учреждения образования, определения программы обучения и формы обучения ребенка в зависимости от вида отклонений в развитии, актуальных и потенциальных возможностей ребенка с особенностями психофизического развития. Правильно подобранный образовательный маршрут для ребенка с ОПФР обеспечивает оптимальные возможности для его развития, профилактики дальнейших нарушений в развитии. Ошибочно выставленный диагноз, неверно подобранный образовательный маршрут приведут к углублению имеющихся нарушений в развитии у детей. Например, к каким последствиям приведет помещение ребенка с нарушением слуха (по поведению напоминающего ребенка с интеллектуальной недостаточностью) во вспомогательную школу?

В современных условиях развития теории и практики специальной психологии психодиагностика решает и другие задачи:

Решая указанные задачи психодиагностики, психолог выступает как эксперт в области отклоняющегося развития. Современными авторами (Н.Я. Семаго и М.М. Семаго) предлагается рассматривать психодиагностику в специальной психологии как поэтапную технологию деятельности психолога по оценке психического развития ребенка [22].

Изучение ребенка должно быть построено на основе следующих принципов (И.А. Коробейников, И.Ю. Левченко, М.М. и Н.Я Семаго, О.Н. Усанова):

1) Принцип научности и объективности:при изучении ребенка с отклонениями в развитии необходимо ориентироваться в научных теориях, объясняющих природу и механизмы нарушений у детей и возможностях коррекционно-педагогической работы с ними. При изучении детей необходимо использовать только достоверные, научно обоснованные методы и методики изучения детей, а также организовывать их изучение на основе принципов научной методологии.

2) Принцип комплексности и системности:установление иерархии в структуре нарушений развития, а также анализ вклада каждой из структур психической деятельности в общую картину нарушений развития у ребенка.

3) Принцип развития:ребенок с отклонениями находится в процессе постоянного развития, поэтому необходимо выявлять особенности развития каждого ребенка, возникающие при этом проблемы, определять количественные и качественные характеристики, позитивные и негативные тенденции в его развитии.

4) Принцип негативной и позитивной диагностикипредполагает выявление, во-первых, тех психических функций и процессов, которые отличаются признаками отклоняющегося развития: недоразвития, задержки развития, дефицитарности, искаженности, дисгармоничности, во-вторых, тех, которые являются относительно сохранными, условно нормативными. Результаты негативной диагностики используются для постановки задач работы с ребенком, а результаты позитивной диагностики позволяют определить те ресурсы, на основе которых можно строить коррекционно-педагогическую работу с ним.

5) Принцип ориентации на возраст развития ребенкав процессе его изучения. Возраст развития ребенка определяет достигнутый им уровень развития, причем возраст развития может различаться в разных областях (сферах) развития. Поэтому при изучении и диагностике необходимо ориентироваться, в первую очередь, на реальный уровень развития ребенка, а не столько на его хронологический возраст. Это особенно важно при подборе методов и методик изучения ребенка.

Этапы психодиагностического обследования

Психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии проводится поэтапно, на каждом из которых последовательно решаются задачи психодиагностики.

На первом этапепроводится выявление детей, имеющих отклонения в развитии с целью определения для них особых условий обучения и воспитания. На этом этапе психолог должен осознавать, что определение детей с отклонениями в развитии не имеет самостоятельного значения, так как в этом случае будет просто происходить навешивание ярлыков, чего нельзя допустить. Иногда первый этап называют «скринингом» (от англ.screen– «просеивать, сортировать»).Основная задача скрининга – выявление детей с риском отклонений в развитии без уточнения характера отклонения.В современной практике скрининг может быть проведен психологом, к которому обращаются с запросом педагоги, отмечающие трудности в работе с ребенком, или родители, обеспокоенные поведением или развитием своего ребенка. Может быть специально организовано скриниг-обследование школьного класса и группы детского сада психологом в учреждении образования.

Для решения задачи отделения нормы от отклонений в развитии необходимо предпринять следующие шаги. На основе знания нормативных показателей развития ребенка психолог выявляет у конкретного ребенка наличие/отсутствие данных показателей, затем производит сравнение теоретически определенных показателей с установленными в обследовании показателями у ребенка, и принимается решение о характере развития данного ребенка (нормативное развитие или отклоняющееся развитие).

На втором этапе проводится углубленное изучение ребенка, особенности развития которого обнаружены на этапе скрининга. На этом этапе изучение проводится в такой последовательности:

– сбор анамнеза (анамнез жизни и анамнез развития ребенка) и составление истории развития ребенка;

– наблюдение за ребенком;

– психодиагностическое обследование ребенка.

Составление истории развития ребенка. В истории развития ребенка описываются особенности его развития, воспитания и обучения в период, предшествующий его изучению. История развития представляет собой медико-психолого-педагогический анамнез жизни и болезни ребенка.

При составлении истории развития ребенка специалист должен опираться на данные истории болезни, результаты диагностической беседы с родителями ребенка (или другими лицам, их замещающими). При составлении истории развития используются также документы, касающиеся пребывания ребенка в других учреждениях образования и здравоохранения. Каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее сведения, необходимые для составления полной картины развития ребенка.

Методы психолого-педагогического изучения ребенка с отклонениями в развитии:

Изучение ребенка необходимо начинать с постепенного установления с ним контакта, обеспечения ребенку такого эмоционального состояния, когда он чувствует себя относительно безопасно в присутствии обследующего. Если у ребенка в присутствии специалиста все еще сохраняются защитные формы поведения, это обозначает, что он еще не стал для ребенка знакомым человеком, и в этом случае поведение ребенка будет неестественным, а результаты наблюдения за ним – недостоверными.

Включенное наблюдение предполагает изучение ребенка в процессе выполнения им специально подобранных заданий, которые обнаруживают возможности ребенка в тех или иных областях. Психолог организует ситуацию взаимодействия с ребенком, предлагает ему задание, которое является по своей цели диагностическим, а затем изучает ребенка в процессе выполнения этого задания. Организовывать такие ситуации можно лишь после того, как обследующий смог установить контакт с ребенком, и ребенок хотя бы частично может принимать предложенные задания. Если организация такой ситуации все еще остается невозможной, можно организовать ситуацию косвенного обследования. Для этого материал для обследования помещается в поле зрения ребенка или таким образом, чтобы он сам обратил внимание на этот материал. После того, как ребенок сосредоточил свое внимание на материале, можно фиксировать все действия и высказывания ребенка, связанные с данным материалом.

Наблюдение за ребенком в свободной деятельности в привычных условиях. Ребенок находится в привычном для него помещении, например, в групповом помещении детского сада, в игровой комнате. Специалист проводит протоколирование («фотозапись») поведения ребенка в данной ситуации. В протоколе фиксируются все действия ребенка с предметами, с игрушками, все высказывания, обращения его к другим людям (взрослым и сверстникам), по возможности описываются мимика и пантомимика ребенка. Следует обратить особое внимание на описание поведения ребенка в условиях организованного занятия (урока). Наблюдение проводится не менее трех-четырех раз в разное время дня, общая продолжительность наблюдения – 1,5–2 часа.

Результатом предварительного изучения ребенка с помощью наблюдения и бесед со взрослыми, воспитывающими ребенка, изучения продуктов деятельности психолог может сформулировать гипотезу, в которой будут обозначены предположения о возможном виде отклоняющегося развития у ребенка и его психологическом диагнозе. С учетом гипотезы планируется психодиагностическое обследование ребенка.

Схема психодиагностического обследования ребенка с отклонениями в развитии:

1. Информативная сторона деятельности (беседа направлена на установление эмоционального контакта, ее содержание – выявление представлений ребенка об окружающем (вопросы соответственно возрасту):

а) вопросы, относящиеся к ребенку и его семье;

б) вопросы на ориентацию во времени и пространстве (где живет, домашний адрес, сколько этажей в доме, знание лево-правой ориентации, времен года, месяцев, дней недели, что такое сутки, когда завтракают, обедают, ужинают);

в) вопросы, выявляющие кругозор ребенка (какие знает города, праздники, домашних и диких животных);

г) вопросы, выявляющие интересы ребенка (какой деятельностью любит заниматься: играть, читать, слушать музыку; любимая книга, игрушка, телепередача).

2. Организующая сторона деятельности (приемы и способы регуляции деятельности ребенка):

а) интерес, активность, возможность ставить цели или принимать их, если они поставлены педагогом, удерживает цель, контролирует ли ход исполнения и результат решенной познавательной задачи, насколько правильно оценивает свою деятельность, способен ли осуществлять перенос с ранее усвоенного задания на последующее, может ли проявлять гибкость и самостоятельность в решении задач, насколько способен проявлять умственное напряжение при трудностях и неудачах, как использует помощь и в каких видах помощи нуждается (наводящий вопрос, подсказка, объяснение, показ, многократное повторение, особенности работоспособности (продуктивность, истощаемость, внимания, отвлекаемость, переключаемость);

б) общая характеристика деятельности (ориентировочная деятельность, понимание обращенной речи, вербализация, целенаправленность).

3. Оперативная сторона деятельности (приемы, процессы, способы, операции, с помощью которых осуществляется познание и прежде всего мышление как его высшая ступень). Применение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, логики, абстрагирования и конкретизации.

Психодиагностическое обследование осуществляется с помощью набора специального подобранных психологом методик, которые отбираются с учетом предварительной гипотезы о характере нарушений развития у детей, с учетом возрастных особенностей его развития, а также предполагаемого уровня развития ребенка (то есть возраста его развития). В специальной психологии используется большой набор психодиагностических методик, которые имеют давнюю историю разработки и использования, а также методики, разработанные современными авторами.

Самые первые попытки использования психодиагностических методик при обследовании детей с отклонениями в развитии относятся к практике классических психометрических тестов. Тесты для детей разрабатывались первоначально основоположниками тестологии А. Бине и Т. Симоном, а более поздние тесты для оценки интеллектуального развития детей были разработаны Д. Векслером. В русскоязычной психологии Ю. Гильбухом и А.Ю. Панасюком были сделаны модификации теста Д. Векслера [11]. Как и любой тест интеллекта, тест Векслера позволяет дать количественную оценку различных сторон интеллектуального развития детей. В тесте Векслера задания (субтесты) подразделяются на вербальные и невербальные, что позволяет количественно оценить разные стороны интеллектуального развития у детей, которые связаны и не связаны непосредственно с развитием речи у детей.

При обследовании детей, особенно с целью дифференциальной диагностики, используется методика обучающего эксперимента, разработанная А.Я. Ивановой, с помощью которой определяется обучаемость ребенка, то есть способность к обучению, способность принимать обучающие воздействия взрослого. Обучающий эксперимент помогает определить зону ближайшего развития ребенка, так как запланированная заранее, дозированная помощь позволяет видеть и точно измерять продвижение ребенка в решении задачи. Описание методики обучающего эксперимента см. в разделе 7.5 данного учебного пособия.

Классические психодиагностические методики берут свое начало в разработках С.Я. Рубинштейн [20], систематизировавшей пато-психологические методики (методика классификации, исключения лишнего, последовательных событий, пробы Бурдона, методика запоминания десяти слов, пиктограмма, методика на простые и сложные аналогии и многие другие широко известные методики). На основе данных методик И.А. Коробейниковым [10; 11] была разработана целостная диагностическая процедура и диагностический материал, позволяющие обследовать разные стороны развития у детей, преимущественно интеллектуальное развитие. Диагностический комплекс, широко использовавшийся в практике отбора детей во вспомогательную школу, был разработан С.Д. Забрамной [9].

В основе разработки психодиагностических методик лежат определенные методологические позиции авторов, поэтому их использование может строиться только в контексте изучения этих позиций. Кроме описания самих методик авторами разрабатываются также схемы их использования, способы оценки полученных данных, их интерпретации и выводы по результатам применения. К современным психодиагностическим системам, которые используются в специальной психологии, можно отнести методические комплексы Н.Л. Белопольской [3], М.М. Семаго и Н.Я. Семаго [22; 23], набор нейропсихологических методик А.В. Семенович [21], диагностическую программу И.Ю. Левченко и Н.А. Киселевой [12], диагностическую программу О.Н. Усановой [26] и др.

Результатом психодиагностического обследования ребенка является описание особенностей его психического развития, состояния развития отдельных психических функций, индивидуально-психологических особенностей ребенка. На этом основании решаются такие задачи психодиагностики, как установление структуры отклонения в развитии и определение вида отклоняющегося развития. Для решения этих задач психолог должен хорошо знать характеристику каждого вида отклоняющегося развития и структуру нарушения каждого вида. Сопоставляя результаты изучения ребенка с теоретическими знаниями о видах отклоняющегося развития, можно установить и структуру нарушения в совокупности сохранных и нарушенных функций, и обозначить вид отклоняющегося развития.

Важной задачей психодиагностики является также задача дифференциальной диагностикиотклоняющегося развития. Разные виды отклоняющегося развития существенным образом различаются между собой. Однако многие виды отклоняющегося развития сходны по отдельным признакам, которые, как правило, являются второстепенными, в то время как по существенным признакам разные виды отклоняющегося развития между собой различаются. Поэтому в большинстве случаев необходимо осуществить сравнение видов отклоняющегося развития попарно. Сравнение обозначает необходимость обнаружения сходства и различия между видами; при сравнении необходимо опираться на основные, главные, существенные признаки данного вида отклоняющегося развития, так как именно по этим признакам виды развития и были выделены.

Перечислим те виды отклоняющегося развития, между которыми трудно провести дифференциацию, так как по некоторым признакам они сходны:

- психическое недоразвитие и задержка психического развития;

- психическое недоразвитие и поврежденное развитие;

- детский аутизм и нарушения слуха;

- детский аутизм и нарушения зрения;

- задержка психического развития и недоразвитие речи;

- психическое недоразвитие и нарушение слуха в виде слабослышания.

О критериях диагностики различий между видами отклоняющегося развития можно прочитать в соответствующих главах данного пособия, посвященных конкретным видам отклоняющегося развития.

Еще одним результатом углубленного психодиагностического изучения ребенка является составление прогноза развитияребенка – это также одна из задач психодиагностики в специальной психологии. Составление прогноза развития ребенка имеет большую практическую значимость. Прогноз выступает как цель, определяющая максимально возможный уровень достижений ребенка. Заметим, что на консультации у психолога родители, имеющие ребенка с ОПФР, как правило, задают вопрос: «А что будет с моим ребенком? Что с ним станет? Сможет ли он жить самостоятельно? Сможет ли он приобрести профессию и работать по ней? Сможет ли он завести свою семью в будущем?» и т.п. В большинстве случаев те родители, чей ребенок еще маленький и не обучается в школе, задают и такой вопрос: «А сможет ли мой ребенок пойти в обычную школу вместе со всеми?» или как вариант этого вопроса: «Когда мой ребенок сможет пойти в обычную школу?» Прогноз развития ребенка весьма важен для родителей, которые хотят определенности по поводу будущего их ребенка, которые стараются не упустить время для реализации всех возможностей ребенка.

Для составления прогноза развития ребенка необходимо осуществить следующие шаги: выделить вид отклоняющегося развития, степень его тяжести, определить прогноз, типичный для данного вида нарушений, применить типичный прогноз к данному ребенку в зависимости от условий его развития. Однако следует иметь в виду, что прогноз развития ребенка с отклонениями имеет условно-вероятностный характер: он определяет вероятность прогнозируемого исхода только в зависимости от реализации определенных условий. Поэтому при одних условиях прогноз будет одним, а при других условиях – другим.

Содержанием прогнозаявляются самостоятельность/независимость ребенка в будущем, доступный уровень образования, возможность получения профессии, профессиональное будущее. В качестве условий осуществления прогноза в большинстве случаев выступают возможности оказания качественной профессиональной помощи ребенку, наличие специализированных центров реабилитации, социально-экономические условия проживания ребенка, социально-психологический статус семьи, которая способствует или не способствует развитию ребенка и его успешной реабилитации.

Конечным итогом изучения ребенка является установление психологом психологического диагноза.Это понятие еще не имеет четкой и однозначной трактовки в специальной психологии, поэтому мы опишем основные подходы к его пониманию и определению.

При оценке развития ребенка могут быть выставлены различные виды диагноза. Так, клинический диагноз, построенный по нозологическому принципу, описывает ребенка в терминах его болезни, устанавливает соответствие его состояния той или иной болезни или синдрому. Клинический диагноз может звучать следующим образом: детский аутизм, атипичный аутизм, детская шизофрения, олигофрения, дементный синдром и др.

Педагогический и логопедический диагнозы, построенные по феноменологическому принципу, описывают совокупность знаний, умений и навыков ребенка в определенной области: учебные достижения, уровень воспитанности, уровень его речевого развитии и т.п.

Психологический диагнозпредставляет собой заключение по результатам изучения психологических особенностей человека. Л.Ф. Бурлачук определяет психологический диагноз как «…конечный результат деятельности психолога, направленной на выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности» [4, с. 130]. А.Ф. Ануфриев определяет психологический диагноз как «отнесение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или состояния обследуемого» [2, с. 29]. И.А. Коробейников предлагает использовать понятиефункциональногодиагноза: «это комплексная характеристика индивидуальных особенностей психосоциального развития ребенка, включающая в себя оценку реального вклада и конкретных проявлений церебро-органических расстройств, психологической структуры психической деятельности и качества сформированности основных социальных навыков (поведенческих, коммуникативных, учебно-познавательных)» [11 с. 56].

Л.С. Выготский выделял три вида психологического диагноза: симптоматический диагноз, этиологический диагноз и типологический диагноз. Симптоматический диагнозограничивается описанием симптомов, то есть констатацией определенных индивидуально-психологических симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Однако на основании симптоматического диагноза нельзя сделать вывод о причинах, механизмах, об общей структуре развития ребенка. Вторая ступень диагностики –этиологическая, или причинная диагностика: учитывается не только наличие определенных симптомов, но и вызывающие их причины, на основании этой диагностики выставляется этиологический диагноз. Третья ступень в диагностике –типологическая диагностика, на основании которой выставляется типологический диагноз. «Мы должны стремиться к определению того или иного типа развития, того или иного пути, по которому это развитие должно пойти. … Наша диагностика заключается в определении типа детской личности в динамическом смысле этого понятия» [6, с. 318]. Таким образом, выделенные виды психологического диагноза одновременно рассматриваются и как этапы его постановки.

В терминологии Л.С. Выготского симптоматический диагноз звучит как перечисление симптомов нарушений психических процессов: неточность и неполнота образов восприятия, низкий уровень механической памяти, сниженный объем внимания, неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний, несформированность словесно-логического мышления и т.п. Этиологический диагноз позволяет говорить о причинах выявленных нарушений и механизмах их возникновения: описание проводится в терминах первичного и вторичного дефектов, что позволяет проследить последовательность и характер межфункциональных связей в структуре психики. Типологический психологический диагноз выставляется ребенку в координатах тех типов (видов) отклоняющегося развития, в которых работает психолог. Так, если психолог ориентирован на типологию отклоняющегося развития В.В. Лебединского, то психологический диагноз может звучать, например, следующим образом: характер психического развития соответствует искаженному развитию, или поврежденному развитию, или задержанному психическому развитию с преобладанием явлений психического инфантилизма. Если психолог работает в координатах типологии Н.Я. Семаго и М.М. Семаго, то психологический диагноз может звучать следующим образом: «…в данном случае можно говорить о парциальной несформированности регуляторного компонента деятельности у истощаемого ребенка с низким уровнем психического тонуса и психической активности, отягощенного эмоциональной незрелостью» [23, с. 352].

В качестве основы для выставления развернутого обоснованного психологического диагноза может быть также использована «Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте» (в соответствии с МКБ-10) [16]. Данная классификация ценна тем, что она предлагает описывать применительно к каждому отдельному ребенку 6 осей диагноза: 1) клинические патопсихологические синдромы; 2) специфические расстройства психического развития; 3) уровень интеллекта; 4) соматические состояния; 5) сопутствующие аномальные психосоциальные ситуации; 6) общая оценка нарушения психосоциальной продуктивности.

Следует помнить, что выставлять диагноз ребенку в соответствии с МКБ-10 имеет право только врач (психоневролог, психиатр). Психолог может воспользоваться данным руководством лишь в качестве справочно-информационного материала.

Результатом изучения и проведения психодиагностического обследования является составление заключения на обследуемого ребенка, которое может быть составлено по разным схемам. Мы предлагаем при составлении заключения пользоваться следующей схемой.

Схема составления заключения на ребенка с отклонениями в развитии

педагогов.

процессов.

Таким образом, в теории и практике специальной психологии накоплен значительный опыт теоретического обоснования, разработки и использования психодиагностического инструмента в работе с детьми с особенностями психофизического развития. Однако нерешенным остается ряд проблем – обозначим некоторые из них.

Серьезные проблемы существуют при решении задачи разделения нормы и патологии, то есть дифференциации нормально развивающихся детей от детей с отклонениями в развитии. Эта проблема связана с существующей до сих пор неопределенностью понятия «нормальное развитие», или «нормативное развитие», в психологии, с отсутствием однозначных критериев отнесения того или иного варианта развития ребенка к нормативному или отклоняющемуся. В специальной психологии также нет однозначно установленных и принятых всеми исследователями нормативов развития ребенка, на основании которых можно было бы вполне определенно отнести развитие ребенка к нормативному. Теоретически это вряд ли возможно в связи с большим разнообразием вариантов развития с точки зрения социального, экономико-географического, культурального, религиозного разнообразия форм социальной жизни. В практике психодиагностики все еще широко представлен так называемый «интуитивно-эмпирический подход», по определению В.И. Лубовского [13], когда заключение о соответствии развития ребенка возрастным нормативам принимается на основе практического опыта специалиста и его профессиональной интуиции.

Существуют также проблемы использования разработанных методов и психодиагностических методик для обследования отдельных категорий детей с отклонениями в развитии. Так, например, ряд методик требуют учета времени выполнения тестовых заданий, и от времени выполнения ребенком задания зависит получаемая им оценка, которая положена в основу заключения на ребенка. Но у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата ограничение движений руками не связано прямо со снижением у них интеллектуальных функций, поэтому для них необходимо разрабатывать такие методики, в которых не учитывается скорость выполнения ими задания.

Еще большие сложности возникают при оценке развития детей с аутистическими нарушениями. Эти дети не могут воспринимать задание, данное специалистом, как это требуется при предъявлении заданий в психодиагностике. Поэтому большинство используемых заданий детям недоступны, и их изучение проводится преимущественно с помощью наблюдения, косвенного обследования, что не всегда обеспечивает объективность и надежность полученных результатов. Недаром специалисты и родители приходят к выводу, длительно наблюдая за ребенком с аутизмом, что возможности этих детей значительно больше, чем они показывают это при специальном обследовании, а их реальных возможностей никто определить и не может.