12.2 Закономерности развития речи у детей
Процесс развития речи представляет собой усвоение ребенком языка и использование его для разных целей – общения, познания, усвоения опыта и т.д. Развитие речи у детей происходит в нескольких направлениях: восприятие и понимание речи других людей, развитие собственных речевых возможностей, использование речи для общения, познания и саморегуляции. Развитие речи осуществляется в рамках общего процесса развития ребенка и не может быть от него отделено. Развитие речи строится на основе уже развитых у ребенка психических функций, становясь, в свою очередь, основой для развития других психических функций. Так, процесс развития речи неотделим от общения ребенка с окружающими, его двигательной и познавательной активности. Предпосылкой развития речи является созревание и работа головного мозга ребенка, в котором прижизненно складывается сложная мозговая локализация речевых процессов.
В работе Т.Н. Трефиловой [26] были обобщены результаты исследований развития детской речи, проведенные еще в ХХ веке. В этих исследованиях были выделены условия, ускоряющие или замедляющие процесс развития речи. К условиям, способствующим скорейшему усвоению родного языка, был отнесен широкий круг разнообразных явлений, среди которых: принадлежность к имущим слоям и интеллигенции; наличие старших братьев и сестер; женский пол; общество сверстников; наличие в окружении ребенка лиц с правильной литературной речью; специально приспособленная к ребенку речь взрослых (признаками подобной речи являлись внятность, отчетливость, слегка замедленный темп); благоприятная эмоциональная поддержка взрослыми первых самостоятельных речевых проявлений ребенка; специальное целенаправленное воспитание речи в семье; образование родителей; посещение детского сада. Условиями, замедляющими темп речевого развития, считались низкое социальное положение; более раннее развитие опорно-двигательного аппарата; отсутствие братьев и сестер; наличие речевой патологиий у взрослых, окружающих ребенка; задержка умственного развития у ребенка; наличие местных диалектов.
Если обобщить все имеющиеся в современной науке данные, то можно утверждать, что для нормального речевого развития ребенка должны соблюдаться следующие анатомо-физиологические условия:
- сформированность и нормальное функционирование тех мозговых структур, которые отвечают за речевые функции;
- сформированность и нормальная работа слухового, зрительного, кожно-кинестетического анализаторов: слуховой анализатор необходим для восприятия звучащей речи, так как в обычных условиях человек использует звучащую речь для общения; зрительный анализатор необходим для восприятия движений речедвигательного аппарата (губ, языка) и для восприятия мимики, сопровождающей речевое высказывание; кожно-кинестетический анализатор необходим для ощущения движений губ и языка при построении собственных речевых движений;
- сформированность и нормальная работа интегративных зон головного мозга, отвечающих за понимание грамматических конструкций, за способность установления связей и отношений между предметами и явлениями, за программирование речевого высказывания;
- сформированность двигательной системы: для производства речевых движений требуется слаженная работа мышц губ и языка;
- слаженная, скоординированная работа мышц дыхательного, голосового и артикуляционного отделов речевого аппарата; скоординированная работа слухоречевой, зрительной и речедвигательной зон головного мозга (человека должен говорить, производить руками движения письма в соответствии с тем, что он слышит или видит и т.д.).
Для осуществления нормального речевого развития ребенка необходимо создание определенных психолого-педагогических условий:
- активное речевое общение в системе «ребенок – взрослый», включенное в повседневную жизнедеятельность ребенка;
- целенаправленная работа взрослых по развитию речи у детей: предъявление ребенку правильных речевых образцов, стимулирование речевых проявлений ребенка, формирование у него потребности в речевом высказывании.
Развитие речи у ребенка начинается с момента его рождения и проходит длительный и сложный путь, прежде чем ребенок станет существом говорящим и носителем родного языка [33]. Ребенок рождается с уже готовыми предпосылками речевого развития:
1) он предпочитает фиксировать взглядом сложно организованные фигуры, напоминающие лицо человека;
2) может имитировать мимику взрослого человека (вытягивать губы, открывать рот) уже в первые дни после рождения;
3) слух новорожденного настроен на восприятие речи, так как диапазон восприятия частоты звуков соответствует наилучшему восприятию именно человеческой речи;
4) у ребенка имеется врожденный сосательный рефлекс, а сосание способствует развитию речедвигательного аппарата.
Понимание речиначинается с фиксации ребенком взгляда на лице взрослого в момент произнесения им звуков, что наблюдается уже в полтора–два месяца. Напятом месяцепоявляется реакция ребенка на изменение интонации голоса матери, изменяется и поведение ребенка в ответ на различные интонации голоса, даже если речь не обращена непосредственно к ребенку.
Еще в первом полугодии жизни у ребенка появляется координация между восприятием звука человеческого голоса и зрительным образом источника звука, то есть ребенок стремится увидеть источник звука (зрительно-слухо-моторные координации). После семи месяцевжизни у ребенка появляется реакция на слово: он связывает название предмета с самим предметом, причем это относится к одушевленным и к неодушевленным предметам, находящимся в непосредственном окружении ребенка. Когда ребенок слышит название предмета или имя человека, он ищет названный предмет или человека взглядом. При появлении реакции на слово происходит быстрое накопление пассивного словарного запаса у ребенка, то есть увеличивается количество названий предметов и имен людей, которые он ищет при их назывании. Однако ребенок нуждается в постоянном подкреплении названных слов, так как их следы в памяти еще очень нестойкие. Одновременно у ребенка появляется интерес к звукам речи, к внешне наблюдаемым проявлениям говорения, так как он внимательно смотрит на губы говорящего человека, и это является предпосылкой для появления собственной речи.
С 10 месяцев ребенок понимает не только отдельные слова, но и простые фразы. Он уже способен не просто найти названный предмет взглядом, но и выполнить названное взрослым действие (пока-пока, ладушки). К концу первого года жизни ребенок начинает воспринимать внеситуативную речь, то есть речь, не включенную в конкретную ситуацию общения, так как он слушает рассказ об отсутствующих людях, хорошо знакомых ему.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) происходит интенсивное развитие речи детей, что связано с новым содержанием общения ребенка со взрослым, стремлением ребенка «приладить» свою речь к речи взрослых, и освоением ребенком разнообразных действий с предметами. В первом полугодии второго года жизни увеличивается количество действий, которые ребенок выполняет по словесной просьбе взрослого, причем действие выполняется только в конкретной бытовой ситуации в окружении знакомых ребенку предметов.
В возрасте 1 года 10 месяцев ребенок понимает вопросы, относящиеся к его собственным действиям в прошлом, и может воспроизвести эти действия. В возрасте 2-х лет ребенок уже понимает сообщение о действиях, обращенных в будущее. Ребенок уже может слушать и понимать сообщения, выходящие за пределы непосредственной ситуации общения, и с этого возраста речь выполняет функцию познания окружающего мира.
Развитие активной речи начинается с произнесения ребенком первых звуков, которые вначале включены в структуру плача или крика. Эти звуки отражают внутренние состояния ребенка. Развитие активной речи происходит в связи с развитием общения ребенка со взрослым, а звуки речи выступают как средство общения. Как результат появления потребности в общении ребенок начинает произносить звуки, обращенные ко взрослому. Вначале это преимущественно гласные звуки, произносимые мелодично и с разной интонацией. Такой вид речи ребенка называется гулением, и оно преобладает в первом полугодии жизни, причем оно не зависит от того, в какой языковой среде развивается ребенок – дети всех народов гулят одинаково. Интересно, что гуление наблюдается и у детей с нарушением слуха, у неслышащих детей, и это свидетельствует о том, что гуление развивается независимо от слышимой ребенком речи. Ребенок использует гуление как средство общения со взрослым, и в этот период он уже способен вести «диалог» со взрослым, вступая в общение с ним попеременно.
Во втором полугодии жизни у ребенка появляются в речи звуки родного языка, которые он усваивает, слушая речь окружающих. Ребенок также начинает подражать самому себе, намеренно употребляя звуковые комплексы, что свидетельствует об установлении связей между слухом и артикуляциями.
Ребенок начинает произносить отдельные слоги, то есть сочетания гласных и согласных звуков, а затем складывать отдельные слоги в цепочки слогов. К 9 месяцам в речи ребенка появляются сочетания слогов, которые напоминают слова (ба-ба), но истинными словами они еще не являются, поэтому называются псевдословами. Псевдослова ребенок не связывает с конкретным человеком или предметом, а произносит в любой ситуации.
В конце первого года жизни в речи ребенка появляются первые настоящие слова, всего до 3–5 слов, среди которых имена близких, звукоподражания, название пищи (мама, папа, ням-ням, дай и т.п.). С этого начинается автономная речь, которая резко отличается от речи взрослых фонетическими характеристиками, то есть составом звуков речи, и многозначностью первых слов, когда каждый звук, слог или слово могут обозначать несколько предметов или действий одновременно.
Развитие активной речи в раннем возрасте происходит по следующим направлениям: 1) развитие фонематического слуха; 2) накопление словарного запаса; 3) становление грамматического строя.
На протяжении раннего возраста ребенок учится воспроизводить все фонемы, стремясь соответствовать требованиям взрослых и речи взрослых, однако их правильное воспроизведение наблюдается только в дошкольном возрасте. К концу раннего возраста речь детей приближена к речи взрослых, сохраняется лишь общая смягченность детской речи.
Перелом в развитии словаря детей происходит в 1,5 года, когда резко возрастает количество произносимых ребенком слов как самостоятельно, так и по просьбе взрослого, а также появляются вопросы ребенка о названиях предметов. После полутора лет появляются двухсловные фразы, как правило, сочетающие название предмета и действия. К 2 годам словарный запас достигает 300 слов, а к 3 годам – до 1500 слов. Ребенок употребляет все части речи, кроме причастий и деепричастий, которые редко встречаются и в обыденной речи взрослых.
Перелом в развитии грамматического строя речи происходит в 2 года.Этот переход связан с овладением ребенком морфологией и синтаксисом родного языка, пониманием флексивной структуры языка. Этот перелом свидетельствует о «прилаживании» речи для целей общения, для выполнения предметных действий в сотрудничестве со взрослыми. Действие, выполняемое ребенком, отражается в его речи, поэтому ребенок осваивает систему грамматических средств для обозначения в речи разнообразных вариантов действий с предметами. Поэтомук 3 годамребенок правильно использует падежные окончания существительных и прилагательных, глагольные формы, в речи появляются предлоги и союзы. Это позволяет ребенку выразить в речи различные отношения между предметами и людьми: предметные отношения, направления действия, орудийность действия, отношения совместности, подчиненности, последовательности, отношения между предметом и действием, предметом и его качествами. В своей речи ребенок пользуется простыми и сложными предложениями, построенными по законам грамматики родного языка.
Во второй половине раннего возрастаребенок демонстрирует активное отношение к речи: он любит играть с определенными частями слов, понимая функции суффиксов, приставок, создает собственные слова на основе интуитивного усвоения законов словообразования. Речь также начинает выполнять интеллектуальную функцию, являясь средством осуществления мыслительной деятельности, используется для формирования обобщений, а также для осуществления функции планирования замысла. С помощью речи ребенок впервые начинает управлять собой в трудных для него ситуациях.
К концу раннего возраста ребенка можно назвать полностью говорящим существом, у него появляются также регулирующая и интеллектуальная функция речи.
Для правильного понимания и оценки уровня речевого развития дошкольника дефектологи часто используют «Схему системного развития нормальной речи», предложенную А.Н. Гвоздевым (см. [23]).
В дошкольном возрасте (от 3 до 6–7 лет) у ребенка развиваются большинство видов и функций речи. К ним относятся диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная (выполняют коммуникативную функцию), эгоцентрическая и внутренняя речь (выполняют планирующую и интеллектуальную функции), элементы письменной речи (функция освоения общественно-исторического опыта); осваивается также номинативная функция речи (ребенок узнает названия предметов и отделяет название от свойств предметов).
В возрасте 5–7 лет начинает формироваться внутренняя речь, под которой понимается использование языка вне процессов коммуникации. Внутренняя речь проявляется во внутреннем проговаривании, или в «речи для себя», в процессах мышления, в планировании своей деятельности. Предтечей внутренней речи является «эгоцентрическая» речь, которая имеет внешнее выражение, но выполняет функции внутренней речи.
К концу дошкольного возраста (6–7 лет) ребенок становится носителем родного языка, то есть он уже осваивает родной язык с его основными и самыми тонкими закономерностями, а также использует собственную речь для целей общения, познания мира и управления своим поведением. Ребенок начинает также осознавать словесный состав речи и понимать законы ее построения. Дошкольник очень чуток к языковым явлениям, он склонен к словотворчеству и словообразованию.
Младший школьный возрастявляется периодом овладения ребенком письменной речью в ее двух формах – чтением и письмом. Он осваивает буквы родного языка, учится их читать и изображать, составлять из букв слова, а из слов – предложения, выражать мысли с помощью письменной речи. Одновременно он учится читать слова и предложения и понимать смысл прочитанного. В этот период формируется контекстная речь и монологическая речь, когда ребенок овладевает литературным языком и свойственными ему грамматическими конструкциями (А.Н. Корнев). В речи ребенка появляются сложные синтаксические конструкции, передающие причинные, условные, пространственные отношения.
В дальнейшем ребенок совершенствует свою устную и письменную речь, овладевает все более богатыми возможностями родного языка и использует речь при освоении учебных предметов, в учебно-профессиональной деятельности.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий