4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
Динамика процессов развития у детей с олигофренией отличается крайней замедленностью формирования высших психических функций. Дети в своем развитии отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Рассмотрим, как происходит психическое развитие детей на разных этапах. Обозначая традиционно возрастные периоды развития детей с интеллектуальной недостаточностью как младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, мы имеем в виду лишь номинальное совпадение хронологических границ этих возрастов. Психологические особенности детей с олигофренией в соответствующем возрастном периоде будут существенно иными по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Психическое развитие ребенка с олигофренией в раннем детстве. На первом году жизни наблюдается вялость, выраженное недоразвитие двигательных функций, часто отмечается нарушение сна и бодрствования. С отставанием формируются связи «глаз – рука», «глаз – ухо», что тормозит развитие хватания и действий с предметами. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в позднем формировании комплекса оживления, с опозданием проявляются эмоциональные реакции на различные внешние стимулы (на звуки, знакомые предметы, голос и вид матери и других взрослых). Дети отличаются снижением интереса к окружающему миру, у них не наблюдается удивление при появлении нового интересного предмета, они не стремятся наблюдать за предметами, прослеживать их передвижение в пространстве. С большим опозданием появляется реакция на слово, то есть ребенок не может связать название предмета и сам предмет, что в норме появляется у ребенка уже в 7 месяцев. Это свидетельствует об отставании в развитии именно познавательной сферы. Выраженная задержка отмечается также и в развитии речи, дети не только поздно начинают понимать обращенную речь, но также и поздно начинают говорить сами.
Развитие моторики происходит также с большим отставанием. У детей поздно формируются все основные движения: от удержания головы, ползания, сидения до самостоятельной ходьбы. Походка у них долго остается неустойчивой, она плохо координирована, отмечаются лишние движения. Дети могут так и не освоить или осваивают с большим трудом усложненные виды ходьбы, например, ходьбу с препятствиями, ходьбу по лестнице, ходьбу спиной вперед и т.п. Дети испытывают трудности и при попытке прыгать и бегать.
Хватание и действия с предметами также появляются с большим опозданием. Движения рук плохо скоординированы между собой. Действия с предметами долго остаются на уровне манипуляций, так как ребенок с трудом усваивает действия с предметами по назначению, то есть предметные действия. Это можно объяснить также и тем, что ребенок с большим трудом подражает взрослому, обучается любым новым для него действиям. В возрасте 2–3 лет наиболее очевидно выраженное отставание в развитии навыков самообслуживания, то есть ребенок не овладевает умениями самостоятельно умываться, принимать пищу, одеваться.
Психическое развитие ребенка с олигофренией в дошкольном возрасте. Дети с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте отличаются сниженным интересом к ближайшему предметно-игровому окружению. Дети могут взять игрушку, которая попала в их поле зрения, но тут же ее бросить, так как их действия импульсивны, а интерес к предмету не выражен. Если нормально развивающиеся дошкольники разламывают игрушки, удовлетворяя свой интерес к их строению, то дети с интеллектуальной недостаточностью делают это импульсивно, не интересуясь предметом. Дети редко задают вопросы «Что такое?», «Почему?» из-за сниженной познавательной активности.
Игровые действия могут наблюдаться у детей, однако, скорее это манипуляции с игрушками, не всегда имеющие смысл. Например, мальчик много раз катает машинку из одного угла комнаты в другой, издавая при этом звуки, изображающие шум мотора. Девочка держит куклу на руках и тычет ей ложкой в лицо, не заботясь о том, чтобы ложка попала в область рта. Кратковременно дети могут объединять игровые действия в цепочки, но это не характерно для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
۞ Иллюстрация
В.В. Лебединский [4] провел сравнительное изучение игровой деятельности у обычных детей и детей, страдающих олигофренией. Игра у них длительное время задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных стереотипов, в игре дети только подражают тому, что видят, в ней отчетливо видно отсутствие инициативы и творчества. У детей с олигофренией даже в возрасте 6 лет относительно сложные предметные игровые действия встречаются очень редко. Лишь к возрасту 7–8 лет уровень развития предметных игровых действий приближается к уровню игры детей 3–4 лет. Усложнение игровых действий происходит только к 7–8 годам, когда в норме дети уже должны переходить к учебной деятельности.
Игровые действия появляются значительно позже, уже в дошкольном возрасте или за его пределами, так как для развития игры необходимо символическое мышление, то есть умение использовать один предмет вместо другого и действовать в воображаемой ситуации. Все эти качества у детей развиты слабо, так как они являются одной из сторон целостной познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей появляются элементы сюжетно-ролевой игры, которые возникают только под руководством взрослого. Так, дети могут вместе со взрослым обыгрывать ситуацию хождения в гости, выполняя роли хозяев и гостей, сервируют стол, угощают гостей чаем и печеньем. Однако по собственной инициативе такие игры детьми не организуются.
В дошкольном возрасте отмечается позднее развитие речи, позднее овладение навыками самообслуживания и самостоятельности. Речь, как правило, аграмматичная, словарный запас крайне ограничен.
Изобразительная деятельность у детей с интеллектуальной недостаточностью без специального обучения не возникает и не развивается. Она долго остается на уровне каракулей, лишь к концу данного периода у детей появляются предметные рисунки, выполненные весьма несовершенно, с грубыми ошибками и неточностями. Дети рисуют людей-головоногов, птиц, которые имеют по 4 лапки, «прозрачные» дома. Линии у них неровные, нечеткие. Однако детям очень нравится рисование, и они очень эмоционально относятся к результатам своего труда. По данным В.С. Мухиной [12] для рисования детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте характерно отсутствие активного черкания в доизобразительный период, резкое запаздывание в появлении соотнесения рисунка и предмета, копирование отдельных линий образца без их объединения в целостное изображение. Типичным является факт неузнавания детьми собственных рисунков, неумение их «читать», то есть описывать, что на них изображено. Это можно объяснить тем, что дети не соотносят, не устанавливают связи между реальным предметом и его графическим изображением.
В младшем школьном возрастедети начинают обучение по программе вспомогательной школы. Но для них характерно практически полное отсутствие интересов к учению, особенно познавательных интересов, дети пассивно относятся к учебным занятиям, особенно к тем, которые требуют умственного напряжения. Интересы детей в этом возрасте могут быть связаны с занимательностью учебного материала, с яркостью его подачи. Наибольший интерес у детей вызывает трудовая деятельность, они с интересом берутся за выполнение трудовых операций, даже не понимая до конца их смысла.
В структуре психического недоразвития на первый план выступает недоразвитие абстрактного мышления. Дети способны лишь к суждениям конкретно-ситуативного характера, слабостью или невозможностью обобщать предметы и явления, они испытывают трудности при выделении существенных признаков предметов и явлений. Недостаточность логического мышления особенно отчетливо проявляется при овладении счетными операциями – дети даже с легкой умственной отсталостью с большим трудом научаются считать и производить простые счетные операции.
В начальных классах вспомогательной школы дети могут овладеть рисованием. Систематические занятия по специальной программе приводят к тому, что дети осваивают способы и приемы грамотного изображения предметов по представлению и с натуры, могут овладеть техникой для грамотного изображения натуры.
Вподростковом возрастеу детей с интеллектуальной недостаточностью появляются другие интересы, которые не связаны с учебными занятиями. Появляются интересы к новым видам деятельности, таким как вязание, шитье, выпиливание, работа с бисером и соломкой. Значимым становится общение со сверстниками, появляются друзья. Но кроме интеллектуальной недостаточности на первый план выступает незрелость личности, которая проявляется в неспособности самостоятельно решать житейские ситуации, в некритичности поведения, в неадекватных притязаниях.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий