logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией

Динамика процессов развития у детей с олигофренией отличается крайней замедленностью формирования высших психических функций. Дети в своем развитии отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Рассмотрим, как происходит психическое развитие детей на разных этапах. Обозначая традиционно возрастные периоды развития детей с интеллектуальной недостаточностью как младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, мы имеем в виду лишь номинальное совпадение хронологических границ этих возрастов. Психологические особенности детей с олигофренией в соответствующем возрастном периоде будут существенно иными по сравнению с нормально развивающимися детьми.

Психическое развитие ребенка с олигофренией в раннем детстве. На первом году жизни наблюдается вялость, выраженное недоразвитие двигательных функций, часто отмечается нарушение сна и бодрствования. С отставанием формируются связи «глаз – рука», «глаз – ухо», что тормозит развитие хватания и действий с предметами. Недоразвитие эмоциональной сферы проявляется в позднем формировании комплекса оживления, с опозданием проявляются эмоциональные реакции на различные внешние стимулы (на звуки, знакомые предметы, голос и вид матери и других взрослых). Дети отличаются снижением интереса к окружающему миру, у них не наблюдается удивление при появлении нового интересного предмета, они не стремятся наблюдать за предметами, прослеживать их передвижение в пространстве. С большим опозданием появляется реакция на слово, то есть ребенок не может связать название предмета и сам предмет, что в норме появляется у ребенка уже в 7 месяцев. Это свидетельствует об отставании в развитии именно познавательной сферы. Выраженная задержка отмечается также и в развитии речи, дети не только поздно начинают понимать обращенную речь, но также и поздно начинают говорить сами.

Развитие моторики происходит также с большим отставанием. У детей поздно формируются все основные движения: от удержания головы, ползания, сидения до самостоятельной ходьбы. Походка у них долго остается неустойчивой, она плохо координирована, отмечаются лишние движения. Дети могут так и не освоить или осваивают с большим трудом усложненные виды ходьбы, например, ходьбу с препятствиями, ходьбу по лестнице, ходьбу спиной вперед и т.п. Дети испытывают трудности и при попытке прыгать и бегать.

Хватание и действия с предметами также появляются с большим опозданием. Движения рук плохо скоординированы между собой. Действия с предметами долго остаются на уровне манипуляций, так как ребенок с трудом усваивает действия с предметами по назначению, то есть предметные действия. Это можно объяснить также и тем, что ребенок с большим трудом подражает взрослому, обучается любым новым для него действиям. В возрасте 2–3 лет наиболее очевидно выраженное отставание в развитии навыков самообслуживания, то есть ребенок не овладевает умениями самостоятельно умываться, принимать пищу, одеваться.

Психическое развитие ребенка с олигофренией в дошкольном возрасте. Дети с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте отличаются сниженным интересом к ближайшему предметно-игровому окружению. Дети могут взять игрушку, которая попала в их поле зрения, но тут же ее бросить, так как их действия импульсивны, а интерес к предмету не выражен. Если нормально развивающиеся дошкольники разламывают игрушки, удовлетворяя свой интерес к их строению, то дети с интеллектуальной недостаточностью делают это импульсивно, не интересуясь предметом. Дети редко задают вопросы «Что такое?», «Почему?» из-за сниженной познавательной активности.

Игровые действия могут наблюдаться у детей, однако, скорее это манипуляции с игрушками, не всегда имеющие смысл. Например, мальчик много раз катает машинку из одного угла комнаты в другой, издавая при этом звуки, изображающие шум мотора. Девочка держит куклу на руках и тычет ей ложкой в лицо, не заботясь о том, чтобы ложка попала в область рта. Кратковременно дети могут объединять игровые действия в цепочки, но это не характерно для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

۞ Иллюстрация

В.В. Лебединский [4] провел сравнительное изучение игровой деятельности у обычных детей и детей, страдающих олигофренией. Игра у них длительное время задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных стереотипов, в игре дети только подражают тому, что видят, в ней отчетливо видно отсутствие инициативы и творчества. У детей с олигофренией даже в возрасте 6 лет относительно сложные предметные игровые действия встречаются очень редко. Лишь к возрасту 7–8 лет уровень развития предметных игровых действий приближается к уровню игры детей 3–4 лет. Усложнение игровых действий происходит только к 7–8 годам, когда в норме дети уже должны переходить к учебной деятельности.

Игровые действия появляются значительно позже, уже в дошкольном возрасте или за его пределами, так как для развития игры необходимо символическое мышление, то есть умение использовать один предмет вместо другого и действовать в воображаемой ситуации. Все эти качества у детей развиты слабо, так как они являются одной из сторон целостной познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей появляются элементы сюжетно-ролевой игры, которые возникают только под руководством взрослого. Так, дети могут вместе со взрослым обыгрывать ситуацию хождения в гости, выполняя роли хозяев и гостей, сервируют стол, угощают гостей чаем и печеньем. Однако по собственной инициативе такие игры детьми не организуются.

В дошкольном возрасте отмечается позднее развитие речи, позднее овладение навыками самообслуживания и самостоятельности. Речь, как правило, аграмматичная, словарный запас крайне ограничен.

Изобразительная деятельность у детей с интеллектуальной недостаточностью без специального обучения не возникает и не развивается. Она долго остается на уровне каракулей, лишь к концу данного периода у детей появляются предметные рисунки, выполненные весьма несовершенно, с грубыми ошибками и неточностями. Дети рисуют людей-головоногов, птиц, которые имеют по 4 лапки, «прозрачные» дома. Линии у них неровные, нечеткие. Однако детям очень нравится рисование, и они очень эмоционально относятся к результатам своего труда. По данным В.С. Мухиной [12] для рисования детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте характерно отсутствие активного черкания в доизобразительный период, резкое запаздывание в появлении соотнесения рисунка и предмета, копирование отдельных линий образца без их объединения в целостное изображение. Типичным является факт неузнавания детьми собственных рисунков, неумение их «читать», то есть описывать, что на них изображено. Это можно объяснить тем, что дети не соотносят, не устанавливают связи между реальным предметом и его графическим изображением.

В младшем школьном возрастедети начинают обучение по программе вспомогательной школы. Но для них характерно практически полное отсутствие интересов к учению, особенно познавательных интересов, дети пассивно относятся к учебным занятиям, особенно к тем, которые требуют умственного напряжения. Интересы детей в этом возрасте могут быть связаны с занимательностью учебного материала, с яркостью его подачи. Наибольший интерес у детей вызывает трудовая деятельность, они с интересом берутся за выполнение трудовых операций, даже не понимая до конца их смысла.

В структуре психического недоразвития на первый план выступает недоразвитие абстрактного мышления. Дети способны лишь к суждениям конкретно-ситуативного характера, слабостью или невозможностью обобщать предметы и явления, они испытывают трудности при выделении существенных признаков предметов и явлений. Недостаточность логического мышления особенно отчетливо проявляется при овладении счетными операциями – дети даже с легкой умственной отсталостью с большим трудом научаются считать и производить простые счетные операции.

В начальных классах вспомогательной школы дети могут овладеть рисованием. Систематические занятия по специальной программе приводят к тому, что дети осваивают способы и приемы грамотного изображения предметов по представлению и с натуры, могут овладеть техникой для грамотного изображения натуры.

Вподростковом возрастеу детей с интеллектуальной недостаточностью появляются другие интересы, которые не связаны с учебными занятиями. Появляются интересы к новым видам деятельности, таким как вязание, шитье, выпиливание, работа с бисером и соломкой. Значимым становится общение со сверстниками, появляются друзья. Но кроме интеллектуальной недостаточности на первый план выступает незрелость личности, которая проявляется в неспособности самостоятельно решать житейские ситуации, в некритичности поведения, в неадекватных притязаниях.