logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

Этиология и классификация нарушений зрения у детей

Среди этиологических факторов, которые приводят к патологии зрительной системы, выделяются врожденные и приобретенные факторы. Врожденные, в том числе наследственные, формы нарушений зрительных функций составляют 90% случаев (92% случаев слабовидения и 88% случаев слепоты). Наследственные формы встречаются в более чем 30% случаев. К нарушениям зрения может привести также патология беременности и родового акта. Экзогенные вредности (туберкулез, токсоплазмоз, вирусная инфекция, интоксикация) действуют на плод внутриутробно [7; 8; 12].

Одной из причин слепоты у детей является ретинопатия недоношенных, то есть возникающее у детей, родившихся раньше срока, поражение сетчатки глаза, которое приводит к снижению функций зрения, вплоть до слепоты. Эта патология возникает вследствие воздействия повышенной концентрации кислорода на сетчатку глаза. Высокая концентрация кислорода создается в кювезах, в которые помещаются преждевременно родившиеся дети для их дозревания в условиях, близких к тем, которые были в утробе матери.

К постнатальным вредностям, оказывающим патогенное действие на зрительную систему, относят энцефалиты, менингиты и другие воспалительные заболевания мозга, а также опухоли и травмы. Человек утрачивает зрение после перенесенного воспаления мозга, особенно если оно протекало тяжело. Утрата зрения может быть вызвана травмированием глаз и/или головного мозга во время автомобильной аварии, взрыва, выстрела в голову, другого несчастного случая. Зрение может быть утрачено в результате опухоли головного мозга, которая затрагивает те участки мозга, которые отвечают за зрительные функции.

Утрата зрения у ребенка может происходить постепенно, в результате прогрессирующих заболеваний нервной системы. В этих случаях происходит медленная утрата способности видеть, и человек с возрастом становится незрячим. Незрячим человек может стать в результате соматического заболевания, например, сахарного диабета, одним из осложнений которого является утрата зрения.

Специфика и характер психического развития детей с нарушениями зрения, уровень возможностей детей, способы ориентировки в окружающем и познания мира, особенности их поведения и взаимоотношений с окружающими будут в значительной степени определяться характеристиками их зрительных функций, глубиной и характером поражения зрительного анализатора. Характеристики зрительных функций различаются в зависимости от времени возникновения дефекта и степени его выраженности.

Детей с нарушениями зрения принято в отечественной тифлопсихологии разделять на следующие группы по двум основным критериям, представленным в таблице. Основа этой классификаии была заложена Н.Г. Морозовой.

Таблица 8.2 – Классификация видов нарушений зрения у детей

Критерий времени наступления зрительного дефекта

Критерий степени выраженности

сенсорного дефекта

Незрячие (слепые)

Слабовидящие

Тотальная слепота

Парциальная слепота

Врожденное слабовидение

С рождения

Врожденная слепота

После рождения

Ослепшие

Приобретенное слабовидение

Слепота бывает тотальной и парциальной. Тотальная слепота – резко сниженная способность человека получать информацию с помощью зрения, невозможность различать предметы и их свойства по визуальным признакам, при этом части детей доступно только светоощущение. Парциальная слепота – сохранность элементарных возможностей воспринимать визуальную информацию, способность выделять общую форму предмета, различать фигуру и фон. Острота зрения при слепоте – от 0 до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией.

Слабовидение – это снижение остроты зрения, при котором значения остроты зрения находятся в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Дети могут использовать зрение при решении каждодневных задач. При слабовидении речь идет о существенном снижении остроты зрения. Хотя у детей имеются остаточные возможности зрения, ребенок все же ограничен в восприятии мира через зрительный анализатор, так как значительно уменьшается скорость зрительного восприятия, наблюдаются узость обзора, недостаточность четкости и яркости восприятия, искажаются образы предметов.

При остроте зрения выше 0,4 дети не относятся к слабовидящим. Считается, что развитие таких детей существенно не отличается от развития обычных детей, а недостаточность зрения у них может быть компенсирована с помощью линз или очков. Такие дети также не нуждаются в специализированной помощи тифлопедагогов и в обучении в специальной школе для детей с нарушениями зрения.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в тифлопсихологии выделяются следующие группы детей с нарушениями зрения: тотально незрячие, незрячие со светоощущением, незрячие с остаточным зрением, глубоко слабовидящие, слабовидящие [12].

Большое значение для оценки возможностей детей имеет время возникновения зрительного дефекта. При врожденной слепоте ребенок вообще не имеет опыта зрительных ощущений, он не может себе представить, как выглядят предметы, что такое цвет, яркость, удаленность и т.п. Отсутствие зрительных представлений приводит к затруднениям в возникновении вертикального положения тела, у ребенка развивается боязнь пространства, новых предметов, что, в свою очередь, приводит к задержке в освоении пространства, недоразвитию походки, пространственной ориентации, с опозданием развивается восприятие и понимание схемы тела. При нарушениях зрения в раннем возрасте происходит недоразвитие психомоторной сферы, наблюдается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений. При потере зрения в более старшем возрасте имеющийся опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий. При возникновении дефекта зрения после рождения у ребенка имеется определенный опыт зрительных представлений и впечатлений, и он может пользоваться им, даже став незрячим. Поэтому чем позже наступает слепота, тем меньшее влияние она оказывает на дальнейшее развитие ребенка, однако, тем сложнее ребенку приспособиться к наступившему дефекту, использовать возможности компенсации.

Косоглазие у детей. Термин «косоглазие» объединяет различные поражения зрительной и глазодвигательной систем, которые вызывают отклонение (периодическое или постоянное) глазного яблока от обычной его локализации, то есть от совместной точки фиксации, и связанное с этим нарушение функции бинокулярного зрения. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся, косоглазие, а также косоглазие кверху или книзу. Косоглазие приводит к нарушению бинокулярного зрения, а также к другим трудностям зрительного восприятия. Дети затрудняются в выделении частей объекта, у них недостаточно развиты умения соотносить части предмета, особенно разрозненные, в одно целое. Дети с трудностями выполняют те действия, в которых требуется произвести анализ формы и величины предметов, а также пространственных отношений. Ограниченные зрительные возможности (низкая острота зрения, монокулярный характер зрения, нецентральная фиксация) качественно изменяют предметно-практическую деятельность детей. Косметический дефект и вызванные им трудности общения с человеком при косоглазии являются наиболее серьезной проблемой для ребенка. Глазные яблоки располагаются асимметрично, одно или оба – вне привычного для каждого человека места. Этот дефект становится заметным окружающим, так как любой человек в общении смотрит на область глаз собеседника.