logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией

Отклонения в развитии детей с олигофренией становятся заметны уже с самого раннего возраста, так как дети отличаются от сверстников и в развитии движений, и в речевом развитии, у них менее выражен или не выражен вообще интерес к окружающему, к общению с людьми, к игрушкам. Таких детей узнать достаточно легко по внешнему виду. В большинстве случаев у них есть особые отличительные признаки, так называемые стигмы эмбриогенеза, которые свидетельствуют о нарушениях в формировании организма в целом, его внутренних органов и головного мозга. К стигмам относятся: особое строение лица, черепа, ушных раковин; ребенок отличается размером и формой головы, носа и других частей лица. Нередко наблюдаются различные аномалии и дисплазии, то есть деформации и нарушения соотношения размеров черепа, аномалии строения и расположения ушных раковин, глаз, зубов, укорочение фаланг пальцев, синдактилии (сросшиеся пальцы). В таких случаях, а особенно если человек уже знаком с такими детьми, он по внешнему виду определит, что это дети с отклонениями в развитии.

В других случаях дети по внешнему виду не отличаются от своих нормально развивающихся сверстников, и их умственные ограничения становятся заметными только при общении с ними, особенно при выполнении заданий учебного типа. Их интеллектуальная недостаточность проявляется прежде всего там и тогда, когда требуются умственные способности для ориентировки в окружающем мире, в бытовых ситуациях, а также для решения более сложных познавательных задач. Уже с самого раннего возраста у такого ребенка заметны низкий интерес к окружающему миру, трудности понимания, трудности установления связей и отношений между предметами и явлениями, медленная скорость усвоения информации, трудности запоминания и необходимость многократных повторений материала для его запоминания. Таким детям все дается с большим трудом, а многое из того, что доступно обычным детям, им оказывается недоступно вообще.