logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития

Уже на первом году жизни в развитии ребенка с задержкой психического развития наблюдаются отставания в развитии двигательных функций, эмоциональной сферы, познавательной активности. По данным И.И. Мамайчук [9], на первом году жизни у детей отмечается:

На втором году жизни у детей наблюдается задержка в развитии локомоторных функций, ребенок начинает ходить на один–три месяца позже по сравнению с нормально развивающимися детьми. В этот период у ребенка на первый план выступает недостаточность познавательной деятельности и речи, отмечается запаздывание появления первых слов, недопонимание обращенной речи. В поведении наблюдается отсутствие или недостаточность подражания взрослым, выражены затруднения в приобретении навыков опрятности и самообслуживания.

К трехлетнему возрасту характерными признаками задержки психического развития являются: недоразвитие речевых функций; недоразвитие навыков самообслуживания; недоразвитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания); недоразвитие игровой деятельности; несформированность типичных для возраста форм социального поведения.

Таким образом, уже в раннем возрасте наблюдается отставание в развитии ребенка во всех областях – от двигательной до эмоционально-волевой. Происходит накопление незначительных отклонений во всех сферах развития, в дальнейшем они становятся более выраженными и стойкими.

Характеристика психического развития детей с задержкой психического развития по результатам психологических исследований. Деятельность и поведение детей с задержкой психического развития характеризуется сни­жением активности, особенно спонтанной, во всех видах деятельности. Для таких детей типично импульсивное поведение, часто наблюдается психомоторная расторможенность, типична также неспособность к волевому усилию и к систематической деятельности. Дети, как правило, формально усваивают правила поведения, но не всегда подчиняются им. Другими словами, они могут хорошо объяснить, как надо себя вести, какое поведение является правильным и одобряемым, но им крайне трудно этим правилам подчиняться. Все это объясняет, почему в их поведении преобладают эмоциональные формы регуляции.

Дети склонны к деятельности, не требующей интеллектуального напряжения. При осуществлении учебной деятельности у них сохраняются игровые мотивы. Они отличаются неумением принимать инструкцию взрослого, следовать ей, выполнять учебные действия для решения учебных задач, с трудом переключаются на новые способы выполнения любого действия, соскальзывают на при­вычные им способы работы.

Особенности морального поведения младших школьников с ЗПР изучались в работе Е.А. Винниковой и Е.С. Слепович [2]. Ими установлено, что представления о социальных нормах у младших школьников с ЗПР носят размытый характер, причем аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм тесным образом зависит от характера ситуации, в которой они используются: чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с ЗПР моральных норм. Развитие у детей с ЗПР как вербального, так и реального поведения движимо в основном прагматическими мотивами, и в тех случаях, когда совершается нравственный поступок, и тогда, когда совершается безнравственный поступок. Моральное поведение младших школьников с ЗПР, кроме того, что оно соответствует более младшему возрасту, характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость функционирования моральных норм от внешнего контроля, размытость моральных норм, зависимость функционирования моральных норм от условий ситуации, в которой она реализуется, видение окружающих сверстников как людей, способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону ее прагматичности.

Специальное исследование Е.С. Слепович [16] посвящено особенностям игры детей с задержкой психического развития. Ею установлено, что дети дошкольного возраста с ЗПР играют на уровне, соответствующем игре детей конца раннего – начала дошкольного возраста. Они испытывают трудности создания воображаемой ситуации, принятия на себя игровой роли, создания и развертывания плана иг­ры, склонны сводить условный план игры к реальному плану предметной деятельности. В целом у них снижена активность в игровом поведении, сюжетная игра как совместная деятельность не возникает. У детей обнаруживаются ярко выраженные трудности в самостоятельном создании плана и замысла игры, в целенаправленном его развертывании, сюжеты игр не выходят за пределы бытовой тематики, являются ситуативными и нестойкими. Игра в основном носит неречевой характер. Без помощи взрослых дети склонны условный план игры сводить к реальному плану предметной деятельности.

У детей с задержкой психического развития наблюдается стойкое снижение интереса к продуктивным видам деятельности, они не любят рисовать, лепить, делать аппликации. Снижение мотивации детей может быть связано также с тем, что ихрезультаты в этих видах деятельности весьма скромные, уровень их выполнения соответствует более низкому возрастному уровню. Так, рисунок шестилетнего ребенка с ЗПР будет таким же, как рисунок 3–4-летнего нормально развивающегося ребенка. В свою очередь трудности восприятия объектов, особенно пространственного восприятия, а также нарушение тонких движений рук и пальцев приводят к трудностям в продуктивных видах деятельности. Рисование ребенка длительно задерживается на стадии каракулей, дети долго не могут формулировать замысел рисунка, использовать графические шаблоны для изображения, им трудно выполнять графические изображения линий и их сочетаний, линии у них получаются нечеткие, неровные, с разным нажимом, рисунки кажутся неряшливыми.

Характеристика общения детей с задержкой психического развития дается в работах Л.В. Кузнецовой [12] и Е.С. Слепович [16]:

Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР изучались Т.В. Егоровой, И.А. Коробейниковым, Н.Г. Лутонян, В.Л. Подобед, Л.И. Переслени, С. Тржесоглавой, С.Г. Шевченко и др. [12; 13; 20].

Зрительная, слуховая, зрительно-двигательная чувствительность у детей с задержкой развития такая же, как и у нормально развивающихся детей, но наблюдаются различные дефекты восприятия. Отставание в развитии зрительного восприятия – одна из причин затруднений в учении. К ним относятся:

Таким образом, у детей с задержкой психического развития наблюдается нарушение восприятия при сохранности зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и других видов чувст­вительности. Нарушены такие свойства восприятия, как целостность, константность, структур­ность. Возрастание выраженности нарушений восприятия происходит при усложнении объектов и условий их восприятия.

Особенности памяти:

Особенности мышления:

Особенности развития речи детей с задержкой психического развития изучались в работах Е.С. Слепович [17], Р.Д. Тригер [12], ими установлены следующие закономерности. Бытовая речь детей с ЗПР мало отличается от речи нормально развивающихся детей. Отмечаются нарушения звукопроизношения, трудно дается звуковой анализ слов, дети недостаточно владеют звуковым образом слова и допускают ошибки при последовательно выделении звуков в слове. Словарный запас у детей снижен, особенно это заметно по активному словарю; дети употребляют некоторые слова неточно, смешивают при употреблении сходные по произношению слова, отличающиеся одним-двумя звуками. В речи детей отсутствует ряд грамматических категорий, особенно страдает употребление прилагательных. Дети испытывают трудности в понимании сложных речевых оборотов, логико-грамматических конструкций, хотя при этом понимают простую фразу. Для детей с ЗПР особенно характерна недостаточность монологической речи, то есть умение составить рассказ на заданную тему, описать картинку, рассказать последовательно о событии и т.п.

Нарушение внимания является типичным и обязательным для детей с задержкой психического развития, что выступает как следствие энцефалопатических расстройств (И.Л. Баскакова, С.А. Домишкевич, И.А. Коробейников, Л.И Переслени). Нарушение концентрации внимания происходит вследствие общего утомле­ния ЦНС; неадекватные колебания внимания отражают незрелость нервной системы. У детей объем внимания ограниченный, они неспособны сосредоточиться на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки. Характерно также отсутствие способности переключать внимание с одного предмета на другой.