15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
Появление в семье ребенка с особенностями психофизического развития оказывает серьезное влияние не только на родителей, но и на братьев и сестер (сиблингов) родившегося ребенка. Влияние особого ребенка на своих обычных сиблингов – важная область научных исследований и практики. Данные имеющихся исследований (в большинстве своем проведенных западными учеными) доказывают, что если часть сиблингов успешно преодолевают психологические трудности, то другие находятся в зоне психологического риска и даже нуждаются в оказании психологической и психотерапевтической помощи.
Отношения между сиблингами (семейная сиблинговая подсистема) являются значимыми не только для самих братьев и сестёр, но и семьи в целом. «Продуктом» взаимодействия сиблингов является специфический опыт общения, который строится на основе потребностей, мотивов, отличных от тех, по которым ребёнок вступает в отношения с другими людьми. Сиблинги могут быть друг для друга образцом для подражания, объектом идентификации, в общении с сиблингом ребёнок приобретает богатый эмоциональный опыт, усваивая уроки эмпатии, уважения, понимания в отношениях со сверстником. Однако сиблинговая забота не проявляется до тех пор, пока организация в семье не будет способствовать этому. В работах, посвященных проблеме отношений братьев и сестер в семье, подчеркивается, что эти отношения по природе своей являются амбивалентными: описываются такие виды отношений между сиблингами, как сотрудничество, соревнование, конкуренция и антагонизм. Ревность у сиблингов возникает из-за того, что родители предпочитают одного ребёнка другому. Большинство братьев и сестёр довольно часто с большим азартом дерутся: они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Отношение детей к своим младшим сиблингам строится через отношения к детям их родителей.
В нашем исследовании мы проанализировали высказывания детей об их особых братьях и сёстрах и высказывания родителей об их отношениях между сиблингами в семье, описанные в литературе [2]. Анализируя эти высказывания, можно утверждать, что отношения между сиблингами далеко не однозначны, скорее амбивалентны: любовь, уважение, понимание в отношении к особому ребёнку, с одной стороны, и антипатия, отвержение и даже брезгливость, с другой стороны. В большинстве случаев родители направляют отношения сиблингов, задают им определённое содержание и эмоциональную окрашенность. В отличие от родителей, дети не проходят стадий принятия (или непринятия) своего брата или сестры. Для детей эмоционально значимым является уже сам факт рождения сиблинга. Можно предположить, что у них при наличии особого сиблинга не происходит краха ожиданий, как это происходит у родителей, когда в семье появляется особый ребенок. Ревность может возникать не только у обычных детей, но и у особых детей, когда под угрозой оказывается принадлежащая всецело больному ребёнку любовь родителей. Причиной ревности является утрированное чувство страха потерять внимание и любовь родителей, которое ребёнок не хочет, да и не может сдерживать.
При рождении ребёнка с отклонениями в развитии родители оказываются в стрессовой ситуации, которая первоначально оказывает сильное негативное воздействие на их физическое и психическое здоровье. В это время обычный ребёнок рассматривается родителями в сравнении с особым ребёнком, для того чтобы оценить физическое и умственное развитие последнего. Именно это сравнение часто закладывает сомнение родителей в здоровье их ребёнка. Самостоятельно выявленные родителями отличия в развитии детей воспринимаются ими лучше, чем диагноз, выставленный врачами. В это время обычный ребёнок уже начинает испытывать дефицит родительской любви и внимания. Однако родители ещё так поглощены проблемами особого ребёнка, что не замечают этого. Что же касается самих детей, то их отношения начинают строиться как отношения брата и сестры без учёта ограниченных возможностей ребёнка. В то время, когда родители терзают себя вопросами о болезни ребёнка, о ее причинах, дети выстраивают отношения друг с другом.
На следующей стадии, когда родители заняты поиском разрешения сложившейся ситуации, стремятся преодолеть болезнь ребёнка, симптомы сильнейшего стресса несколько сглаживаются. Именно в это время родители впервые вспоминают о своем обычном ребёнке, причём начинают осознавать, что они «недодали» ему любви и внимания. Однако родительское внимание и забота всё же в своём большинстве принадлежат особому ребёнку. Таким образом, и в этот период обычный ребёнок испытывает недостаток родительской любви и общения.
Взаимоотношения между сиблингами могут складываться и на основе перенятого детьми стереотипа сложившегося к особому ребенку отношения кого-либо из родителей, других братьев и сестер из семьи либо членов более далёкого социального окружения. Поэтому логично предположить, что подобный стереотип ребёнок усваивает, перенимает от того, с кем себя идентифицирует. В этом случае ребенок начинает выстраивать свои взаимоотношения с особым сиблингом без учёта его индивидуальных особенностей, не используя его возможности для того, чтобы оптимизировать общение с ним, наладить общую игру и другую деятельность.
В семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, бывает не принято разговаривать о проблеме ребенка. Таким способом семья защищается от негативной информации, от негативных переживаний. Из-за нежелания родителей разговаривать на эту тему братья и сестры могут страдать от недостатка информации о состоянии их брата/сестры, и за этим порой скрывается обычное для братьев и сестер беспокойство о будущем. Когда родители отказываются объяснить детям состояние их брата/сестры, те начинают искать информацию сами, порой не сознавая этого. Сиблинги чувствуют необходимость обсудить с кем-либо полученную информацию, открыто рассказать о своих чувствах и потребностях.
Еще одна важная проблема – это проблема ответственности, которую несут братья и сестры за ребенка с отклонениями в развитии. Постоянная необходимость заботиться о больном может вызвать гнев, неприязнь, чувство вины и, с большой вероятностью, последующие психологические проблемы, особенно если это сочетается с недостатком внимания со стороны родителей. Особый ребенок требует огромного количества времени, энергии и эмоциональных ресурсов, другие дети могут быть вынуждены принимать по отношению к нему родительские роли, к которым они не подготовлены, и таким детям приходится слишком быстро проходить стадии развития, необходимые для нормального взросления. Они оказываются ограниченными в удовлетворении собственных потребностей, в реализации своих интересов и в контактах со своими сверстниками. Все это не только ограничивает возможности развития детей, но и озлобляет сиблингов в отношении к их особому брату/сестре. Сиблинги детей с отклонениями в развитии имеют больше домашних обязанностей, чем сиблинги здоровых детей, однако эти обязанности далеко не всегда и не у всех приводят к негативным последствиям.
Детям, как и взрослым, тяжело сравнивать свою жизнь с жизнью других детей, не имеющих особых сиблингов. Нормально развивающиеся сиблинги могут испытывать чувство «вины выживших», сравнивая свою нормальную и здоровую жизнь с жизнью особых (больных) детей. Чувствуя стыд за то, что они здоровы, они могут брать на себя обязанности по уходу за больным из чувства вины. Опасность здесь в том, что из чувства вины и неправильно понятого долга здоровый сиблинг может на всю жизнь сделаться «рабом» больного.
В подростковом возрасте готовность сиблингов заботиться друг о друге и принимать заботу друг друга могут стать источником конфликта. Повышенная забота о собственном имидже в глазах сверстников может увеличить страхи обычного ребенка, его чувство стыда и унижения за то, что у него есть неполноценный брат/сестра.
Сиблинги ребенка с отклонениями в развитии могут испытывать проблемы из-за того, что им навязывают необходимость «компенсировать» разочарование и фрустрацию их родителей. На плечи обычных детей ложится требование достичь таких успехов, каких многие из них по своим интеллектуальным или психологическим данным добиться просто не способны. Это требование успеха выражается особенно ярко, если особым ребенком является сын. Дочери же подвергаются действию двойного стресса: они испытывают необходимость исполнить родительские надежды и одновременно принять на себя квазиродительские обязанности. Сиблинги детей с с отклонениями в развитии испытывают большую потребность в достижении успеха, чем братья и сестры здоровых детей.
Обычные сиблинги могут смотреть в будущее с понятной тревогой и беспокойством: они отдают себе отчет, что после ухода из жизни родителей они должны будут осуществлять уход и заботу о своих особых братьях/сестрах. Невнимание родителей к одному ребенку в сочетании с повышенной заботой о другом не позволяет некоторым родителям замечать проблемы, которые испытывает их зобычный ребенок.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий