9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
1. Сравните разные виды восприятия. По каким признакам слуховое восприятие отличается от зрительного восприятия, тактильного восприятия?
2. Какие классификации нарушений слуха вы знаете? Сравните медицинскую и психолого-педагогическую классификации.
3. Какие системы речи используются неслышащими людьми? Покажите их преимущества и недостатки.
4. Докажите, что жестовый язык действительно является языком.
5. Что такое тотальная коммуникация? В каких случаях она используется?
6. Какие существенные отклонения в развитии неслышащего ребенка можно заметить уже на первом году жизни?
7. Каковы главные особенности развития неслышащих детей в дошкольном возрасте? В школьном возрасте?
8. Назовите существенные отличия в развитии неслышащих и слабослышащих детей, неслышащих и позднооглохших детей.
9. Какова структура нарушения при недостатках слуха у детей?
10. Отличается ли структура нарушения при глухоте и слабослышании?
11. Объясните, почему снижение слуха даже легкой степени приводит к серьезному нарушению речи у детей и к трудностям в школьном обучении?
12. Как Вы понимаете, что такое компенсации глухоты?
13. Какие задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха Вы можете назвать?
Практическое задание № 1. Прочитайте следующий пример и попытайтесь понять, почему у ребенка нарушение слуха не было диагностировано вовремя? Какие объективные и субъективные причины Вы можете назвать?
Герберт (7 лет).Поступил в консультацию с диагнозом предполагаемого аутизма. По предварительным данным, у него не отмечалось динамики в умственном развитии, он вел себя как маленький ребенок, испытывал трудности в концентрации внимания и был агрессивным по отношению к другим детям. Он был возбудим и, казалось, не понимал, что ему говорят. Он мог провести несколько часов, решая головоломки, а потом переделывать их заново; отказывался играть с другими детьми. Он очень любил своих родителей.
Раннее развитие его было нормальным, правда, он заметно позже начал говорить. Грамматика речи его была довольно спутанной, а произношение – плохим и нечетким. В возрасте двух с половиной лет его осмотрел опытный аудиолог, который сказал, что слух мальчика, вероятно, является нормальным, однако, необходимо повторное обследование в течение года. Вскоре семья переехала в другой город, и повторное обследование не было проведено.
Задержки в развитии речи мальчика сначала объясняли тем, что мальчик рос в семье, где говорили на двух языках, позже их стали объяснять эмоциональными нарушениями у ребенка. Во время беседы с консультантом Герберт был внимательным, отзывчивым, с удовольствием общался с врачом, в ответ на просьбу разъяснял смысл того, что он говорил, однако, он часто неправильно понимал то, что ему говорили.
Поведение Герберта было совершенно не похоже на поведение ребенка с аутизмом, но многое позволило предположить, что у ребенка нарушение слуха. Во-первых, речь его была нарушена, и ее качество говорило о возможном нарушении за счет глухоты. Во-вторых, затруднения понимания речи не согласовывались с его языковыми возможностями и степенью развития способности к совместным действиям.
Клиническое обследование подтвердило вероятную глухоту, включающую потерю реакции на звуки высокого тона. Специалисты-аудиологи установили слуховой протез и организовали специальную дополнительную помощь в школе. Вскоре его эмоциональное состояние улучшилось, и год спустя он уже был хорошо адаптирован и лучше учился в школе [11, с. 167–168].
Практическое задание № 2. Некоторые специалисты считают, что неслышащий от рождения ребенок лучше развивается при воспитании его в семье с неслышащими родителями, чем в семье со слышащими родителями. Как вы считаете, какие аргументы приводят сторонники такой точки зрения?
Для выполнения данного задания познакомьтесь с выводами из исследований в области сурдопсихологии (излагается по [1]).
Неслышащие дети неслышащих родителей обнаруживают наибольшее количество эмоциональных проявлений разного типа, в том числе интеллектуальных эмоций, и приближаются по этим показателям к слышащим детям. Неслышащие дошкольники, имеющие слышащих родителей, показали наименьшее количество эмоций в разных жизненных ситуациях. В отличие от слышащих матерей неслышащие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому неслышащие дети неслышащих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим.
Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушение слуха, а менее успешно – неслышащие дети слышащих родителей.
Неслышащие дети неслышащих родителей обладают большей социальной зрелостью по сравнению с детьми, имеющими слышащих родителей.
Практическое задание № 3. Представьте себя в роли специалистов по сурдотехнике, которая разрабатывает технические устройства для людей с нарушением слуха. Предложите, как можно помочь неслышащему человеку в следующих трудных для него ситуациях:
- воспринять звонок телефона;
- воспринять звонок в дверь;
- заметить свисток закипевшего чайника;
- просмотр видеоматериалов с разговорной речью;
- восприятие лекции, читаемой преподавателем;
- восприятие звука приближающегося транспорта.
Практическое задание № 4. Как Вы считаете, может ли неслышащий человек получить водительские права и водить машину? Обоснуйте свою точку зрения. Почему в «Правилах дорожного движения» предусмотрен знак «Инвалид по слуху», который прикрепляется к заднему стеклу автомобиля, управляемого человеком с нарушением слуха?
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий