logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Сравните разные виды восприятия. По каким признакам слуховое восприятие отличается от зрительного восприятия, тактильного восприятия?

2. Какие классификации нарушений слуха вы знаете? Сравните медицинскую и психолого-педагогическую классификации.

3. Какие системы речи используются неслышащими людьми? Покажите их преимущества и недостатки.

4. Докажите, что жестовый язык действительно является языком.

5. Что такое тотальная коммуникация? В каких случаях она используется?

6. Какие существенные отклонения в развитии неслышащего ребенка можно заметить уже на первом году жизни?

7. Каковы главные особенности развития неслышащих детей в дошкольном возрасте? В школьном возрасте?

8. Назовите существенные отличия в развитии неслышащих и слабослышащих детей, неслышащих и позднооглохших детей.

9. Какова структура нарушения при недостатках слуха у детей?

10. Отличается ли структура нарушения при глухоте и слабослышании?

11. Объясните, почему снижение слуха даже легкой степени приводит к серьезному нарушению речи у детей и к трудностям в школьном обучении?

12. Как Вы понимаете, что такое компенсации глухоты?

13. Какие задачи коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха Вы можете назвать?

Практическое задание № 1. Прочитайте следующий пример и попытайтесь понять, почему у ребенка нарушение слуха не было диагностировано вовремя? Какие объективные и субъективные причины Вы можете назвать?

Герберт (7 лет).Поступил в консультацию с диагнозом предполагаемого аутизма. По предварительным данным, у него не отмечалось динамики в умственном развитии, он вел себя как маленький ребенок, испытывал трудности в концентрации внимания и был агрессивным по отношению к другим детям. Он был возбудим и, казалось, не понимал, что ему говорят. Он мог провести несколько часов, решая головоломки, а потом переделывать их заново; отказывался играть с другими детьми. Он очень любил своих родителей.

Раннее развитие его было нормальным, правда, он заметно позже начал говорить. Грамматика речи его была довольно спутанной, а произношение – плохим и нечетким. В возрасте двух с половиной лет его осмотрел опытный аудиолог, который сказал, что слух мальчика, вероятно, является нормальным, однако, необходимо повторное обследование в течение года. Вскоре семья переехала в другой город, и повторное обследование не было проведено.

Задержки в развитии речи мальчика сначала объясняли тем, что мальчик рос в семье, где говорили на двух языках, позже их стали объяснять эмоциональными нарушениями у ребенка. Во время беседы с консультантом Герберт был внимательным, отзывчивым, с удовольствием общался с врачом, в ответ на просьбу разъяснял смысл того, что он говорил, однако, он часто неправильно понимал то, что ему говорили.

Поведение Герберта было совершенно не похоже на поведение ребенка с аутизмом, но многое позволило предположить, что у ребенка нарушение слуха. Во-первых, речь его была нарушена, и ее качество говорило о возможном нарушении за счет глухоты. Во-вторых, затруднения понимания речи не согласовывались с его языковыми возможностями и степенью развития способности к совместным действиям.

Клиническое обследование подтвердило вероятную глухоту, включающую потерю реакции на звуки высокого тона. Специалисты-аудиологи установили слуховой протез и организовали специальную дополнительную помощь в школе. Вскоре его эмоциональное состояние улучшилось, и год спустя он уже был хорошо адаптирован и лучше учился в школе [11, с. 167–168].

Практическое задание № 2. Некоторые специалисты считают, что неслышащий от рождения ребенок лучше развивается при воспитании его в семье с неслышащими родителями, чем в семье со слышащими родителями. Как вы считаете, какие аргументы приводят сторонники такой точки зрения?

Для выполнения данного задания познакомьтесь с выводами из исследований в области сурдопсихологии (излагается по [1]).

Неслышащие дети неслышащих родителей обнаруживают наибольшее количество эмоциональных проявлений разного типа, в том числе интеллектуальных эмоций, и приближаются по этим показателям к слышащим детям. Неслышащие дошкольники, имеющие слышащих родителей, показали наименьшее количество эмоций в разных жизненных ситуациях. В отличие от слышащих матерей неслышащие матери, как правило, обеспечивают необходимое эмоциональное общение со своим ребенком, поэтому неслышащие дети неслышащих родителей, воспитывающиеся дома, по количеству эмоциональных проявлений приближались к слышащим.

Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушение слуха, а менее успешно – неслышащие дети слышащих родителей.

Неслышащие дети неслышащих родителей обладают большей социальной зрелостью по сравнению с детьми, имеющими слышащих родителей.

Практическое задание № 3. Представьте себя в роли специалистов по сурдотехнике, которая разрабатывает технические устройства для людей с нарушением слуха. Предложите, как можно помочь неслышащему человеку в следующих трудных для него ситуациях:

- воспринять звонок телефона;

- воспринять звонок в дверь;

- заметить свисток закипевшего чайника;

- просмотр видеоматериалов с разговорной речью;

- восприятие лекции, читаемой преподавателем;

- восприятие звука приближающегося транспорта.

Практическое задание № 4. Как Вы считаете, может ли неслышащий человек получить водительские права и водить машину? Обоснуйте свою точку зрения. Почему в «Правилах дорожного движения» предусмотрен знак «Инвалид по слуху», который прикрепляется к заднему стеклу автомобиля, управляемого человеком с нарушением слуха?