9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
Овладение речью, использование ее в процессе общения, понимание слышимой речи вызывает серьезные трудности у людей с нарушением слуха, и особенно у неслышащих. Однако механизмы компенсации позволяют создавать и использовать средства общения и получения информации об окружающем мире, которые замещают нарушенные слуховые функции сохранными функциями, такими как зрение, осязание, движение рук и пальцев. Именно поэтому неслышащими людьми используются специфические виды импрессивной (понимание речи) и экспрессивной речи (собственная речь, говорение). К ним относятся:
- жестовая речь;
- дактильная (пальцевая) азбука;
- чтение речи с губ и лица говорящего;
- письменная речь.
Жестовая речь– это сложная система средств общения, главным из которых является жест. Ученые полагают, что жестовый язык существует достаточно давно, вероятно, древние люди пользовались им еще в те времена, когда звучащая речь еще не была создана. Однако жестовый язык полностью занимает руки, отвлекая человека от труда, а также он непригоден в общении на больших расстояниях. Именно поэтому и появилась звучащая речь, которая лишена указанных недостатков. Но в общениинеслышащих людейжестовый язык и жестовая речь выполняют важные функции, позволяя таким людям полноценно реализовывать различные функции языка, и, прежде всего, его коммуникативную функцию.
Следует различать два понятия: жестовый язык и жестовая речь. Жестовый язык– это система языковых знаков (жестов и других движений) и правил их использования, ажестовая речь– это процесс использования жестового языка для целей общения. Жесты человека разнообразны и весьма сложны по своей структуре, они осуществляются одной или двумя руками. По направлению жесты могут быть ориентированы на какие-то части тела человека или на предметы в окружающем пространстве, они могут выполняться на разных уровнях тела человека, а движения совершаются по разным траекториям. Некоторые жесты статичны, и для их понимания совершать движение не нужно. Изменяется также скорость выполнения жестов в зависимости от задачи высказывания. Определенное значение имеет мимика человека, которая сопровождает жесты.
Специалисты по жестовой речи выделяют две самостоятельные системы, или вида жестовой речи: разговорная жестовая речь и калькирующая жестовая речь.
Разговорная жестовая речьиспользуется неслышащими людьми в общении между собой, ее грамматический строй существенно отличается от грамматики устной речи, а последовательность жестов в сообщении определяется логикой высказывания и не строится в соответствии с логикой словесной речи.Калькирующая жестовая речьиспользуется сурдопереводчиками в официальных формах общения, она представляет собой копирование устной речи, то есть является переводом устной речи на язык жестов. Калькирующей жестовой речью часто пользуются позднооглохшие люди, которые до наступления глухоты хорошо знали грамматику устной речи и пользовались ею. Иногда в телевизионных передачах можно увидеть сурдоперевод, который представляет собой калькирующую жестовую речь.
Изучением знаков и знаковых систем занимается наука, которая называется семиотикой.Семиотика разделяет знаки на три группы:иконические знаки(похожие на обозначаемый предмет),индексныезнаки (знаки, обозначающие часть предмета либо предмета в целом),символические знаки (не имеющие ничего или почти ничего общего с обозначаемым предметом). Жесты в жестовой речи разделяются на такие же виды. Вот некоторые примеры жестов и их значения.
۞ Иллюстрации
«Дом» – соприкасающиеся кончики пальцев обеих рук, изображение двухскатной крыши (индексная группа знаков, статический жест).
«Женщина»– вертикальная ладонь у одной из щек (символический жест).
«Мама» – движение вертикальной ладони от одной щеки к другой (символический жест).
«Мужчина» – согнутая кисть руки у лба (символический жест или индексный знак, если понимать его как прикосновение пальцев к козырьку фуражки).
«Папа» – перемещение горизонтальной ладони ото лба к подбородку (символический жест).
«Автомобиль» – имитация вращения руля (индексный жест).
«Помидор» – изображение шара с указанием на губы (красный цвет).
«Устал» – руки бессильно опущены вдоль тела (индексный жест).
«Слух, слушать» – прикосновение указательного пальца к уху (индексный жест).
Специфическим признаком жестовой речи является то, что для некоторых действий, обозначаемых одним словом, нет единого жеста, например, стирать белье и стирать с доски обозначается разными жестами, имитирующими эти действия, так же имитируются и разные действия со словом «мыть». Еще один специфический признак жестовой речи – допущение смысловой неопределенности, которая может быть устранена при учете ситуации и всего контекста высказывания. Например, слова «доить корову» и «молоко» изображаются жестом, имитирующим процесс дойки коровы.
В разговоре на бытовую тему можно ограничиться использованием 150–200 жестов, а в разговорах на профессиональную тему необходимо не менее 2000–3000 жестов, которыми владеют неслышащие люди с высшим образованием.
С помощью языка жестов в большинстве случаев невозможно передать такую информацию, как имена и фамилии, иностранные слова, профессиональные термины и т.п. Поэтому в дополнение к жестовой речи и наряду с ней неслышащие люди широко пользуются дактильной (пальцевой) азбукой.
Дактильная речь – это использование различных комбинаций пальцев для изображения отдельных звуков речив процессе общения. Около половины букв русского алфавита в «пальцевом» изображении напоминают соответствующие изображения тех же букв на письме, а остальные буквы представлены специальными символами. Это удобный, но довольно медленный способ общения. Написанное или произнесенное слово человек воспринимает сразу, целиком, а при дактильном предъявлении восприятие слова происходит последовательно, при этом человек должен соединять побуквенно знаки в слова, а затем во фразы. Дактильную речь легко осваивают слышащие люди, что очень помогает неслышащим людям при их адаптации в обществе. Этот способ общения, несмотря на его низкую скорость, значительно облегчает жизнь людям с недостатками слуха.
Важнейшим способом общения неслышащих является чтение речи с губ и лица говорящего.В русском языке только некоторые звуки (а, о, у, э, р) имеют при произнесении настолько характерные признаки, что безошибочно читаются с губ. Однако остальные звуки русского языка распределены в 14 групп в зависимости от возможности их распознавания при произнесении. В одну группу объединены часто весьма непохожие звуки. Поэтому остается непонятным, как же можно распознавать звуки речи, только глядя на губы и лицо говорящего. Однако распознаванию речи с губ способствуют некоторые обстоятельства. К ним относится, например, избыточность речи говорящего, так как иногда достаточно понять лишь несколько звуков, чтобы понять сказанное. Очень важны для понимания знание предмета разговора, контекста и ситуации высказывания. Важными условиями являются также четкая артикуляция, хорошее освещение лица говорящего и медленная, четкая речь. Однако этот способ общения является наиболее трудным для общения неслышащего и слышащего. Овладевать этим способом необходимо с раннего детства. Люди, утратившие слух в юности или в зрелом возрасте, не могут овладеть чтением с губ и лица говорящего.
Письменная речьявляется надежным способом общения неслышащих людей со слышащими, хотя она и требует использования бумаги и пишущего инструмента (или компьютера, ноутбука в наше время). С помощью письма сообщение передается точно и однозначно. Однако не всегда у неслышащего человека есть возможность воспользоваться письменной речью (например, в условиях недостатка освещения). Кроме того, самым большим недостатком письменной речи является медленная скорость передачи сообщения – процессы написания сообщения и его прочтения происходят последовательно, поэтому они занимают больше времени. Письменное общение осуществляется в 7 раз медленнее устной речи.
Важным показателем оценки доступности всех видов специфической речи неслышащих является время, затрачиваемое на овладение разными видами речи. Последовательность видов речи от наименьшего требуемого времени к наибольшему выглядит следующим образом: дактильная азбука, жестовая речь, чтение с губ и лица говорящего, письменная речь.
В сурдопедагогике существуют разные позиции относительно использования жестовой речи неслышащими детьми. Представители одной группы специалистов призывают запретить использование жестов детьми с нарушением речи, так как, по их мнению, это улучшит процесс освоения детьми с нарушением слуха словесной речи. В 20 веке существовали даже школы для детей с нарушением слуха, в которых был строгий запрет на использование жестовой речи. В наше время реализуется принцип учета потребностей неслышащего человека в средствах общения, который предполагает, что человек сам выбирает те средства общения, которые подходят именно ему. В практике обучения и воспитания детей с нарушением слуха реализуется подход, который основан на необходимости учета следующих факторов: уровня сохранности слуха, уровня развития словесной речи у ребенка, этапа обучения словесной речи. Выбор средств общения дифференцирован также для неслышащих и слабослышащих детей. В странах Европы и в США принцип использования всех доступных способов общения неслышащими людьми получил название «тотальной коммуникации», и этот принцип реализуется при обучении неслышащих детей. Подробнее об этой проблеме можно узнать из книги Г.Л. Зайцевой [7].
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий