9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
Сюжетно-ролевая игра дошкольников с нарушением слуха обнаруживает определенное сходство с игрой детей с сохранным слухом. Неслышащие дети также воспроизводят в играх свои впечатления об окружающей действительности, об отношениях людей. Однако, как показало исследование Г.Л. Выгодской [4], игры глухих дошкольников дольше, чем у слышащих, задерживаются на этапе предметно-процессуальных игр; их сюжетные игры однообразнее и упрощеннее, чем у слышащих сверстников. Так как неслышащие дети воспринимают действительность менее обобщенно из-за нарушений речи, они не всегда воспринимают главное и существенное, поэтому в сюжетно-ролевой игре не всегда отражают главный смысл ситуации, а воспроизводят второстепенные детали (например, в игре в «доктора» детям отказывают в приеме, если он не постучал в дверь). Иногда игра сводится к детальному изображению какого-либо одного действия, при этом смысл отображаемой деятельности и отношений людей остается для детей скрытым. Зачастую обнаруживается тенденция к стереотипности действий, когда дети механически однообразно повторяют одни и те же слова и действия.
Неслышащие дети испытывают трудности и при использовании предметов-заместителей, или игровом употреблении предметов. Слово (игровое название предмета) еще не диктует неслышащему ребенку способ действия с этим предметом, как это происходит у слышащих дошкольников. Если взрослый предложил использовать карандаш в качестве ножа в игре, ребенок, даже согласившись с этим, все равно использует в игре карандаш в качестве карандаша (рисует по поверхности стола). Эти данные свидетельствуют о трудностях в развитии воображения, которые определяются недостаточностью использования речи в ее символической функции, функции замещения. Такие же трудности испытывают дети и при принятии на себя игровой роли, так как из-за слабости воображения неслышащий ребенок трудно принимает на себя роль другого человека. Детям также трудно дается воспроизведение в игре обобщенного образа другого человека (например, ребенок изображает не врача вообще, а врача детского сада, не маму вообще, а только свою собственную маму, называя каждого из персонажей не обобщенным, а его конкретным именем).
Все специфические особенности сюжетно-ролевой игры у неслышащих детей дошкольного возраста Г.Л. Выгодская объясняет задержанным развитием речи у детей. Недостатки развития смысловой стороны речи, обобщающей и регулирующей функции слова проявляются в том, что слово не всегда направляет и определяет выполнение игровых действий. Задержка речевого развития затрудняет и создание воображаемой игровой ситуации.
У неслышащих детей на протяжении дошкольного возраста сохраняются некоторые трудности в развитии двигательной сферы. Это проявляется в неустойчивости, в трудностях сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточной точности, координации, неуверенности движений. Особенно заметны трудности выполнения пространственно-ориентированных движений и пространственной ориентировки в целом. Это можно объяснить связью нарушений слуха с нарушением равновесия.
В развитии сенсорной сферы у детей дошкольного возраста наблюдаются некоторые специфические особенности. Зрительное восприятие у неслышащих детей отличается тем, что узнавание предметов у них замедленное, так как им необходимо больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предметов. По данным А.А. Венгер и Л.А. Венгера [4] неслышащие дошкольники способны различать предметы по форме. Дети справляются с заданием на складывание картинок из 2–5 частей, что свидетельствует о наличии у них целостных образов предметов. Однако только половина детей старше шести лет смогли сложить картинку из 5 частей, что свидетельствует о том, что способность синтезировать целостный образ развивается у неслышащих детей медленнее, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.
В исследовании Ж.И. Шиф [14] показано, что неслышащие дошкольники различают основные и дополнительные цвета и могут идентифицировать предметы по цвету. Однако определение предметов по цветовому тону при разной степени его «светлоты» оказывается возможным только при овладении ими соответствующими словесными обозначениями.
Исследование Н.В. Яшковой [19] показало, что неслышащие дошкольники испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами, у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необычном ракурсе. Описанные трудности зрительного восприятия показывают нарушение взаимодействия между зрительным восприятием и речью, так как речь недостаточно включена в процессы восприятия, что снижает уровень его категоризации и осмысленности.
Итоги психического развития неслышащих детей в дошкольном возрасте в сравнении с развитием слышащих детей стали предметом исследования группой сотрудников Института коррекционной педагогики (Т.В. Розанова, Т.В. Нестерович, М.Ю. Рау, Н.В. Яшкова и др.). Изучался уровень развития мышления, памяти и речи неслышащих детей [17]. Исследования Т.В. Розановой показали, что при непроизвольном запоминании наглядного материала неслышащие дошкольники по сравнению со слышащими детьми хуже запоминают места расположения предметов. По характеру произвольного запоминания неслышащими детьми наглядного материала можно сделать вывод о том, что в их памяти образы предметов организованы менее системно, чем у слышащих дошкольников, неслышащие дети реже пользуются приемами опосредованного запоминания.
Наглядно-действенное мышление дошкольников изучалось при выполнении детьми задач разной степени сложности (конструирование домиков из кубиков, складывание по чертежу разных геометрических фигур, решение наглядных задач с помощью матриц Равена). Оказалось, что неслышащие дети испытывали в среднем несколько большие трудности при решении задач, чем их слышащие сверстники. И только отдельные неслышащие дети показали уровень наглядно-действенного мышления существенно более низкий, чем у слышащих детей. Труднее всего неслышащим детям давалось мысленное расчленение образца на части и выполнение заданий по аналогии.
Характеристика речи неслышащих детей 6–7 лет.Дети правильно называют 6–8 предметов из 12 изображенных на картинках, но допускают искажения в составе слова, обозначающего название 2–4 предметов, 2 предмета назывались звуками. При описании 12 сюжетных картинок дети называли в среднем 9,5 предложений по всем картинкам. Высказывание состояло из 2–3 слов. Одни и те же слова повторялись в нескольких предложениях. В предложениях, составленных детьми, наблюдались лексические, грамматические и стилистические ошибки (число грамматических ошибок в 16 раз больше по сравнению со слышащими детьми). По всем показателям речь неслышащих детей существенно отличается в худшую сторону по сравнению с детьми, имеющими сохранный слух.
Общие итоги проведенного исследования позволили сделать вывод о том, что по своему поведению неслышащие дети 6–7 лет незначительно отличались от детей с сохранным слухом. Различия состояли лишь в использовании средств общения: наряду со словесной речью использовалась жестовая речь и естественные жесты. Неслышащие дети к концу дошкольного возраста достигают по многим показателям уровня психического развития, близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной целенаправленной деятельностью, требующей от них сосредоточения внимания, оценки ситуации деятельности, преодоления возникающих препятствий, они эмоционально адекватно реагируют на свой успех или неудачу при выполнении заданий, стремятся добиться правильного решения. По уровню развития наглядно-действенного мышления и образно-зрительной памяти неслышащие дети соответствуют уровню развития слышащих детей.
По показателям наглядно-образного мышления более двух третей неслышащих детей имеют показатели, сходные с детьми с сохранным слухом. Однако третья часть неслышащих детей могут решать задачи только с опорой на практические действия и с использованием наглядного материала.
Развитие речи у неслышащих детей отличается большим своеобразием. Для них характерно недоразвитие обычной бытовой фразовой речи, которой слышащие дети овладевают уже к двум годам и значительно совершенствуют ее на протяжении дошкольного возраста. Речь неслышащих детей 6–7 лет характеризуется бедным словарным запасом, несовершенна по грамматическому строю. Поэтому у неслышащих детей наблюдается и существенное снижение объема словесной памяти. При этом они используют слова разного уровня обобщенности (родовые и видовые термины) и умеют ими пользоваться. Дети владеют математическими терминами, операциями сложения и вычитания, умениями решать простые арифметические задачи. У них, таким образом, формируются начала словесно-логического мышления.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий