logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

  1. Какие функции выполняет речь? Какие виды речи реализуют эти функции?

  2. Определите общие закономерности речевого развития детей в норме.

  3. Как можно объяснить тот факт, что дети с нарушениями речи составляют большинство среди всех других видов нарушений развития?

  4. В чем различие понятий «вид отклоняющегося развития» и «вид нарушений речи»? Как соотносятся между собой эти понятия?

  5. Что понимается под первичными и вторичными нарушениями речи?

  6. Какие анатомо-физиологические структуры человека отвечают за речевые функции?

  7. Каковы этапы и механизмы порождения и понимания речевого высказывания?

  8. Какие классификации нарушений речи вы знаете? По каким критериям построены эти классификации?

  9. В чем отличие алалии и афазии?

  10. Как соотносятся между собой такие нарушения речи, как «алалия» и «общее недоразвитие речи»?

  11. Как вы понимаете, что такое «системное недоразвитие речи»?

  12. Почему при детском церебральном параличе чаще всего наблюдается такое нарушение речи как дизартрия?

  13. В чем своеобразие речевого развития ребенка с аутистическими нарушениями?

  14. Объясните, почему при интеллектуальной недостаточности не выставляется диагноз дислалии?

  15. По каким признакам можно отличить:

а) ребенка с нарушением слуха от ребенка с сенсорной алалией?

б) ребенка с задержанным психическим развитием от ребенка с общим недоразвитием речи?

в) ребенка с мутизмом от ребенка с моторной алалией?

Практическое задание № 1. Познакомьтесь с описанием категорий F80 (Специфические расстройства развития речи) и F81 (Специфические расстройства развития школьных навыков) в «Классификации психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10» [18, с. 251–271]. Сравните данные классификации речевых расстройств с клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями, описанными в данном разделе.