Глоссарий
Абилитация – приобретение ребенком отсутствующих у него (по возрасту) способностей в процессе роста и развития, стимуляция их развития в специально организованных условиях.
Адаптация (от лат. приспособлять) – совокупность реакций, которые обеспечивают приспособление организма к изменению условий существования; приспособление поведения человека к изменению условий его жизни и деятельности.
Адинамия – отсутствие движений, двигательной активности.
Алалия – (от греч. а – отрицат. частица и lalia – говорю) – отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.
Амнезия – отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.
Апатия – снижение мотивации деятельности, отсутствие желаний и интересов.
Асинхрония развития – характеристика развития ребенка, обозначающая факт неравномерного развития тех психических функций, которые в норме развиваются синхронно и взаимно влияют друг на друга.
Астения – физическая и психическая слабость, бессилие.
Астенический синдром – синдром раздражительной слабости, в который входят четыре типичных компонента: раздражительность, слабость, расстройства сна, вегетативные нарушения.
Атаксия – нарушение походки.
Аутизм – (от греч. аут – сам) симптом поведения, обозначающий уход в себя, погружение в собственный мир, стремление к одиночеству, вызванное снижением или отсутствием потребности в общении с другими людьми.
Аутистические нарушения – термин, обозначающий группу расстройств, при которых наблюдаются отдельные симптомы аутизма.
Аутостимуляция (самораздражение) – стимуляция ребенком самого себя, направленная на повышение уровня сенсорной стимуляции, дополнительное внесение ребенком стимулов для самого себя; настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений из своего тела с помощью окружающих предметов.
Афазия – (от греч. а — отрицат. частица и phasis — высказывание) — системное нарушение речи, вызванное прижизненными локальными поражениями коры левого полушария (у правшей); проявляется в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций слуха и артикуляционного аппарата.
Брадилалия – патологическое замедление темпа речи.
Вторичный дефект – нарушения развития психических функций, возникающие как результат развития ребенка в условиях первичного дефекта.
Вторичные нарушения речи – нарушения речи, являющиеся следствием и возникающие в связи с другими видами отклоняющегося развития.
Высшие психические функции – прижизненно формирующиеся психические функции человека; высшие психические функции социальны по происхождению, опосредованы по строению и произвольны по способу своего осуществления.
Гемианопсия – нарушение зрительных функций, при котором уменьшается объем поля зрения; отсутствие зрения в одной половине зрительного поля.
Гиперестезия – сверхчувствительность, избыточная реакция на обычный сенсорный стимул.
Гиперкинез (гипер- сверх, кинез – движение) – избыточные движения, не контролируемые индивидом; гиперкинезы не выполняют функций, свойственных движениям, и препятствуют выполнению человеком обычных двигательных актов.
Госпитализм – синдром отставания в двигательном и эмоциональном развитии внешне здоровых детей, которые получали физический уход, но не получали или испытывали дефицит общения и эмоционального принятия со стороны взрослых; в дальнейшем эти дети демонстрируют отставание и в интеллектуальном развитии.
Дауна синдром – заболевание, вызванное изменением числа хромосом (трисомия по 21-й хромосоме), при котором у ребенка наблюдается типичный внешний облик и нарушения развития по типу психического недоразвития.
Девиантное поведение – отклоняющееся поведение; поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и правилам поведения.
Дементный синдром (см. деменция) – специфическое сочетание симптомов нарушений психических функций, возникающих при деменции: парциальный и мозаичный характер нарушения функций, сочетание сохранных и поврежденных функций, трудности приобретения нового опыта и ограничения в использовании имеющегося опыта.
Деменция – заболевание, возникающее в результате действия вредностей на нервную систему в постнатальный перио, приводит к приобретенной интеллектуальной недостаточности; деменцию следует отличать от олигофрении, которая приводит к врожденной интеллектуальной недостаточности.
Депривация – (от англ. to deprive – лишение чего-либо) – неудовлетворение или недостаточное удовлетворение базовых потребностей ребенка.дополнить
Детская психология – отрасль психологии развития (возрастной психологии), изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития детей.
Детская патопсихология – раздел патопсихологии или клинической психологии, изучающий отклонения психического развития в детском возрасте, психопатологические симптомы и синдромы у детей и подростков.
Детский аутизм – синдром, сочетающий в себе несколько симптомов, основным из которых является аутизм.
Дефект – (из словаря иностранных слов: изъян, недостаток, недочет) поломка, нарушение какой-либо двигательной или психической функции (отсутствие, недоразвитие, искажение, повреждение); в настоящее время термин имеет ограниченное употребление.
Дефектология – комплексная медико-психолого-педагогическая отрасль науки и практики, изучающая детей с особенностями психофизического развития и разрабатывающая направления, формы и методы их воспитания, обучения и реабилитации.
Дефицитарное психическое развитие – тип отклоняющегося развития, которое происходит в условиях недостаточности (дефицита) одной или нескольких систем – анализаторной (зрение или слух) или двигательной; дефицитарность системы выражается в ее полном отсутствии или в снижении возможностей ее функционирования.
Дефицитарность психических функций–недостаточность психических функций вследствие церебральной патологии, или патологии головного мозга.
Дизартрия – (от греч. dis – приставка, означающая расстройство, arthron – сочленение) – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношение, просодика, голос), обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дизонтогения –отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
Дизонтогенез психический –нарушение онтогенеза, закономерного хода психического развития.
Дизэмбриогенез – нарушение процессов развития плода во внутриутробном периоде.
Дисгармоническое развитие – особый тип отклоняющегося развития, при котором наблюдается врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере; интеллектуальная сфера при дисгармоническом развитии практически сохранна, поэтому и возникает дисгармония в развитии отдельных сторон психики ребенка.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.
Дислалия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, lalia – речь) – расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера (замены, перестановки, пропуски букв), обусловленное несформированностью или расстройством психологических функций, обеспечивающих процесс чтения.
Дисфония, афония – расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Задержка психического развития – определение для сборной группы разнородных нарушений. При задержке психического развития наблюдается нарушение темпа качественной перестройки психических функций, при котором психика ребенка сохраняет организацию более раннего возраста.
Задержанное психическое развитие – вид отклоняющегося развития, при котором наблюдается замедление темпа психического развития, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, или замедление темпа формирования различных характеристик когнитивной и эмоционально-личностной сфер.
Заикание–нарушение темпо-ритмической организации, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата; синоним – логоневроз.
Зона ближайшего развития – разница между уровнем актуального и уровнем ближайшего развития ребенка, между тем, что ребенок может делать самостоятельно и тем, что он может делать с помощью взрослого.
Изоляция – тенденция отношения в обществе к людям с физическими и умственными недостатками, характеризующаяся стремлением отделить их от здоровой популяции (сепарация) и поместить в закрытые условия существования (изоляция).
Изоляция развития – характеристика процесса развития психических функций, обозначающая тот факт, что психические функции развиваются независимо друг от друга, хотя в норме они взаимно влияют друг на друга. Например, при детском аутизме речь развивается независимо от процесса общения, то есть изолированно от него.
Импульсивность – форма отклоняющегося поведения, при которой действия совершаются в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, протекают насильственно, автоматизированно, не контролируются сознанием.
Импрессивная речь – (от лат. impressio – впечатление) – восприятие и понимание речи окружающих; применительно к развитию речи детей используется термин «пассивная речь». Устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии речи, а письменная импрессивная речь выражается в зрительном восприятии текста (чтении).
Инертность психических процессов – тугоподвижность психических процессов, трудность переключения с одного объекта на другой, предпочтение привычного способа выполнения задания, трудности принятия и усвоения другого способа.
Интеллектуальная недостаточность – термин педагогический, обозначает то же, что и умственная отсталость; данный термин акцентирует внимание на уменьшении возможностей ребенка в интеллектуальной сфере.
Интервенция (букв. вмешательство, внедрение) – наиболее общее обозначение коррекционного и реабилитационного процесса, направленного на оказание помощи детям с отклонениями в развитии; акцентируется активный, наступательный характер воздействия.
Интериоризация – механизм формирования психических функций: а) переход от интерпсихических к интраспихическим функциям; б) переход от внешних практических действий к внутренним психическим действиям.
Инфантицид – тип отношения общества к детям с физическими и умственными недостатками, направленный на физическое уничтожение детей.
Искаженное психическое развитие – тип отклоняющегося развития, при котором наблюдается искажения в формировании психических функций, вызванные отсутствием или снижением потребности ребенка в общении. Ребенок не способен усваивать общественно-исторический опыт под руководством взрослых как носителей культуры, поэтому его развитие протекает в том направлении, которое ребенок сам для себя избирает. У ребенка сохраняется способность отражать окружающий мир и действовать в нем, но его отражение и активность своеобразны. Искаженный тип развития наблюдается при аутистических нарушениях у детей.
Каннера синдром – обозначение синдрома детского аутизма по фамилии автора, впервые его описавшего и выделившего основную триаду нарушений: аутизм и экстремальное одиночество, стереотипные формы поведения, своеобразные нарушения речи.
Классификация – разделение на группы в соответствии с заданными критериями; в специальной психологии – разделение детей с отклоняющимся развитием на группы в соответствии с характером их развития, который обусловлен имеющимся нарушением.
Компенсация (от лат. уравновешивать, возмещать) – 1) (мед.) реакция организма на повреждение, состоящая в возмещении функций поврежденных тканей и органов за счет непострадавших органов и тканей; 2) (психол.) процесс перестройки или замещения нарушенных психофизиологических функций.
Косоглазие –различные поражения зрительной и глазодвигательной систем, которые вызывают отклонение (периодическое или постоянное) глазного яблока от обычной его локализации (от совместной точки фиксации) и связанное с этим нарушение функции бинокулярного зрения.
Лабильность – нестойкость, неустойчивость, непостоянство, нестабильность функционирования, изменчивость, колебание тех или иных проявлений (лабильность эмоций, лабильность мыслительных процессов).
Логопедия – раздел коррекционной педагогики, изучающий нарушения развития речи, их преодоление и предупреждение средствами специального обучения и воспитания.
Логопсихология – раздел специальной психологии, изучающий закономерности и механизмы психического развития и психологические особенности детей с нарушениями речи.
Межфункциональные связи – связи и отношения между психическими функциями, которые складываются и изменяются в процессе онтогенеза и определяют характер индивидуального варианта развития ребенка в разные возрастные периоды.
Минимальная мозговая дисфункция – (легкая дисфункция мозга, минимальная церебральная недостаточность) – сборный термин для синдрома органического поражения головного мозга легкой степени, не приводящего к грубым нарушениям психического развития; в состав синдрома входят различные состояния, заполняющие континуум между здоровыми и тяжело соматически и психически больными детьми.
Мнестические нарушения – нарушения памяти.
Мутизм – невротическое нарушение, которое проявляется в отсутствии ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную речь; отказ от речевого общения при сохранности способности к использованию речи.
Нарушение речи – собирательный термин, который используется для обозначения отклонений от нормального речевого развития, от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, что обусловлено расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нарушения (расстройства) аутистического спектра (НАС, или РАС) – то же, что и аутистические нарушения.
Наследственные заболевания – заболевания, вызванные изменениями, происходящими на генетическом уровне, то есть в наследственном аппарате клетки.
Неврастения – вид невроза, который формируется на основе невропатии, либо в результате астенизирующих соматических влияний; проявляется в виде повышенной утомляемости, раздражительности, нарушений сна, аппетита, головной боли.
Невроз – психогенное заболевание личности, функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием психической травмы, психического перенапряжения, выражается в виде существенных переживаний человека.
Невроз истерический – вид невроза, который проявляется в самых разных симптомах, общим для которых является демонстративное поведение ребенка, поведение, рассчитанное на зрителя, стремление привлечь к себе внимание.
Невроз страха (фобический невроз) и невроз навязчивых состояний – вид невроза, который характеризуется упорным страхом перед кем-нибудь или чем-нибудь, что может повредить жизни и здоровью ребенка, а также страх деятельности в определенных ситуациях; для уменьшения тревожности и беспокойства человек использует навязчивые мысли и действия.
Неврозоподобный – сходный с неврозом, симптом, похожий на невротический, но вызванный неврологическими причинами.
Невропатия, или врожденная нервность – биологическая предпосылка неврозов, результат врожденных или рано приобретенных нарушений вегетативной нервной системы.
Недоразвитие – недостаточное развитие психической функции, несоответствие уровня развития данной функции установленным возрастным нормативам.
Недоразвитие речи – сборный термин для характеристики разных нарушений речи, при которых главным признаком оказывается недостаточное развитие речи.
Нейродинамические процессы – динамические процессы в головном мозге, которые обеспечивают активность мозга, необходимую для осуществления психической деятельности, смену процессов возбуждения и торможения и необходимую подвижность нервных процессов.
Нейродинамические расстройства – нарушения динамики мозговой деятельности, которые проявляются в снижении активности, повышенной истощаемости и отвлекаемости, трудностях концентрации внимания, трудностях переключения с одного вида деятельности (объекта) на другой.
Неофобия – страх нового, страх перемен, типичный страх ребенка с аутизмом, являющийся следствием феномена тождества.
Несформированность психических функций–недостаточность психических функций вследствие возрастной незрелости соответствующих мозговых структур.
Нистагм – колебательные движения глаз вправо-влево от точки фиксации (горизонтальный нистагм) или вверх-вниз (вертикальный нистагм), вызванные поражением подкорковых структур зрительного анализатора.
Нормативный показатель – факты поведения, деятельности, развития ребенка в разных сферах, через которые описывается его нормативное развитие.
Нормативное развитие–система показателей, нормативов, которые должен продемонстрировать ребенок к определенному возрасту, для того чтобы его развитие могло осуществляться далее в соответствии с общими закономерностями психического развития.
Нормативный срок – возраст, не позднее которого должен появиться определенный показатель развития ребенка, для того чтобы развитие ребенка вписывалось в рамки нормативного развития.
Обучаемость –способность ребенка к обучению, которая выражается в скорости и результатах усвоения практического и учебного материала.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, проявляющееся в нарушении формирования всех компонентов речевой системы (фонетика, лексика, грамматика).
Олигофрения – полиэтиологическое заболевание, при котором с рождения наблюдается проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием и поражением мозговой коры, прежде всего лобной, приводящее к стойкому необратимому снижению психической деятельности, с преимущественным нарушением познавательной деятельности.
Олигофренопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая психическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью (с олигофренией и деменцией).
Онтогенез – индивидуальное развитие человека от рождения до ухода из жизни.
Паралич – полное выпадение движений в одной или нескольких конечностях. Синоним: плегия.
Парез – частичное выпадение движений в одной или нескольких конечностях, ослабление движений.
Пароксизм – приступ; внезапное, острое, обычно повторяющееся кратковременное появление или усиление признаков болезни.
Пароксизмальный – протекающий в виде пароксизмов.
Парциальный – частичный, относящийся к ограниченной области.
Патогенетический – связанный с патогенезом, т.е. механизмом возникновения и развития болезни.
Патологический – отклонение от нормы, уродливая ненормальность.
Патологическое развитие личности – этап формирования личности в патологическом направлении, который предшествует появлению стойкой приобретенной психопатии.
Патологические формирования личности – результат длительной психотравмирующей ситуации, неблагоприятных условий воспитания, в качестве предпосылок которой выступают негрубая остаточная органическая недостаточность функций мозга, акцентуация черт характера на основе свойств темперамента (отражающего свойства высшей нервной деятельности, особенности эмоционального реагирования).
Патопсихология – психологическая дисциплина, отрасль клинической психологии, изучающая закономерности психической деятельности у лиц с психическими расстройствами.
Первазивный – «всепроникающий», одна из характеристик психического развития при аутизме, которая обозначает, что нарушения в развитии ребенка являются всепроникающими, или проникающими во все сферы развития.
Первичные нарушения речи – самостоятельное нарушение речи, не вытекающее из других видов отклоняющегося развития, возникающее вне связи с ними.
Первичный дефект – нарушения психических функций как прямой и непосредственный результат поражения головного мозга и анализаторов.
Персеверация, персевераторные явления – симптомы нарушения нейродинамики психических процессов, застреваемости в выполнении деятельности, в речевых высказываниях, в существовании стойких интересов и т.п., когда человек бесцельно воспроизводит один и тот же образец или способ выполнения деятельности, одно и то же речевое высказывание. Различают двигательные, речевые, интеллектуальные персеверации.
Поврежденное психическое развитие – особый тип отклоняющегося развития, наблюдается при органической деменции у детей. Имеется период нормального развития, который прерывается в связи с действием вредности на головной мозг, и у ребенка отмечается стойкий, необратимый регресс ряда психических функций, в основном наиболее сложно организованных и поздно сформировавшихся.
Пограничная интеллектуальная недостаточность – данный термин обозначает положение детей с задержкой психического развития на условной шкале между нормальным развитием и интеллектуальной недостаточностью; с позиций тестологии при пограничной интеллектуальной недостаточности коэффициент интеллекта располагается в пределах от 70 до 90; устаревший термин.
Полиморфный, полиморфизм, полиморфность – многообразие, многообразный, встречающийся в нескольких различных формах.
Предпосылки психического развития – биологические особенности организма, телесные характеристики ребенка, которые являются необходимыми, но недостаточными для его психического развития; к предпосылкам относят общие и индивидуальные особенности строения и функционирования головного мозга, биологический пол ребенка, индивидуальные особенности наследственности, внешность ребенка.
Преневротический патохарактерологический радикал – предрасполагающие к неврозу черты личности (агрессивность, честолюбие, педантичность, благоразумность, тревожная синтонность, инфантильность, психомоторная нестабильность, конформность и зависимость, тревожная мнительность и замкнутость, контрастность как противоречивость всех личностных характеристик).
Призрение – тип отношения общества к людям с физическими и умственными недостатками, который заключался в организации присмотра за ними в изолированных, специально предназначенных для этого местах.
Прогрессирующая деменция – приобретенная интеллектуальная недостаточность, при которой происходит неуклонный распад психических функций, связанный напрямую с распадом нервной ткани головного мозга вследствие наследственных дегенеративных заболеваний нервной системы, тяжелых форм эпилепсии, шизофрении, опухолей и хронических воспалительных заболеваний мозга.
Профилактика – направление профессиональной деятельности специалиста (психолога, врача, педагога), цель которого – способствовать предупреждению отклонений в здоровье, развитии и поведении детей.
Психическая травма – совокупность внешних раздражителей, оказывающих на человека такое воздействие, которое он не в состоянии воспринять и пережить на обычном для него уровне нервно-психического реагирования, используя когнитивные способы переработки информации, изменение своего отношения к раздражителю, перестройку межличностных отношений, зрелые способы психологической защиты.
Психическое недоразвитие – тип отклоняющегося развития, при котором наблюдается стойкое снижение психической деятельности и действуют законы тотальности и иерархичности недоразвития. Психическое недоразвитие наблюдается при олигофрении.
Психогенетика – наука, изучающая взаимодействие наследственности и среды и их влияние на психическое развитие и поведение человека.
Психодиагностика – определение наличия у индивида какого-либо психического свойства или качества и измерение уровня его выраженности по сравнению с другими индивидами.
Психокоррекция – направление профессиональной деятельности психолога, цель которого – исправление имеющихся недостатков в развитии психических процессов, состояний, свойств и качеств.
Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата– отрасль специальной психологии, изучающая особенности психического развития детей с двигательными нарушениями.
Психология развития – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности человека в разные возрастные периоды от рождения до старости.
Психология аномального (отклоняющегося) развития – отрасль психологии развития, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития детей с ОПФР.
Психопатия – стойкий дисгармонический склад личности, для которого характерны тотальность психопатологических особенностей личности, выраженность психопатических нарушений до нарушений социальной адаптации и относительная стабильность патологических личностных особенностей в течение жизни.
Психопатоподобный – сходный с психопатией, похожий на симптомы психопатии; к психопатоподобным расстройствам относятся: психомоторная расторможенность, бестактность, раздражительность, грубость, повышение влечений, снижение критичности, патологические влечения, назойливость, импульсивность при формальной сохранности интеллекта.
Психотерапия – букв. лечение при помощи психического воздействия на человека; направление профессиональной деятельности психолога (или врача), комплексное воздействие на эмоции, суждения, самосознание и другие особенности личности.
Пресыщаемость психической деятельности – быстрая истощаемость ребенка в деятельности, потеря интереса к ней и следующее за этим снижение продуктивности деятельности.
Ранний детский аутизм – один из вариантов названия синдрома «детский аутизм», в котором подчеркивается факт возникновения аутизма в раннем детстве.
Распад психических функций – процесс, противоположный развитию психических функций, переход на более низкий уровень психического развития вследствие патологических влияний на головной мозг.
Реабилитация – 1) приобретение утраченных способностей в процессе роста и развития, а также в специально организованных условиях; 2) организованная система профессиональной деятельности, цель которой – способствовать приобретению утраченных способностей; комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.
Ребенок с особенностями психофизического развития – ребенок с физическими и умственными недостатками, у которого наблюдаются отклонения в психофизическом развитии; данный термин акцентирует внимание на особом типе развития, а не на ограничениях ребенка.
Ребенок с ограниченными возможностями – то же, что и ребенок с особенностями психофизического развития; данный термин акцентирует внимание на ограничениях ребенка, его недостаточности по сравнению с нормально развивающимися детьми.
Ребенок с особыми потребностями – то же, что и ребенок с особенностями психофизического развития; данный термин акцентирует внимание на наличии у такого ребенка особых, по сравнению с нормально развивающимися детьми, потребностей.
Резидуальный – остаточный, следствие остаточных поражений головного мозга различными вредностями.
Ретинопатия – патология сетчатки глаза; ретинопатия недоношенных – патология сетчатки глаза у детей, родившихся раньше срока, приводящее к слепоте и слабивидению тяжелой степени.
Ретардация (от лат. замедление, задержка) – отставание в развитии, задержка развития какой-либо функции или системы, замедленное развитие.
Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.
Сенсорная депривация – недостаточное удовлетворение потребности ребенка в получении информации извне, в сенсорных стимулах.
Синкинезия – содружественное выполнение движений несколькими конечностями; патологические синкинезии – возникновение непроизвольных движений в одной конечности при выполнении произвольных движений в другой конечности.
Скотомы зрительные – нарушения зрительных функций в виде выпадения отдельных ограниченных участков поля зрения (слепые пятна).
Соматический –телесный, связанный с телом, в противоположность психическим явлениям.
Социально-психологический норматив – система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, эти требования и составляют содержание социально-психологического норматива.
Специальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности детей с физическими и умственными недостатками, а также процесс психического развития в измененных условиях.
Среда социальная и предметная – совокупность предметов материальной и духовной культуры, человеческое окружение, с которыми ребенок непосредственно взаимодействует; среда выступает как источник психического развития ребенка.
Стереотипии – устойчивые формы однообразных действий, поведения, речи, выполняющие функции сохранения постоянства окружения, защиты от страхов и тревоги, аутостимуляции из-за сенсорной депривации.
Стереотипы речевые – использование ребенком в речи стереотипных словесных выражений, могут быть формой эхолалий.
Стигма(от греч. укол, клеймо, пятно)– метки или клейма на теле рабов или преступников в древности; стигматизация – особый вид отношения в обществе к людям, принадлежащим к меньшинству, навешивание ярлыков неполноценности, которое приводит к унижению, осмеянию, дискриминации, избеганию общения с людьми с физическими и умственными недостатками.
Сурдопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с нарушением слуха (неслышащих и слабослышащих).
Тахилалия — патологическое ускорение темпа речи.
Тифлопсихология – отрасль специальной психологии, изучающая закономерности психического развития и психологические особенности детей с нарушениями зрения (незрячих и слабовидящих).
Тотальности недоразвития закон – один из основных законов психического недоразвития (см. также иерархичности недоразвития закон), согласно которому при психическом недоразвитии страдают все психические и двигательные функции – от самых низших до самых высших, другими словами, все функции находятся в состоянии недоразвития.
Умственная отсталость – сборный термин для обозначения выраженного снижения интеллектуальных способностей у индивидов с различными заболеваниями нервной системы и анализаторов (см. также олигофрения, деменция, интеллектуальная недостаточность).
Феномен тождества – стремление ребенка с аутизмом к постоянству, к сохранению неизменности окружения и среды, нетерпимость к любым переменам.
Фобия – выраженный, заостренный страх, при котором нарушается социальная адаптация и процессы жизнедеятельности.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – дислалия в сочетании с нарушением фонематического слуха.
Фонематический слух–способность различать с помощью слухаречевыезвуки, имеющие разный смысл для восприятия речи.
Хромосомные нарушения – нарушения в генетическом аппарате клетки, проявляющиеся в изменении числа хромосом или в нарушении их строения.
Церебральный – относящийся к головному мозгу.
Церебральная недостаточность – нарушения работы мозга, которые носят общий характер и проявляются в повышении утомляемости, снижении работоспособности, двигательной расторможенности, сниженной способности к концентрации внимания, истощаемости психических процессов.
Церебрастения – мозговая слабость, астения в сочетании с головной болью, головокружением, ослабление памяти, повышенная истощаемость психической деятельности.
Экспрессивная речь – (от лат. expression – выражение) активное устное и письменное высказывание, собственная речь говорящего человека и письменная речь (письмо).
Эмбриогенез – развитие эмбриона, внутриутробное развитие.
Энкопрез – невротическое расстройство, которое проявляется в виде недержания кала, ребенок осуществляет акт дефекации в неположенном месте.
Энурез – невротическое расстройство, которое проявляется в виде непроизвольного мочеиспускания, недержание мочи.
Энцефалопатия, энцефалопатические расстройства – общий термин для обозначения патологии головного мозга, а также расстройств, вызванных патологией головного мозга.
Эпилепсия – заболевание головного мозга, которое характеризуется периодически наступающими судорожными приступами, или припадками.
Этиология и условия возникновения – комплекс причин и факторов, которые приводят к возникновению болезни, патологии, отклонения, расстройства.
Эхолалия – специфическая особенность речи детей с аутистическими нарушениями; буквальное повторение слов и фраз вне контекста ситуации общения и деятельности ребенка; эхолалии могут стать стереотипными формами поведения.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий