logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

Введение

Проблема развития, обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) является одной из наиболее актуальных в психологической и педагогической науке, а также в системе образования в Республике Беларусь. В «Государственной программе развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 07.03.2012 года» представлены следующие статистические данные: «на 15 сентября 2011 г. в Республике Беларусь проживает 130 759 детей с особенностями психофизического развития в возрасте до 18 лет. Количество детей указанной категории за последние два года увеличилось на 6,7 процента при сокращении детского населения республики более чем на 10 тысяч детей (0,6 процента)». В Республиканском банке данных по состоянию на 15.09.2012 г. содержится персонифицированная информация о 131 717 детях с ОПФР, нуждающихся в специальном образовании или коррекционно-педагогической помощи.

Для детей с ОПФР в стране создана широкая сеть учреждений специального образования, действуют медицинские центры. На современном этапе развития специального образования реализуется новая педагогическая парадигма, основными идеями которой являются идеи гуманизации, фундаментализации, интеграции. Эти концептуальные идеи определяют целью специального образования обеспечение полноценной и достойной жизни человека с особенностями психофизического развития, что предполагает включение человека во все виды социальных отношений, обеспечение реализации его индивидуальности во всех проявлениях.

В свете идеи фундаментализации происходит переосмысление содержания понятий «норма» и «патология», уменьшается категоричность в трактовке этих понятий. В свете идеи интеграции/инклюзии находит обоснование и реализация форм совместного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся детей.

Дети с особенностями психофизического развития относятся к категории «иных», отличающихся от обычных, нормально развивающихся детей. Мир, в котором мы живем, становится все более разнообразным, неоднородным. Вокруг нас все больше людей, которые чем-то отличаются от обычных людей, и их образ жизни отличается от привычного нам образа жизни. Разнообразие людей и их образа жизни заставляет людей становиться все более терпимыми (толерантными), понимать и принимать «инаковость» во всех ее проявлениях, стремиться к взаимопониманию и согласию в общении с другим человеком независимо от того, является ли этот человек «нормальным», то есть обычным, или он чем-то отличается от большинства.

Толерантность становится тем социокультурным качеством человека, которое особенно ценится в разнообразном многополярном мире, так как толерантными людьми «инаковость» воспринимается и принимается как проявление индивидуальности другого человека. Поэтому в наше время важно воспитывать людей в духе толерантности, учить их жить и строить отношения с разными людьми в разнообразном мире.

Важную роль в реализации гуманистических идей, формирования в обществе толерантности играют специалисты, работающие с детьми с особенностями психофизического развития. В первую очередь, это психологи и педагоги (дефектологи). Для успешной профессиональной деятельности будущие специалисты должны овладеть психологическими знаниями об особенностях развития детей, их психологических характеристиках, о специфике каждой категории детей. Без таких знаний невозможно осуществлять основные виды профессиональной деятельности: психодиагностику, коррекционно-развивающую работу, реабилитацию, оказывать психолого-педагогическую помощь семье особого ребенка. Все это является основой профессиональных компетенций психолога и дефектолога. Профессиональные компетенции, в свою очередь, необходимы для формирования толерантности по отношению к детям с особенностями психофизического развития и их родителям.

Представляемое учебное пособие по специальной психологии предназначено для студентов учреждений высшего образования и слушателей учреждений высшего образования, реализующих образовательные программы дополнительного образования взрослых, обучающихся по специальностям психологического и дефектологического профилей. Материал учебного пособия распределен по трем разделам. В первом разделе рассматриваются общие вопросы специальной психологии, дается краткий исторический очерк общественного отношения к детям с особенностями психофизического развития, анализируются основные теории, понятия и категории специальной психологии. Во втором разделе дается психологическая характеристика основных видов отклоняющегося развития. Третий раздел посвящен прикладным вопросам специальной психологии, таким как психодиагностика и психокоррекция, работа с семьей особого ребенка.

Специальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая психологические особенности детей с ОПФР, а также процесс психического развития в измененных условиях. Основной категорией специальной психологии на современном уровне развития науки является категория отклоняющегося развития.

Специальная психология является междисциплинарной наукой. Ее основные проблемы рассматриваются на стыке с медициной и педагогикой. Это положение нашло свое отражение в содержании учебного пособия. Во-первых, большое внимание уделяется рассмотрению клинических аспектов различных видов отклоняющегося развития, психофизиологическим механизмам отклоняющегося развития. Во-вторых, рассмотрение закономерностей отклоняющегося развития осуществляется на основе нормального (нормативного) развития ребенка, его механизмов и закономерностей. В этом находит реализацию идея Л.С. Выготского о принципиальном сходстве закономерностей нормального и отклоняющегося развития. Мы убеждены, что если будущие специалисты не знают фактов, закономерностей и механизмов нормального развития ребенка, то они не смогут глубоко понять и осознать закономерности отклоняющегося развития. Именно поэтому в соответствующих главах учебного пособия подробно рассматриваются значение и особенности развития слуховых, зрительных фукнций, движений и речи у детей. В-третьих, в отдельных главах учебного пособия перебрасывается своеобразный мостик между психологическими закономерностями отклоняющегося развития и педагогическими категориями обучения, воспитания, коррекционно-развивающей работы, содержание которых строится на основе психологических закономерностей.

Однако главным содержанием учебного пособия является рассмотрение отклоняющегося развития и его видов. Понимание закономерностей психического развития ребенка при разных видах отклоняющегося развития составляет основное содержание специальной психологии как психологической дисциплины. Это положение обусловило использование в учебном пособии психологической терминологии при наименовании разных видов отклоняющегося развития: психическое недоразвитие, поврежденное психическое развитие, задержанное психическое развитие, дефицитарное психическое развитие, искаженное психическое развитие, дисгармоническое психическое развитие. В то же время мы попытались соотнести психологическую терминологию с терминологией, принятой в специальном образовании в соответствии с «Кодексом об образовании», законодательным документом, действующим в нашей стране. В названиях двух глав не используется обозначение вида отклоняющегося развития: это дети с синдромом Дауна и дети с нарушениями речи. Развитие детей с синдромом Дауна традиционно характеризуетя как психическое недоразвитие, но в данном учебном пособии мы стремимся привлечь внимание к фактам психического развития данной категории детей, не акцентируя внимания на закономерностях их развития. Вопрос о виде психического дизонтогенеза при нарушениях речи у детей не получил еще в специальной психологии доказательного освещения, и это вынуждает нас рассматривать нарушения речи у детей без ссылок на вид отклоняющегося развития.

Где бы ни работал специалист (психолог, дефектолог) – в сфере образования, в сфере здравоохранения, в социальной сфере – ему необходимо знать и понимать детей с особенностями психофизического развития, чтобы уметь профессионально и грамотно взаимодействовать с ними и оказывать помощь им и их семьям.