7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
В чем различие между временными и временными аспектами задержки развития у детей?
Какие существуют точки зрения о возможности преодоления задержки психического развития?
Какие формы ЗПР вы знаете?
Объясните, как нарушения развития восприятия связаны со школьными трудностями детей с ЗПР?
По каким признакам можно отличить ребенка с задержкой психического развития от ребенка синтеллектуальной недостаточностью?
Практическое задание № 1. Проанализируйте приведенные ниже выписки из историй болезни детей с диагнозом задержки психического развития. Анализ проведите по следующему плану:
Какие проблемы развития и поведения обнаруживают эти дети?
Какие жалобы предъявляют взрослые – учителя и родители?
Каковы этиологические факторы, вызвавшие задержку психического развития у детей?
Какие функции относительно сохранны у детей?
Какие функции нарушены у этих детей?
Как можно объяснить их школьную неуспеваемость (с точки зрения структуры дефекта)?
Какие задачи коррекционной работы с каждым ребенком нужно поставить психологу?
Выписка из истории болезни (автор Ю.Г. Демьянов). Н.В., 11 лет направлен в детскую психиатрическую больницу в связи с трудностями в поведении и плохой школьной успеваемостью. Клинический диагноз: задержка психического развития с невропатическим синдромом. Больной от второй беременности, протекавшей без осложнений. Роды на 7-м месяце после падения матери на улице. Закричал после похлопывания. Вскармливался искусственно. До трех лет перенес диспепсию, дизентерию, корь, ветряную оспу, в дальнейшем – частые простудные заболевания. Темп раннего психомоторного развития без заметных нарушений. С грудного возраста отличался плаксивостью, капризностью, наблюдались частые срыгивания после кормления, сон чуткий и беспокойный, до 4-х лет ночные страхи, непостоянно – ночное недержание мочи. В яслях и детском саду был капризен, нетерпелив, раздражителен, драчлив. В массовой школе с 7 лет. С трудом приобретал навыки чтения, письма и счета. Без соответствующих знаний формально переводился во второй и третий классы, обучение в последнем дублирует. К занятиям интереса не проявлял, на уроках отвлекается, грубит учителям в ответ на замечания, ссорится и дерется с детьми, нередко сбегает с уроков. Психологическое обследование: легко вступает в контакт с окружающими, охотно играет с ребятами в различные игры. Во время игр легко возбудим, много спорит и кричит, затевает драки. Всегда с интересом смотрит телепередачи, слушает чтение книг. Перед сном долго ворочается в постели, шалит с соседями. Сон с яркими сновидениями, во время сна разговаривает, вскрикивает, иногда падает с постели. К клиническим беседам относится с интересом. Излишне суетлив, мимика живая и выразительная. Хорошо ориентирован в бытовых вопросах. Быстро и точно выполняет операции классификации и сравнения предметов, раскрывает нелепости в картинках и рассказах, выносит правильные суждения при анализе сказок и басен, понимает переносный смысл пословиц и метафор. В то же время обнаруживает повышенную истощаемость внимания. Чтение и письмо с элементами дисграфии и дислексии на почве недостаточности анализа и синтеза слов. Техника устного счета слабая. Затрудняется в оставлении плана решения арифметических задач в несколько действий и последовательной реализации этого плана [13].
Выписка из истории болезни (автор Ю.Г. Демьянов).К.В., 10 лет. Клинический диагноз: задержка психического развития с церебрастеническим синдромом. В анамнезе: мальчик от первой беременности, протекавшей с токсикозом на протяжении всего срока, на 5-м месяце мать перенесла грипп. Роды со стимуляцией, преждевременное излитие околоплодных вод. С первого года страдает частыми пневмониями, в 4 года перенес сотрясение головного мозга. Темп и характер раннего развития без особенностей. Посещал ясли и детский сад. В массовой школе с 7 лет, в первом классе обучается 3-й год. Тяжело переносит свою неуспеваемость. Стал чрезмерно плаксивым, раздражительным, обидчивым, иногда отказывается посещать школу. Психологическое обследование: легко вступает в контакт, впечатлителен, обидчив. Отмечаются небольшие затруднения в узнавании пунктирных и наложенных друг на друга контурных изображений. Нарушена дифференцировка некоторых фонем. Снижен объем непосредственной памяти: воспроизводит 3–4 слова и 3–4 картинки из десяти предложенных. Обнаруживает трудности в заданиях на пространственный анализ и синтез: неправильно складывает фигуры из палочек при расположении образца под углом к нему, с многочисленными пробами складывает разрезные картинки, затрудняется в сложении фигур из кубиков Кооса. При выполнении подобных заданий быстро обнаруживает признаки утомления – становится рассеянным, раздражительным, при неудачах начинает плакать. Испытывает трудности в понимании сравнительных оборотов речи, в понимании значения предлогов «перед» и «за». Не усвоил последовательность дней недели и месяцев. Затрудняется в воспроизведении в нужной последовательности ряда слов, только после 12-кратного повторения смог воспроизвести без ошибок простое четверостишие. В заданиях на классификацию, группировки, сравнение предметов и явлений друг с другом, на понимание моральных сторон сказки серьезных трудностей не испытывает, удачно использует предлагаемую в случае необходимости помощь. Состояние школьных навыков: дислексия в виде пропусков, перестановок и замен букв, дисграфия вследствие смешения сходных по начертанию букв. Представление о составе числа не сформировано, операции сложения и вычитания в пределах 10 проводит медленно и с ошибками. При беседах на отвлеченные темы, во время подвижных игр с ребятами долго не проявляет признаков утомления. На уроках и при выполнении экспериментальных заданий конструктивного характера становится сонным, капризным, вялым [8].
Практическое задание № 2. Проанализируйте результаты изучения зоны ближайшего развития, полученные в исследовании В.И. Лубовского [4].Сравните зону ближайшего развития у детей с задержкой психического развития и детей с интеллектуальной недостаточностью.
Детям предлагали описать предложенные им предметы и сравнить их между собой. Детям предлагали описать предложенные им предметы и сравнить их между собой. Фиксировалось количество признаков, которые выделили дети при описании предметов, как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Результаты отражены в таблице.
Таблица 7.1 – Зона ближайшего развития у разных групп детей
Группа детей | Количество самостоятельно выделенных признаков объекта | Количество признаков, выделенных с помощью взрослых |
Нормально развивающиеся дети | 12 | – |
Дети с ЗПР | 6,5 | 10,5 |
Дети с интеллектуальной недостаточностью | 4,5 | 5,7 |
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий