logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей

Нарушения речи у детей имеют многофакторную обусловленность, и это становится понятным, как только мы осознаем, насколько сложной является речевая деятельность человека, и как легко могут возникать нарушения речевых функций. «Нарушение речи» – это собирательный термин, который используется для обозначения отклонений от нормального речевого развития, от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, которые обусловлены расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности [14]. Синонимами термина «нарушение речи» являются такие термины как «расстройства речи», «речевые нарушения», «речевая патология», «нарушение речевого развития» и др. Речевая патология, или нарушения речи – это результат сложного взаимодействия большого числа патогенных факторов и механизмов. К ним относятся:

Биологические факторы – поражение (недоразвитие или повреждение) мозговых структур, отвечающих за речевые функции; органические нарушения структур речевого аппарата.

Социально-психологические факторы – психическая депривация детей, педагогическая запущенность, недостаточность эмоционального и речевого общения со взрослыми.

Классификация нарушений речи впервые появилась еще во второй половине ХIХ века, и вначале она включала всего две группы нарушений– косноязычие и заикание, чуть позже к ним была добавлена идиопатическая слухонемота, впоследствии названная алалией. Первая отечественная клиническая классификация нарушений речи принадлежит М.Е. Хватцеву. В ней он выделяет следующие категории речевых расстройств: косноязычие, недостатки голоса, расстройства темпа и ритма речи (заикание, ускоренная речь, замедленная речь), расстройства речи на фоне органического нарушения коры головного мозга (афазия, алалия, дислексия и дисграфия) [12].

В современной международной классификации МКБ-10 нарушения речи рассматриваются в рубрике «Нарушения психологического развития». В категорию F80 «Специфические расстройства развития речи и языка» внесены следующие расстройства: F80.1 – расстройство экспрессивной речи; F80.2 – расстройство рецептивной речи; F80.3 – приобретенная афазия с эпилепсией; F80.8 – другие расстройства развития речи [18, с. 251].

В 1968 г. Р.Е. Левина в монографии «Основы теории и практики логопедии» [21] заложила основы психолого-педагогического подхода к изучению нарушений речи у детей и их классификации. В основу психолого-педагогической классификации положены такие критерии, как нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации. Ею были выделены такие формы нарушений речи, как фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи находит применение и в современной практике помощи детям с нарушениями речи.

В настоящее время в логопедии принята и используется классификация, разработанная Г.В. Чиркиной [29], в которой успешно сочетаются клинический и психолого-педагогический подходы.

В данной классификации речевые нарушения разделяются на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

  1. Нарушения устной речи.

1.1 Расстройства фонационного оформления речи – нарушения голоса, темпа, плавности произношения, звукопроизношения.

1.1.1 Афония, дисфония – расстройства голоса.

1.1.2 Брадилалия, тахилалия – расстройства темпа речи.

1.1.3 Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, ее плавности.

1.1.4 Дислалия, дизартрия, ринолалия – нарушения звукопроизношения.

1.2 Нарушения структурно-семантического оформления высказывания.

1.2.1 Алалия.

      1. Афазия.

  1. Нарушения письменной речи.

2.1 Нарушения письма.

2.1.1 Аграфия.

2.1.2 Дисграфия.

2.2 Нарушения чтения.

2.2.1 Алексия.

2.2.2 Дислексия.

Кроме различных видов нарушений речи, которые включены в названные классификации, в специальной литературе можно встретить и другие термины для разных нарушений речи, а именно: недоразвитие речи, системное недоразвитие речи, избирательный мутизм, о которых будет сказано ниже, при характеристике конкретных нарушений речи.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании к категории лиц с особенностями психофизического развития относятся в том числе и лица с нарушениями речи. В республиканском банке данных о детях с ОПФР 91,75% детей – это дети с нарушениями речи (по состоянию на 15.09.2012 г.). Таким образом, это самая многочисленная группа среди всех детей, имеющих особенности психофизического развития.

При характеристике классификаций нарушений речи важно понимать, что различные виды нарушений речи выделяются как самостоятельные единицы, вне зависимости от вида отклоняющегося развития. При разных видах отклоняющегося развития у детей также могут быть и разные нарушения речи. В то же время имеются такие виды нарушений речи, которые выступают как самостоятельные диагностические единицы, и ребенку может быть выставлен только речевой диагноз. Это относится, например, к общему недоразвитию речи, к моторной алалии, к дисграфии и дислексии, заиканию, ринолалии и т.д. Поэтому необходимо четко различать понятия «вид отклоняющегося развития» и «вид нарушений речи», особенно при проведении диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми с особенностями психофизического развития. В работах специалистов по логопсихологии это различение вводится через использование понятий «первичные нарушения речи» и «вторичные нарушения речи».