logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

6.2.1 Прогрессирующая деменция

По первому критерию деменция классифицируется на два основных вида: резидуальная (остаточная) ипрогрессирующая.Фактор динамики болезненного процесса является решающим для определения возможности дальнейшего психического развития ребенка.

Резидуальнаядеменция является результатом однократного патологического действия вредности на мозг ребенка: патологические изменения в головном мозге уже привели к изменению психических функций, к их распаду, однако дальнейшего распада функций уже не происходит. Деменция в этом случае представляет собой остаточный результат повреждения мозга. Психическое развитие ребенка будет происходить и далее, но в уже измененных условиях, в условиях работы поврежденного мозга и частично распавшихся психических функций. Ребенок остается способным познавать окружающий мир, действовать и общаться с окружающими людьми, правда, уже на ином уровне своих возможностей. Только в случае резидуальной деменции мы можем говорить о поврежденном психическом развитии как одном из видов отклоняющегося развития.

Прогрессирующая деменция наблюдается в случаях продолжающегося (не остановившегося) патологического воздействия вредностей на головной мозг при текущем органическом процессе. Вредности могут быть эндогенными, генетически обусловленными, а могут быть и экзогенными. Прогрессирующая деменция становится следствием таких клинических состояний, как хронически протекающие воспалительные заболевания мозга (менингит, энцефалит), прогрессирующий опухолевый процесс тканей головного мозга, тяжелые формы эпилепсии, детской шизофрении, склероз тканей мозга, различные дегенеративные заболевания нервной системы. Во всех этих случаях происходит постоянное разрушение нервной ткани мозга, а следствием этого является и распад психических функций. Распад психических функций также будет носить прогрессирующий характер, вплоть до полного распада психики.

При прогрессирующей деменции психическое развитие не происходит: наблюдается обратный процесс, процесс распада психики, поэтому термин «поврежденное развитие» не применим к случаям прогрессирующей деменции. Случаи прогрессирующей деменции, как правило, становятся объектами профессиональной деятельности медицинских работников, так как психолого-педагогические средства и способы работы с такими детьми малоэффективны.

۞ Иллюстрации

Синдром Ретта– в типичных случаях за ранним периодом внешне нормального развития следует частичная или полная потеря приобретенных ручных навыков и речи. Расстройство обычно начина­ется в возрасте от 7 до 24 месяцев. Особенно характерны стереотипии в форме «заламывания или мытья рук» и потеря целенаправлен­ных движений рук. Этому сопутствует потеря, частичная потеря или недостаточное развитие речи, при которых руки находятся в согнутом положении у груди или подбородка; стереотипное смачивание кистей рук слюной; недостаточное прожевывание пищи; частые эпизо­ды гипервентиляции; практически во всех случаях отсутствие приобре­тения контроля над деятельностью кишечника и мочевого пузыря; нередко избыточное слюнотечение и высовывание языка; отсутствие со­циального взаимодействия. Социальное и игровое развитие останавливается в течение первых двух–трех лет, но отмечается тенденция к сохранению социального интереса. Осанка нарушается, походка становится неустойчивой, отмечается мышечная гипотония, нарушение координации движений туловища, нередко развивается сколиоз или кифосколиоз. Исходом состояния почти всегда является тяжелая интеллектуальная недостаточность. Приблизительно в половине случа­ев к подростковому или молодому возрасту развивается спинальная ат­рофия с тяжелой моторной недостаточностью [2, с. 35].

۞ Иллюстрации

Брюс (8 лет)направлен к психиатру из-за предположений о том, что он страдает истерической слепотой (неосознанно притворяется, симулирует слепоту). Осложнения начались с необоснованных капризов и нарастающего упрямства. Врач-педиатр не обнаружил никаких соматических аномалий. Но Брюс продолжал выглядеть ребенком с частичной потерей зрения, и по мере того, как его зрение становилось все хуже и хуже, он был госпитализирован в психиатрическое детское отделение. Исследование глаз по-прежнему не обнаруживало никаких отклонений. Отец мальчика был твердо убежден в том, что ребенок притворяется.

Брюс был подвергнут тщательному обследованию. Было замечено, что он продолжает поиск нужной вещи наощупь даже тогда, когда за ним никто не наблюдает, что указывало на действительные нарушения зрения. Дополнительное офтальмологическое обследование обнаружило небольшой избыток пигмента в заднем отделе глаз, что иногда указывает на редкую форму дегенеративного заболевания, поражающего мозг и глаза. Этот предварительный диагноз подтвердился, поскольку болезнь прогрессировала, и при обследовании были найдены еще более очевидные аномалии. Брюса перевели в школу для слепых, затем в больницу для умственно отсталых детей, поскольку интеллект у него резко понизился и появились эпилептические припадки [8, с. 158].