1.1 Предметная область специальной психологии как науки
Детство– это период жизни человека, который хронологически охватывает промежуток от рождения человека до его совершеннолетия. Этот период называют уникальным, неповторимым, потому что именно в это время ребенок приобретает общечеловеческие способности, получает возможности ориентироваться в окружающем мире и преобразовывать его, устанавливать отношения с другими людьми, реализовывать свою индивидуальность. В истории науки существовали две мировоззренческие позиции по отношению к детству [1]. Согласно первой позиции, детство рассматриваетсякак подготовка к будущей жизни, будущая взрослая жизнь признается более ценной для человека. Тем самым значение детства принижается, так как предполагается, что в детстве человек не живет полноценной жизнью, а только к ней готовится. Согласно второй позиции, детство понимаетсякак самоценный период жизни человека, на протяжении которого ребенок реализует свое видение мира и своего места в этом мире, реализует свою сущность и неповторимость. Согласно этой точке зрения, ребенок – это не уменьшенная копия взрослого, а человек, отличный от него. Задача тех наук, которые занимаются детством – описание специфических особенностей детства как самоценного периода жизни и открытие законов развития человека. В психологии эту задачу решает психология развития, или возрастная психология, разделом которой является детская психология. Описанием специфики психического развития детей в измененных неблагоприятных условиях занимаетсяспециальная психология.
В системе научного знания о детстве специальнаяпсихология занимает особое место. Во многом это место определяется тем, что специальная психология изучаетдетей с особенностями психофизического развития.Это такие дети, которые отличаются от большинства детей, от «среднестатистического» ребенка своего возраста по многим признакам. Таких детей иногда можно узнать по характерной внешности, по особенностям строения тела и конечностей. В других случаях внешность ребенка ничем не примечательна, но в общении с ним понимаешь, что он не такой, как все, потому что он трудно вступает в контакт, не может пользоваться речью. Такие дети обучаются по-другому и испытывают трудности при усвоении знаний, умений и навыков. У них большие трудности адаптации в обществе и в выполнении социальных ролей, поэтому они нуждаются в постоянной поддержке и помощи при осуществлении жизнедеятельности. И, наконец, некоторые из таких детей понимают и чувствуют, что они не такие, как все, их не принимают как равных, как обычных людей с такими же потребностями, какие есть у всех других людей.
Таких детей в разные времена обозначали разными терминами. В начале ХХ века их называли «ненормальными детьми», и почти одновременно с этим по отношению к ним начинает использоваться понятие «дефективные дети». В конце 1930-х годов вводится термин «аномальные дети», охватывающий все недостатки развития детей. Термин «дефект» сохраняется в названии науки «дефектология», которая буквально расшифровывается как «наука о дефекте», и в названии квалификации педагога «учитель-дефектолог». Все эти понятия указывали на психические или физические недостатки у детей, из чего вытекала необходимость создания специальных условий их обучения и воспитания.
Использование термина «дети-инвалиды» говорит о том, что, во-первых, это дети, во-вторых, они имеют какие-то ограничения, в-третьих, они «неполноценные» дети. Сейчас этот термин употребляется в основном для того, чтобы обозначить группу детей, которые получают социальную помощь от государства.
После принятия ООН в 1989 году «Конвенции о правах ребенка» постепенно начало изменяться отношение общества к детям с физическими и умственными недостатками. В статье 23 Конвенции рассматриваются права детей с особенностями умственного и физического развития. В ней подчеркивается, что дети-инвалиды в умственном или физическом отношении имеют право на полноценную и хорошую жизнь в условиях, гарантирующих неприкосновенность их достоинства, развивающих чувство уверенности в себе и способствующих активному участию в жизни общества. Государства должны оказывать особую заботу для обеспечения права на образование, обучение, права пользоваться услугами здравоохранения, права на труд, а также обеспечение возможностей реабилитации, что в комплексе ведет к наиболее полной социальной адаптации и индивидуальному, культурному и духовному развитию.
В 1993 году Республика Беларусь присоединилась к действию «Конвенции о правах ребенка», и в стране был принят «Закон о правах ребенка». После принятия этих важных документов специалисты и общественность начали использовать этически более корректные термины для обозначения детей из данной группы. С начала 1990-х годов используются следующие термины: дети с особенностями психофизического развития (ОПФР), дети с особыми потребностями, дети с физическими и умственными недостатками, дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности (в России).В отдельных случаях используется краткий вариант «особый ребенок», «особые дети» вместо «дети с особенностями психофизического развития». Все эти термины не несут в себе оценочных характеристик, они только высвечивают те особенности, которыми отличаются некоторые дети, живущие среди нас. В равной степени к таким особенностям можно отнести высокий или низкий рост человека, массу его тела, цвет волос или глаз и даже группу крови. Носители этих природных характеристик отличаются друг от друга, но эти характеристики не являются оценочными. Они в определенной степени влияют на сферу деятельности, которую изберет человек, они же определяют и ограничения жизнедеятельности. Дети с особенностями психофизического развития имеют не только специфические потребности, но и физические и умственные ограничения, которые, конечно, более серьезны и существенны, чем ограничения человека по его росту или массе тела. Такие дети нуждаются в том, чтобы общество особым образом заботилось о них, обеспечивало бы им соответствующие условия медицинского обслуживания и получения образования в соответствии с их потребностями и возможностями.
Одновременно с процессом изменения терминологии происходит процесс преодоления клинического способа описания детей с особенностями развития. Этот способ ориентирует на описание особенностей и проявлений болезни, ее причин и условий возникновения, и тогда о ребенке с особенностями психофизического развития судят в соответствии с фактами его болезни. Так, болезнь Дауна понимается как нарушения в наборе хромосом, детский церебральный паралич – как нарушение функционирования двигательной сферы в результате поражения центральной нервной системы. При клиническом способе описания детей преобладает тенденция определять физические, эмоциональные, интеллектуальные качества только через их болезненные проявления. В этом случае диагноз «болезнь Дауна», «детский церебральный паралич», «детский аутизм» и т.п. может легко использоваться для определения человека в целом, а не только его состояния. Так происходит процесс навешивания медицинских ярлыков. Слово, которое может быть использовано для обозначения какой-либо одной особенности тела человека или его умений, начинает определять личность в целом или даже идентифицироваться с ней. Тем самым особенности человека, его внутреннего мира остаются за пределами рассмотрения.
Клинический способ описания предполагает, что знания об определенной категории людей с отклонениями в развитии, так же как и решение их судьбы, является прерогативой специалистов, а иногда даже и очень узкой группы специалистов. Это значит, что принятие клинического способа описания детей может создать непреодолимую пропасть между интересами родителей, имеющих особых детей, и позицией узких специалистов. Ребенок, имеющий определенный диагноз, – это не только его болезнь, но способ его жизни и способ построения отношений с миром. Описание ребенка с позиций его психологических особенностей, восприятия им мира вокруг себя, построения отношений с другими людьми, а также понимания ребенком самого себя и других людей, его внутренняя картина мира – это психологический способ описания ребенка с особенностями психофизического развития.
Вероятно, поэтому из употребления стали изыматься такие слова, которыми называли особого ребенка, но которые на самом деле обозначают его заболевание. Например, говоря о ребенке с умственными нарушениями, не стоит употреблять слово «олигофрен», «умственно отсталый» или «Даун», о ребенке с шизофренией говорить «шизофреник», а о ребенке с детским аутизмом не говорят «аутист», не употребляются и термины «слепой» и «глухой». Так как в центр ставится ребенок с его неповторимыми чертами личности и способами жизни, то корректно говорить «ребенок с интеллектуальной недостаточностью», «ребенок с болезнью Дауна», «ребенок с шизофренией», «ребенок с детским аутизмом», «незрячий ребенок» или «неслышащий ребенок».
Дети с особенностями психофизического развития имеют ограничения в разных областях. Некоторым детям недоступны многие движения, другим детям трудно выполнять те движения, владение которыми кажется здоровым людям чем-то само собой разумеющимся. Дети не могут ходить и бегать, подниматься по лестнице, ползать и даже сидеть и переворачиваться со спины на живот. Некоторые дети с трудом ориентируются в окружающем мире, воспринимают предметы вокруг, им тяжело дается установление связей между предметами и явлениями, они не всегда понимают, о чем говорят окружающие. К отдельной группе относятся дети, которые вообще живут в своем собственном мире, они не могут принять и понять тот порядок жизни, который принят в обществе. Некоторые дети плохо видят или не видят вообще, они легче воспринимают мир через посредство звуков и речевых конструкций. В противоположность этому есть дети, которые хорошо видят и воспринимают мир в виде зрительных образов, но разнообразный мир звуков им недоступен.
Дети с особенностями развития существенно отличаются между собой – существуют разнообразные виды, варианты, формы отклонений в развитии. Но всех этих детей можно условно расположить между двумя полюсами. На одном полюсе располагаются те дети, которые явно отличаются от обычных, нормально развивающихся детей. Это дети с тяжелыми нарушениями в развитии, они обладают лишь минимальными возможностями для познания мира и действования в нем. В то же время другая группа детей – это дети с небольшими отклонениями от нормы, имеющие лишь отдельные ограничения жизнедеятельности. Такие дети могут при условии правильно организованной помощи успешно подготовиться к жизни в обществе и к выполнению социальных функций, а об их ограничениях знают лишь специалисты.
У тех, кто впервые знакомится со специальной психологией как областью науки и практики, не может не возникнуть вопрос о причинах появления и существования детей с особенностями в развитии. Этот вопрос имеет, по крайней мере, два смысловых звучания: первое звучание – почему или по каким причинам и при каких условиях рождаются такие дети; и второе звучание – в чем значение и смысл существования в обществе таких детей, что общество получает от их существования?
Говоря о причинах и условиях появления особых детей, мы можем вспомнить высказывание известного отечественного психолога Л.С. Выготского о том, что аномальное развитие есть «природный эксперимент» [3]. Природа распорядилась так, что у части рожденных на земле людей есть что-то необычное, особенное, аномальное. Однако ребенок с ОПФР живет среди людей, и у него не могут не сложиться специфические отношения с обществом. А само общество не всегда создает благоприятные условия для жизни и развития даже тех детей, которых этот природный эксперимент не коснулся.
Вопрос о смысле рождения и существования детей с особенностями развития весьма сложный и неоднозначный. Но если какое-то явление в нашей жизни присутствует, значит, в этом какой-то смысл есть. Проблема только в том, чтобы этот смысл открыть. Возможно, каждый человек, который сталкивается с фактом существования особых детей, находит этот смысл и для себя лично, и для общества в целом. Вероятные определения смысла таковы. Во-первых,общество должно быть разнообразным, и в нем должны жить разные люди, в том числе и те, кто отличается от основной массы населения.Во-вторых,наличие особых людей – это своеобразное испытание общества на гуманность, на способность человеческого отношения к другому человеку.В-третьих,это испытание душевных сил каждого человека, который столкнулся непосредственно с особыми людьми. При встрече с особыми людьми у человека зачастую происходит изменение ценностно-смысловой сферы, и он начинает ориентироваться на действительные, а не мнимые жизненные ценности.
- Учреждение образования
- Ббк 88.48
- Оглавление
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии 12
- Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания 12
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании 35
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза) 53
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития 111
- Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью 111
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна 144
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией 159
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении 179
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения 207
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха 235
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 272
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями 294
- Глава 12 Дети с нарушениями речи 324
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями 366
- Раздел 3 397
- Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии 397
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии 431
- Введение
- Раздел 1 теоретические проблемы специальной психологии Глава 1 Специальная психология в системе психологического знания
- Содержание
- 1.1 Предметная область специальной психологии как науки
- 1.2 Межпредметные связи специальной психологии, ее теоретическое и практическое значение
- 1.3 Категория развития в специальной психологии
- 1.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 1.5 Библиография по теме «Специальная психология в системе психологического знания»
- Глава 2 Ребенок с особенностями развития в общественном сознании
- Содержание
- 2.1 Отношение общества к людям с физическими и умственными ограничениями (социально-исторический аспект)
- 2.2 Концепция обеспечения качества жизни и нормализации жизни ребенка и его семьи
- 2.3 Стереотипы общественного сознания в отношении лиц с физическими и умственными ограничениями
- 2.4 Краткий исторический очерк научного изучения детей с физическими и умственными недостатками
- 2.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 2.6 Библиография по теме «Ребенок с особенностями развития в общественном сознании»
- Глава 3 Отклоняющееся психическое развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие силы психического дизонтогенеза)
- Содержание
- 3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития
- 3.2 Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии
- 3.3 Научный вклад л.С. Выготского в специальную психологию (теория культурно-исторического развития высших психических функций)
- 3.4 Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)
- Причины (факторы)
- Биологические социальные
- 3.4.1 Биологические факторы
- 3.4.2 Социальные факторы
- 3.5 Закономерности отклоняющегося психического развития
- 3.5.1 Психологическая структура нарушений как проявление закономерностей отклоняющегося психического развития
- 3.5.2 Возраст и возрастная периодизация при отклоняющемся психическом развитии
- 3.5.3 Компенсация в процессе отклоняющегося психического развития
- 3.5.4 Факторы вариативности отклоняющегося психического развития
- 3.5.5 Классификация отклоняющегося психического развития
- 3.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
- 3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
- Раздел 2 характеристика разных видов отклоняющегося развития Глава 4 Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- 4.1 Общая характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)
- 4.2 Интеллектуальная недостаточность при олигофрении. Психическое недоразвитие
- 4.2.1 Феноменологическая характеристика детей с олигофренией
- 4.2.2 Клиническая характеристика олигофрении
- 4.2.3 Клинико-психологическая характеристика психического недоразвития
- 4.2.4 Возрастная динамика психического развития детей с олигофренией
- 4.2.5 Классификации умственной отсталости
- 4.2.6 Структура нарушения при психическом недоразвитии. Психологические основы комплексной помощи детям при психическом недоразвитии
- 4.3 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 4.4 Библиография по теме «Психическое недоразвитие: дети с интеллектуальной недостаточностью»
- Глава 5 Дети с синдромом Дауна
- Содержание
- 5.1 Клиническая характеристика синдрома Дауна
- 5.2 Особенности психического развития детей с синдромом Дауна
- 5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна
- 5.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 5.5 Библиография по теме «Дети с синдромом Дауна»
- Глава 6 Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией
- Содержание
- 6.1 Общая характеристика деменции
- 6.2 Классификация и клинико-психологическая характеристика деменции
- 6.2.1 Прогрессирующая деменция
- 6.2.2 Резидуальная деменция разной этиологии
- 6.3 Клинико-психологическая характеристика поврежденного психического развития
- 6.4 Психологические основы помощи детям при поврежденном психическом развитии
- 6.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практическое задание
- 6.6 Библиография по теме «Поврежденное психическое развитие: дети с деменцией»
- Глава 7 Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении
- Содержание
- 7.1 Понятие задержки психического развития
- 7.2 Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
- 7.3 Классификация форм задержанного психического развития
- 7.4 Психологическая характеристика задержанного психического развития
- 7.5 Структура нарушения и дифференциальная диагностика при задержанном психическом развитии
- 7.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 7.8 Библиография по теме «Задержанное психическое развитие: дети с трудностями в обучении»
- Глава 8 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения
- Содержание
- 8.1 Роль зрительного восприятия в процессе психического развития ребенка
- Этиология и классификация нарушений зрения у детей
- 8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения
- 8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации
- 8.3.2 Психическое развитие детей в раннем и дошкольном возрастах
- 8.3.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения в школьном возрасте
- 8.4 Структура нарушения при недостатках зрения у детей
- 8.5 Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения
- 8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 8.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»
- Глава 9 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха
- Содержание
- 9.1 Значение слуха для психического развития ребенка
- 9.2 Этиология и классификация нарушений слуха
- 9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха
- Структура нарушения при дефицитарном психическом развитии (дефицитарность слуха)
- 9.3.1 Психическое развитие неслышащих детей в раннем возрасте
- 9.3.2 Психическое развитие неслышащих детей в дошкольном возрасте
- 9.3.3 Психическое развитие неслышащих детей в школьном возрасте
- 9.3.4 Психическое развитие слабослышащих детей
- 9.3.5 Развитие личности детей с нарушением слуха
- 9.4 Специфические виды речи неслышащих людей
- 9.5 Психологические основы помощи детям при нарушении слуха
- 9.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 9.7 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушением слуха»
- Глава 10 Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Содержание
- 10.1 Психофизиологическая характеристика движений человека
- 10.2 Нарушения движений у детей как результат заболевания нервной системы
- 10.3 Психическое развитие детей с детским церебральным параличом
- 10.4 Структура нарушения и психологические основы помощи детям при двигательных нарушениях
- 10.5 Вопросы для размышления, проверки, самоконтроля; практические задания
- 10.6 Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с двигательными нарушениями»
- Глава 11 Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Содержание
- 11.1 Общая характеристика детского аутизма и аутистических нарушений
- 11.2 Клинико-психологическая характеристика детского аутизма
- 11.3 Психологическая характеристика искаженного психического развития
- 11.4 Дифференциальная диагностика
- 11.5 Психологические основы помощи детям с аутистическими нарушениями
- 11.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 11.7 Библиография по теме «Искаженное психическое развитие: дети с аутизмом и аутистическими нарушениями
- Глава 12 Дети с нарушениями речи
- Содержание
- 12.1 Психофизиологические и психологические механизмы речи
- Виды речи Внешняя речь внутренняя речь Устная речь Письменная речь диалог Монолог чтение письмо
- 12.2 Закономерности развития речи у детей
- 12.3 Этиология и классификация нарушений речи у детей
- 12.4 Психолого-педагогическая характеристика нарушений речи у детей
- 12.5 Нарушения речи при разных видах отклоняющегося развития
- 12.6 Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
- 12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 12.8 Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
- Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями
- Содержание
- 13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития
- 13.2 Психологическая характеристика психопатий
- 13.3 Патологические формирования личности
- 13.4 Нарушения темпа полового созревания
- 13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности
- 13.6 Психологические основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии
- 13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями»
- Раздел 3 прикладные проблемы специальной психологии Глава 14 Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии
- Содержание
- 14.1 Психодиагностика отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.2 Психологическое сопровождение и реабилитация детей с отклонениями в развитии
- 14.3 Психокоррекция отклоняющегося развития как прикладной раздел специальной психологии
- 14.3.1 Теоретические основы психологической коррекции
- 14.3.2 Проблема содержания и методов психологической коррекции
- 14.4 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 14.5 Библиография по теме «Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии»
- Глава 15 Семья ребенка с оклонениями в развитии
- Содержание
- 15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка с особенностями психофизического развития
- 15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии как ситуация жизненного кризиса
- 15.3 Взаимотношения между сиблингами в семье, имеющей особого ребенка
- 15.4 Психологическая помощь семье, имеющей особого ребенка
- 15.5 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
- 15.6 Библиография по теме «Семья ребенка с отклонениями в развитии»
- Глоссарий