logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

3.1 Общая характеристика отклоняющегося психического развития

В специальной психологии длительное время использовалось понятие аномального развития, но в последнее годы термин «аномальное развитие» перестал удовлетворять ученых и практиков. Прежде всего, это связано с непринятием терминологии, которая используется по отношению к детям с особенностями развития и носит оценочный характер. «Аномальный» обозначает «необычный», выходящий за пределы нормы, как и термин «ненормальный», он имеет явно негативный оценочный характер. При использовании термина «аномальный» акцент делается скорее на необычности ребенка (ср.: магнитная аномалия, погодная аномалия), а не на особенностях процессов развития, которые наблюдаются при данной аномалии.

Однако еще в работах Л.С. Выготского встречается другой термин – «уклонение развития» [3, с. 15]. В свою очередь, Л.С. Выготский ссылается на заимствование этого термина у немецкого детского психолога В. Штерна, автора теории конвергенции двух факторов. Термин «уклонение» обозначает любое изменение в направлении развития ребенка.

Поэтому был предложен термин «отклоняющееся развитие», который обозначает, что развитие ребенка отклоняется от того пути, по которому, развиваясь, проходит большинство детей. И сейчас вместо названия дисциплины «психология аномального развития» все чаще употребляется название «психология отклоняющегося развития». Одно из ключевых понятий этой дисциплины – это «психический дизонтогенез» (диз – нарушение, расстройство; онтогенез – индивидуальное развитие ребенка), который понимается как отклонение от хода нормального онтогенетического развития ребенка.

Отклоняющееся психическое развитие– это нарушение как самого процесса психического развития, так и его результатов, это уклонение в сторону от нормального хода психического развития. Поэтому понятие отклоняющегося развития не может не основываться на четком знании и понимании логики и последовательности нормативного развития ребенка. «Само понятие «отклоняющееся развитие» отражает одновременно и качественно-количественные, и статико-динамические характеристики состояния ребенка. …Ценностью и сутью данного понятия является то, что его необходимо рассматривать только в ситуации «отклонения относительно чего-либо. …В последнее время понятие отклоняющегося развития получило признание и у ведущих специалистов в области коррекционной педагогики» [17, с. 27]. При рассмотрении отклоняющегося развития допустимо использовать в качестве синонимов термины «нарушения в психическом развитии», «отклонения в развитии ребенка».

В специальной психологии принято положение Л.С. Выготского о том, что закономерности нормального и отклоняющегося развития одинаковы (обоснование этого положения Л.С. Выготским см. ниже). Положение об общих закономерностях нормального и отклоняющегося развития – это констатация того, что предпосылкамиразвития в обоих случаях являются головной мозг, строение тела, пол ребенка, особенности его внешнего облика. Психическое развитие (как нормальное, так и отклоняющееся) осуществляется приусловииобщения ребенка с окружающими, носителями социального опыта, его собственной деятельности в социальной среде. Социальная среда являетсяисточником как нормального, так и отклоняющегося развития. Движущими причинами психического развития является возникновение и разрешение противоречий в ходе развития, и это положение относится как к нормальному, так и к отклоняющемуся развитию.

При рассмотрении процессов отклоняющегося развития, или нарушений психического развития, следует различать два термина – «нарушения психического развития» и «психические нарушения». Психические нарушения– это нарушения психического отражения окружающей действительности, нарушения функционирования психики, при которых не складывается истинная картина мира и невозможна адекватная регуляция человеком собственной активности.Нарушения психического развития– это нарушения процесса и результатов развития в результате изменения закономерностей психического развития, его предпосылок, условий, источников. Понятия «отклоняющееся развитие» и «нарушения психического развития» могут использоваться как синонимы, хотя и имеют некоторые смысловые оттенки. Нарушения психического развития могут наблюдаться как при наличии психических нарушений, так и при их отсутствии.

В каждой из научных дисциплин, изучающих ребенка с особенностями психофизического развития, – психологии развития, детской неврологии и психиатрии, коррекционной педагогике и др. – осуществляется специфическая для данной науки квалификация нарушений психического развития. Клиническая квалификация нарушенийпринята в медицинских дисциплинах, где анализируются отдельные болезненные формы, их этиология, патогенез, клинические симптомы и синдромы, течение болезни и ее исход. Клинические симптомы рассматриваются как результат патофизиологических процессов в головном мозге. Среди клинических симптомов в психиатрии выделяютнегативные симптомы(снижение уровня интеллектуального функционирования, уменьшение концентрации внимания, снижение памяти, утрата сформированных навыков) ипродуктивные симптомы(судороги, страхи, галлюцинации, психомоторная расторможенность).

В специальной психологии используется психологическая квалификация нарушений, согласно которой клинические симптомы являются не результатом патофизиологических процессов головного мозга, а проявлением нарушений процесса психического развития. Большинство детей с патологией нервной системы способны к психическому развитию. В процессе взаимодействия с окружающим миром у них появляются новые психические качества и свойства, и дети становятся способными к взаимодействию с окружающим миром на новом уровне. Конечно, если ребенок развивается в условиях патологии нервной системы, процесс его развития нарушается с самого рождения.Но процесс развития ребенка совершается, его можно наблюдать объективно, подтвердить с помощью психодиагностических средств; оценить продвижения в развитии можно также субъективно, через оценку ребенка другими людьми. Исключение составляют лишь дети с прогрессирующими заболеваниями нервной системы, при которых патологические процессы в головном мозге не останавливаются, а продолжаются. К ним относятся злокачественная эпилепсия и шизофрения, некоторые наследственные, дегенеративные заболевания нервной системы. Распад нервной ткани приводит к прогрессирующему распаду психики, который выражается в утрате ребенком ранее приобретенных психических качеств, умений и навыков. Чем быстрее ухудшается состояние нервной системы, тем быстрее происходит распад психики.

Специфика клинической и психологической квалификации нарушений психического развития хорошо видна на следующих примерах. В неврологии и психиатрии олигофрениярассматривается как проявление ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде всего лобной коры головного мозга. В специальной психологии рассматриваетсяпсихическое недоразвитиекак особый вид нарушений развития, наблюдающийся при олигофрении. В неврологии рассматриваются дети с детским церебральным параличом, у которых основными клиническими симптомами являются различные виды нарушения движений. В психологии при этом анализируется особый вид отклоняющегося психического развития –дефицитарное развитие, вызванное недостаточностью движений у детей. В детской психиатрии анализируется такое заболевание, как детский аутизм, а в специальной психологии – особый вид отклоняющегося психического развития, называемыйискаженным развитием,которое наблюдается у детей с аутизмом.