logo
Валитова И Е Спецпсихология 2014

9.3 Закономерности психического развития и структура нарушения при недостатках слуха

Психологические особенности детей с нарушением слуха и особенности развития психики в условиях слуховой депривации изучались в работах Т.Г. Богдановой, Р.М. Боскис, Г.Л. Зайцевой, Т.В. Розановой, И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Н.В. Яшковой, белорусских психологов Т.А. Григорьевой, Т.И. Обуховой и др.

Психическое развитие детей с нарушением слуха подчиняется тем же закономерностям, что и развитие всех детей с отклонениями в развитии. Все дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, у них наблюдаются специфические способы его познания, устанавливаются особые отношения с людьми, складываются специфические особенности их личности и самосознания. Психическое развитие при нарушении слуха относится к дефицитарному психическому развитию – развитие психики ребенка протекает в условиях недостаточности одной из анализаторных систем – слуховой системы. При дефицитарном типе психического дизонтогенеза первичное нарушение вызывает множественные вторичные нарушения разного порядка, которые непосредственно отражают первичное нарушение. В результате происходит нарушение межфункциональных связей, что изменяет структуру познавательной деятельности детей, развивающихся в условиях слуховой депривации. У детей с нарушением слуха наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления, а письменная речь приобретает у них большее значение по сравнению с устной речью, импрессивная речь преобладает над экспрессивной. Дети с нарушением слуха овладевают одновременно несколькими видами речи, каждая из которых дополняет друг друга: это словесная и жестовая речь, дактильная азбука, чтение речи с губ и лица говорящего. Все эти особенности сказываются на развитии всех психических процессов, на развитии личности детей, во многом определяют их интересы и мотивы поведения.

Важнейшей закономерностью психического развития, специфичной для детей с нарушением слуха, является нарушение психических функций вследствие снижения уровня речевого опосредования. Недоразвитие речи, являющееся прямым следствием нарушения слухового восприятия и понимания речи, не может не привести к нарушениям всех высших психических функций, которые по природе своей носят опосредованный знаками (речью) характер и являются произвольными. Если бы этой закономерности не существовало, то все психические функции у ребенка с нарушением слуха, не связанные непосредственно с речью, должны были бы оставаться абсолютно сохранными. К таким функциям можно отнести, например, зрительное и тактильное восприятие, наглядно-действенное мышление, воображение посредством образов. Действительно, у детей с нарушением слуха данные психические функции на ранних этапах развития практически не страдают. Однако при усложнении видов деятельности и общения ребенка, перцептивных и мыслительных задач дети с нарушением слуха начинают отставать от своих нормально слышащих сверстников. Это происходит потому, что решение сложных задач требует включения внутреннего плана деятельности, оперирования знаками, важнейшим из которых является речь. При овладении детьми жестовой и другими специфическими видами речи неслышащих речевое опосредование начинает замещаться жестовым опосредованием, и психические функции могут развиваться по обычным законам.

Иллюстрация описанных закономерностей дана ниже, при изложении вопроса об особенностях развития детей с нарушением слуха в разные возрастные периоды.